о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации объекта и понуждении к выполнению меропри



Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 июля 2010 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Самоволькина С.М.

С участием прокурора Пушина И.Ю.

При секретаре Кольцовой К.В.

Рассмотрев в открытом судебном заедании гражданское дело по заявлению прокурора Индустриального района г. Ижевска к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен», Администрации г. Ижевска о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации и понуждении к выполнению мероприятий

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился к суду с заявлением о признании бездействия ответчиков по делу МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен» и Администрации г. Ижевска незаконным, запрете эксплуатации здания и понуждении к выполнению мероприятий, указав, что прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен», расположенной по адресу: ..., ..., .... В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994г. № 9-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, граждане имеют право на охрану их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. К нормативным документам по пожарной безопасности согласно ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, являющееся обязательными для исполнения. Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписа­ния, постановления и иные законные требования должностных лиц пожар­ной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетен­ции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Обязанность по обеспечению пожарной безопасности, в том числе финансирование мероприятий в области пожарной безопасности, возложена на собственника имущества. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодек­са РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленче­ских, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по сво­им обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средст­вами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обяза­тельствам несёт собственник соответствующего имущества. В соответствии с пунктом 1.12. Устава МОУ СОШ Номер обезличен учредите­лем образовательного учреждения является муниципальное образование «город Ижевск» в лице Администрации г. Ижевска. Главным распорядите­лем бюджетных средств по отрасли «Образование», выделяемых учрежде­нию, является отраслевой орган Администрации г. Ижевска - Управление образования Администрации г. Ижевска. Финансирование школы согласно пункту 5.1 Устава МОУ СОШ Номер обезличен осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ними договором. Источниками формирования имущества и финансовых расходов школы являются бюджетные и внебюджетные средства: средства, выделяе­мые учредителем и Удмуртской Республикой, имущество, закрепленное за школой Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижев­ска на прав оперативного управления, средства, полученные от родителей (законных представителей) обучающимся дополнительных платных образо­вательных услуг, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной деятельности, а также другие источники, не запрещен­ные законом. Пунктом 5.8 Устава МОУ СОШ Номер обезличен запрещено принимать дейст­вующие обязательства, превышающие годовые объемы расходов, утвер­жденные в сметах доходов и расходов. Таким образом, соблюдение норм пожарной безопасности в МОУ СОШ Номер обезличен является обязанностью как самого образовательного учрежде­ния, так и его учредителя - Управления образования Администрации г. Ижевска (собственника имущества). Однако, проверкой установлено, что на протяжении 2008-2010г.г. ответчиками допускаются систематическое и злостное нарушение требова­ний противопожарной безопасности, а именно:

- пути эвакуации (пол) выполнены горючими материалами (доски),
что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от
22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*;

- наружная пожарная лестница № не исправна, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 41 ППБ 01-03;

- приборы отопления выступают из плоскости стен лестничных маршей на высоте менее 2,2 м., что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.26 СНиП 21-01-97*;

- коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной
перегородкой 2-го типа, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального
закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности», п. 6.26* СНиП 21-01-97*;

- автоматическая пожарная сигнализация в кабинетах первого этажа приемная, кабинет директора, методический кабинет), второго и третьего этажей не соответствует нормам (установлены тепловые точечные пожар­ные выключатели), что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального за­кона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях по­жарной безопасности», п. 3 НПБ 110-03;

- предел огнестойкости люка ведущего на чердак менее EI 30 (люк №
$), что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от
22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.4 СНиП 21-01-97*;

- не разработана декларация о пожарной безопасности, что является
нарушением ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Данные нарушения регулярно выявлялись государственными ин­спекторами по пожарному надзору Индустриального района г. Ижевска на протяжении 2008-2010г.г., по всем нарушениям в адрес руководителя образовательного учреждения вносились обязательные для исполнения предпи­сания, которые ответчиками до настоящего времени не устранены. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопас­ности» лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и иные должностные лица в пределах их компетенции подлежат дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством за нарушение требований пожарной безопасности. Принцип приоритета мер предупреждения, профилактики терроризма, минимизации и ликвидации его последствий согласно ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» является одним из основных принципов борьбы с терроризмом. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Непринятие мер по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения создаёт условия для террористических актов, последствиями кото­рых являются массовая гибель людей, в том числе несовершеннолетних граждан, и уничтожение муниципального имущества. В случае возникновения террори­стической угрозы, лица, находящиеся в образовательном учреждении, не смогут своевременно покинуть здание ввиду отсутствия автоматической пожарной сиг­нализации, соответствующей современным требованиям. При совершении терро­ристического акта (взрыв, возгорание и др.) наличие на путях эвакуации горючих материалов, неисправность наружной пожарной лестницы может способствовать гибели граждан, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или соз­дающих угрозу его нарушения. В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Статьей 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» установ­лено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие ох­рану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Бездействие МОУ СОШ Номер обезличен и его учредителя Управления образова­ния Администрации г. Ижевска, выразившиеся в длительном неисполнении мероприятий по пожарной безопасности, ставит в опасность жизнь и здоро­вье детей, обучающихся в образовательном учреждении, чей количествен­ный состав постоянно изменяется в течение года, а также обслуживающего персонала и посетителей учреждения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое за­явление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц. Нарушение правил пожарной безопасности в здании данного учреждения угрожает жизни и здоровью находящихся в нем лиц, состав которых постоянно меняется.

В судебном заседании прокурор на заявлении настаивает, дав объяснения ему аналогичные, пояснив дополнительно, что до настоящего времени не выполнены отделка путей эвакуации, не установлены перегородки. Предписания не выполнены. Иск связан, с тем, что бездействия представляют повышенную опасность для неопределенного круга лиц, могут поставить в опасность их жизнь и здоровье, решение должно быть обращено к немедленному исполнению в части эксплуатации школы до полного устранения все недостатков.

Представитель отдела государственного пожарного надзора Индустриального района г. Ижевска Юминов А.В., действующий на основании доверенности, требования прокурора поддержал, пояснив, что невыполнение предписаний, невыполнение требований в случае пожара может привести к распространении огня, дым и высокой токсичности, искрению, повышенной температуре, что представляет собой непосредственную опасность для жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала и посетителей. Перегородки поставлены, выполнены из алюминиевого профиля, но нет документов на дверное полотно, данная вещи не сертифицированы, данная перегородка нужна для разделения на противопожарные отсеки, чтобы не дать распространиться дыму и огню.

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен» Поздеева Т.В. в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что срок исполнения предписания до Дата обезличена года, срок не истек, если на все детали есть сертификаты, то почему все изделие не является сертифицированным. Учреждение сделало все возможное, на ремонт школы не тратят, все деньги уходят на устранение нарушений. Срок установлен в предписании ОГПН от Дата обезличена года, в 2009 году на аналогичные нарушения выдавалось предписание, не отрицает, что нарушения не были устранены, в 2008 году тоже было предписание по устранению нарушений на путях эвакуации, не отрицает, что нарушения не устранены.

Представитель Администрации г. Ижевска Корытцева М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, требовании я прокурора не признала, пояснив, что прокуратура в иске ссылается на невыполнение администрацией и школой предписаний, но срок устранения Дата обезличена года, поэтому говорить о бездействии преждевременно. Предмет спора может возникнуть только после Дата обезличена года при представлении доказательств. В настоящее время образовательный процесс не осуществляется, нет угрозы чьей-либо жизни. Учредитель по мере возможности, выделяет денежные средства и выполняет требования противопожарной безопасности. Внесен проект о выделении на мероприятия 500 000 руб., этот проект находится на согласовании. Не отрицает, что нарушения по 1 и 4 пунктам не устранены, имеются, сертификат на перегородку второго типа не представлен. Не отрицает, что имеющиеся нарушения косвенно создают угрозу и опасность для жизни и здоровья работникам школы.

Выслушав объяснения прокурора, представителя надзорного органа, представителей учреждения и администрации г. Ижевска, изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно предписания Номер обезличен об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выданного государственным инспектором Индустриального района г. Ижевска по пожарному надзору ст. лт. вн. сл. Юминовым А.В. Дата обезличена года директору МОУ СОШ Номер обезличен Поздеевой Т.В., необходимо устранить до февраля 2009 года следующие нарушения требований пожарной безопасности

1. определить и обозначить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электрооборудования

2. выполнить шкафы пожарные внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с требованиями НПБ-151-00

3. отделка путей эвакуации выполнена горючими материалами

4. восстановить наружные пожарные лестницы

5. обеспечить высоту эвакуационного выхода в свету с правой стороны не менее 1.9 м.

6. отделить помещения различных классов функциональной пожарной опасности противопожарными преградами (мастерские, склады, технические помещения)

7. выполнить систему оповещения на втором и третьем этаже третьего типа

8. демонтировать приборы отоплении, выступающими из плоскости стен в объеме лестничной клетки на высоте 2 м.

9. установить на обводную линию водомера задвижку с электроприводом. Установить кнопки включения задвижки с электроприводом у каждого пожарного крана.

10. произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в складе столовой

11. обеспечить предел огнестойкости заполнения между противопожарными люками ведущими на кровлю и перекрытием

12. выполнить мягкие вставки системы вентиляции из негорючих материалов (столовая)

13. разделить коридоры длиной более 60м. противопожарной перегородкой 2-го типа на участки

Согласно предписания Номер обезличен Номер обезличен об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выданного государственным инспектором Индустриального района г. Ижевска по пожарному надзору ст. лт. вн. сл. Юминовым А.В. Дата обезличена года директору МОУ СОШ Номер обезличен Поздеевой Т.В., необходимо устранить до Дата обезличена года следующие нарушения требований пожарной безопасности

1. отделка путей эвакуации выполнена горючими материалами

2. восстановить наружные пожарные лестницы

3. обеспечить высоту эвакуационного выхода в свету с правой стороны не менее 1.9 м.

4. выполнить систему оповещения на втором и третьем этаже третьего типа

5. демонтировать приборы отопления, выступающие из плоскости стен в объеме лестничной клетки на высоте 2 м.

6. установить на обводную линию водомера задвижку с электроприводом. Установить кнопки включения задвижки с электроприводом у каждого пожарного крана.

7. разделить коридоры длиной более 60 м. противопожарной перегородкой 2-го типа на участки.

Согласно предписания Номер обезличенНомер обезличен об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выданного государственным инспектором Индустриального района г. Ижевска по пожарному надзору ст. лт. вн. сл. Юминовым А.В. Дата обезличена года директору МОУ СОШ Номер обезличен Поздеевой Т.В., необходимо устранить до Дата обезличена года следующие нарушения требований пожарной безопасности

1. Отделка путей эвакуации (пол 1,2, этажа) выполнена горючим материалом (доски) (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*);

2. Наружная пожарная лестница № 2 не исправна (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 41 ППБ 01-03);

3. Приборы отопления выступают из плоскости стен лестничных маршей установленные на высоте менее 2,2 м (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 6.26 СНиП 21-01-97*);

4. Коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной перегородкой 2-го типа (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 6.26* СНиП 21-01-97*);

5. Автоматическая пожарная сигнализация в каби­нете директора, приемной, зам. директора по УВР, 22, 23 не соответствует нормам (установлены тепловые извещатели) ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 3 НПБ 110-03);

6. Соединение жил электропроводов выполнено скруткой (над входом в кабинет № 37) (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 2.1.21 ПУЭ);

7. Предел огнестойкости люка ведущего на чердак менее 0.6 часа (люк № 3) (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123-ФЗ, п. 8.4 СНиП 21-01-97*);

8. В вентиляционной камере столовой хранится хозяйственный инвентарь (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123, п. 40 ППБ 01-03);

9. В тамбуре выходе со столовой хранятся различные материалы (ч. 1 ст. 151 федерального зако­на № 123, п. 53 ППБ 01-03.

Согласно акта проверки органом государственного контроля Номер обезличен от Дата обезличена года в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований:

1. отделка путей эвакуации ( пол 1,2) выполнена горючим материалом ( доски) ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123 п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25. СНиП 21-01-97*

2. наружная пожарная лестница № 2 не исправна ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 41 ППБ 01-03

3. приборы отопления выступают из плоскости стен лестничных маршей на высоте 2,2 м. ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 6.26. СНиП 21-01-97*

4. коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной перегородкой 2-го типа ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 6.26* СНиП 21-01-97*

5. автоматическая пожарная сигнализация в кабинетах первого( приемная, кабинет директора, методический кабинет), второго, третьего этажах не соответствует нормам ( установлены тепловые точечные пожарные извещатели) ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 3 НБП 110-03

6. предел огнестойкости люка ведущего на чердак менее ЕI 30 ( люк № 3) ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 8.4 СНиП 21-01-97*

Согласно предписания Номер обезличенНомер обезличен об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выданного государственным инспектором Индустриального района г. Ижевска по пожарному надзору ст. лт. вн. сл. Юминовым А.В. Дата обезличена года директору МОУ СОШ Номер обезличен Поздеевой Т.В., необходимо устранить до Дата обезличена года следующие нарушения требований пожарной безопасности

1. отделка путей эвакуации ( пол 1,2) выполнена горючим материалом ( доски) ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123 п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25. СНиП 21-01-97*

2. наружная пожарная лестница № 2 не исправна ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 41 ППБ 01-03

3. приборы отопления выступают из плоскости стен лестничных маршей на высоте 2,2 м. ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 6.26. СНиП 21-01-97*

4. коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной перегородкой 2-го типа ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 6.26* СНиП 21-01-97*

5. автоматическая пожарная сигнализация в кабинетах первого( приемная, кабинет директора, методический кабинет), второго, третьего этажах не соответствует нормам ( установлены тепловые точечные пожарные извещатели) ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 3 НБП 110-03

6. предел огнестойкости люка ведущего на чердак менее ЕI 30 ( люк № 3) ч. 1 ст. 151 ФЗ№ 123, п. 8.4 СНиП 21-01-97*

7. декларация о пожарной безопасности не разработана (ст. 64 ФЗ № 123-ФЗ).

Согласно постановления Индустриального районного суда г. Ижевска от Дата обезличена года по делу об административном правонарушении муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен», расположенная по адресу: ..., ... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде приостановления деятельности в помещениях, расположенных по адресу: ... ... путем: в здании школы запретить проведение образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования; реализацию программ дополнительного образования детей, а также общеобразовательную программу дошкольного образования в помещениях школы на срок четырнадцать суток. Запрещен доступ несовершеннолетних граждан (до 18 лет) в помещения школы на срок четырнадцать суток.

Разрешая имеющийся между сторонами спор, суд принимает во внимание, что в силу ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом судом учитывается, что истец по настоящему делу был обязан доказать обстоятельства, указанные им в исковом заявлении, нахождение объекта на балансе ответчиков, несоответствие объекта соответствующим требованиям, основания для признания бездействия незаконным, основания для запрета эксплуатации объекта, основания для понуждения к проведению мероприятий по приведению объекта в соответствие с требованиями, обосновать перечень мероприятий, в то время как ответчик должен был оспорить обстоятельства, указанные истцом в исковом заявлении, и доказать отсутствие объекта у ответчиков, соответствие объекта требованиям, отсутствие оснований для признания действий (бездействия) ответчиков незаконными, отсутствие оснований для запрета эксплуатации объекта, отсутствие оснований для проведения указанных в заявлении мероприятий, оспорить перечень этих мероприятий.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу ст. 57 и 68 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Судом также учитывается, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными законом «О противодействии терроризму», Федеральным законом «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994г. № 9-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, граждане имеют право на охрану их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 названного Закона руководители организации имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2005 г.;

См. текст абзаца седьмого части второй статьи 37

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

Разрешая имеющийся спор и требования прокурора, суд принимает во внимание, что предъявленные прокурором требования обоснованы ст. 1065 ГК РФ представляет заинтересованному лицу, в том числе и прокурору, выступающему с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой создается опасность причинения такого вреда в будущем.

Исходя из диспозиции названной нормы, бремя доказывания возможности причинения вреда, а также вины ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.

Прокурор в обоснование своих требований о запрете эксплуатации здания школы ссылается на имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности, бездействие ответчиков по устранению этих нарушений, неисполнение ответчиками действующего законодательства в части обязанности по соблюдения правил пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан.

Ссылка прокурора на ст. 51 ФЗ «Об образовании» не может быть признана состоятельной и не может быть применена при разрешении настоящего гражданского спора, поскольку данная правовая норма исходя из ее смысла и содержания является специальной и направлена исключительно на понуждение образовательного учреждения к охране жизни и здоровья обучающихся при организации учебного процесса (учебные нагрузки), питания и медицинского обслуживания.

Как усматривается из материалов дела, объяснений участников процесса, по существу не оспаривается представителями ответчиков, здание школы на момент разрешения спора по существу в нарушение требований действующего законодательства и правил пожарной безопасности, являющимися обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, не соответствует требованиям:

- отделка путей эвакуации (пол 1.2 этажа) выполнена горючими материалами (доски) (нарушение ч. 1 ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*);

- коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной перегородкой 2-го типа (нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008г. «Технический регламент» о требованиях пожарной безопасности», п. 6.26* СНиП 21-01-97*).

Наличие данных нарушений представителями ответчиков не оспаривалось ни в момент проводимых надзорным образом проверок как в 2008, 2009 годах, так и в 2010 году, так и в судебном заседании.

Судом принимается во внимание, что перегородки 2-го типа фактически установлены, однако учитывается, что в установленном порядке данные изделия не сертифицированы, что не позволяет считать данное нарушение устраненным.

Поскольку требования пожарной безопасности и действующее в этой части законодательство обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, неисполнение неоднократных предписаний надзорного органа, отсутствие устранения указанных нарушений и совершения каких-либо реальных мер для их устранения свидетельствуют о бездействии ответчиков как МОЦ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен», в ведении которого находится здание школы, так и Администрации г. Ижевска, являющейся исполнительным органом собственника муниципального имущества. Данное бездействие является незаконным. Требования прокурора в этой части обоснованы и должны быть удовлетворены, на ответчиков должна быть возложена обязанность по устранению указанных нарушений.

При разрешении требований прокурора о запрете эксплуатации здания школы до полного устранения имеющихся нарушений, суд учитывает, количество имеющихся нарушений, их характер и опасность, длительность существования нарушений, и отсутствие со стороны учреждения каких-либо реальных, практических мер по их устранению в течение длительного времени. При таких обстоятельствах требования прокурора о запрете эксплуатации здания школы подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым запретить эксплуатацию здания школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен», поскольку не применение такого вида гражданской ответственности может повлечь за собой возможное причинение в случае возникновения пожара вреда имуществу, как самого муниципального учреждения, так и иных лиц, находящихся в непосредственной близости и на территории учреждения, кроме того, может причинить вред окружающей среде, а главное, не соблюдение вышеуказанных требований пожарной безопасности, создает угрозу причинения вреда здоровью, жизни граждан, работающих в учреждении и прежде всего обучающихся несовершеннолетних детей. При запрете эксплуатации здания школы не будут допущены ситуации, которые повлекут необратимые последствия для образовательного процесса, а главное для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, поскольку целью данного вида ответственности является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, установленного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Кроме того, суд полагает, что применение такого вида ответственности позволит Администрации учреждения и Администрации г. Ижевска в полной мере заняться вопросами устранения выявленных нарушений.

Прокурором и представителем надзорного органа не отрицается, что другие нарушения, указанные в выданных надзорным органом предписаниях и указанные прокурором в заявлении в суд, к моменту разрешения настоящего гражданского дела устранены, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части и возложения на ответчиков обязанности по их устранению уже не имеется.

Доводы представителей ответчиков о намерении выделить денежные средства и согласовании различных финансовых документов о выделении денежных средств Администрацией г. Ижевска для устранения имеющихся нарушений не могут быть признаны судом состоятельными и приняты во внимание, поскольку такие намерения, обсуждение и согласование финансовых вопросов ответчиками в течение длительного времени не устраняет ни имеющиеся нарушения, ни имеющуюся угрозу жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала и посетителей школы.

Не может быть признан состоятельным и заслуживающим внимание довод представителей ответчиков об установлении надзорным органом срока для устранения нарушений до Дата обезличена года, так как само по себе установление такого срока в очередной раз не свидетельствует о безусловном выполнении очередного предписания, об отсутствии или устранении нарушений и имеющейся угрозы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Индустриального района г. Ижевска к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен», Администрации г. Ижевска о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации и понуждении к выполнению прокурора Индустриального района г. Ижевска к муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа Номер обезличен», Администрации г. Ижевска о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации и понуждении к выполнению удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен» и Администрации г. Ижевска по выполнению правил пожарной безопасности в учреждении незаконным.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен» и Администрацию ... устранить нарушения требований пожарной безопасности:

- отделка путей эвакуации (пол 1.2 этажа) выполнена горючими материалами (доски) (нарушение ч. 1 ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*);

- коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной перегородкой 2-го типа (нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008г. «Технический регламент» о требованиях пожарной безопасности», п. 6.26* СНиП 21-01-97*).

Запретить эксплуатацию здания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен» до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности:

- отделка путей эвакуации (пол 1.2 этажа) выполнена горючими материалами (доски) (нарушение ч. 1 ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*);

- коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарной перегородкой 2-го типа (нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008г. «Технический регламент» о требованиях пожарной безопасности», п. 6.26* СНиП 21-01-97*).

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате судьей Самоволькиным С.М.

Решение в окончательном виде изготовлено судьей Самоволькиным С.М. Дата обезличена года.

Судья С.М. Самоволькин