о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации




Дело № 2-2905-10

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2010 года

Индустриальный районный суд г.Ижевска УР

В составе судьи Ершовой К.Ф.

При секретаре: Газизовой Э.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Удмуртской республики, администрации ... о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Истица ФИО1 обратилась с исковыми требованиями к ответчикам о признании за ней права собственности на комнату 71 ....

В обоснование своих требований указала, что она с 1999 года постоянно проживает по адресу: ..., комната .... Её право пользования комнатой № на условиях договора социального найма подтверждает вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда по делу 2№ от -Дата-.

Домовладение, в котором расположено спорное жилое помещение, использовалось в качестве общежития, первоначально находилось на балансе предприятия «Удмуртсельпроект» и числилось как государственная собственность, согласно регистрационному удостоверению БТИ № от -Дата- Государственное предприятие «Удмуртсельпроект» постановлением Госагропрома УАССР от -Дата- № реорганизовалось в институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса УАССР « Удмуртагропромпроект».

Постановлением Верховного Совета УР от -Дата- №-Х11 «О разграничении государственной собственности на территории Удмуртской республики» проектный институт «Удмуртагропромпроект» отнесен к собственности Удмуртской республики.

В техническом паспорте на домовладение по ... от -Дата-, указанный дом учитывается на праве государственной собственности, согласно регистрационному удостоверению БТИ Г-№ от -Дата-

-Дата- Арбитражный суд УР вынес решение о ликвидации балансодержателя дома -ПИ «Удмуртагропромпроекта». Основанием для ликвидации послужило несоответствие организационно-правовой формы института требованиям ГК. Согласно выписке из ЕГРЮЛ институт прекратил свою деятельность -Дата- Все имущество института было безвозмездно возвращено в государственную собственность, кроме заселенного дома по .... И в период ликвидации балансодержателя, ... в нарушение законодательства введение муниципального органа не оформлен. В реестре муниципальной собственности здание не числиться.

-Дата- по заявлению Администрации ... домовладение по адресу: ... регистрационной службы в порядке ст.225 ГК РФ, как бесхозяйный объект недвижимого имущества с назначением: жилое.

По истечении более чем четырехлетнего срока со дня постановки на учет домовладения, как бесхозяйного, в декабре 2009г. истица обратилась в управление муниципального жилья Администрации ... с заявлениями о заключении со мной договора социального найма с последующим правом приватизации на комнату №. На заявление я получила отказ №-т от -Дата-

-Дата- истица обратилась с аналогичным заявлением в Министерство имущественных отношений УР. Получила отказ № от -Дата- Считает отказы незаконными по следующим основаниям:

В соответствии со ст.9 Закона РФ от -Дата- № « Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего на момент ликвидации балансодержателя спорного дома, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Ст. 18 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» текстуально совпадает с вышеуказанной статьей и также гарантирует сохранение жилищных прав граждан.

Таким образом, на основании вышеуказанных законов право пользования должно быть сохранено, независимо от того, в чьем хозяйственное ведение или оперативное управлении находится домовладение в настоящее время.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от -Дата- № «Об использовании объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с -Дата- Указом Президента Российской Федерации от -Дата- №) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться во введении администрации по месту расположения объекта.

Однако, в процессе реорганизации и при смене государственной собственности на иную, правопреемник государственного предприятия « Удмуртсельпроект» - вновь образованное предприятие ПИ «Удмуртагропромпроект» с колхозно-кооперативной формой собственности, в нарушение действующего законодательства не передало в муниципальную собственность жилые помещения в общежитии по ....

На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно ст.7 Федерального Закона от -Дата- № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, с -Дата- применяются нормы Жилищного Кодекса Российской федерации о договоре социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от -Дата- № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 11 указанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно справкам «Удмуртского республиканского центра технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» и «Росреестра», истица в приватизации не участвовала.

Права, предусмотренные ст.7 Федерального Закона от -Дата- № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», возникли у меня до -Дата-, следовательно, истица имеет право приобрести занимаемое изолированное жилое помещение в собственность бесплатно.

Кроме того, эти права возникли у неё до того, как -Дата- домовладение было зарегистрировано по заявлению Администрации ... как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Постановка дома на учет в ФРС является лишь административным актом. Такая постановка на учет не является юридическим фактом, воздействующим на ранее возникшие гражданские правоотношения, объектом которого является данная недвижимость.

Единственное последствие постановки на учет является не гражданско-правовым, а гражданско-процессуальным. С момента постановки на учет начинается течение годичного срока, необходимого для предъявления муниципалитетом соответствующего требования в суд об административном приобретении права собственности.

Годичный срок истек -Дата-, однако по сей день передача дома в муниципальную собственность не произошла, т.е. муниципалитет не воспользовался правом, предоставленным ему ч.3 ст.225 ГК РФ. Административный учет домовладения не может служить препятствием для реализации жилищных и приватизационных прав граждан. Законом установлен приоритет права собственности над административным приобретением права собственности.

В настоящее время жилищные права истицы поставлены в зависимость от бездействия органов местного самоуправления, от их решения заявлять, либо не заявлять в суд общей юрисдикции требования о признании жилых помещений домовладения № муниципальной собственностью в порядке ст.225 ГК РФ.

В том случае, если жилые помещения должны быть переданы в муниципальную собственность, однако по каким-то причинам они не переданы, граждане лишаются возможности воспользоваться своим правом на приватизацию, что соответственно нарушает положения ст.2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, а также статьи 7, 19 (часть 1), 35 (часть 2), 55 ( часть 3) Конституции РФ. Если государство устанавливает в Законе право граждан на жилище, на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить равные правовые условия и возможность для реализации этого.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальные государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40). Неисполнение органами власти требований о передаче и приеме жилищного фонда, их бездействие не должно служить препятствием в реализации гражданами прав, гарантированных Конституцией. Согласно п.2ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так в совместно с другими лицами.

В данном случае, истица поставлена в неравные условия с гражданами, проживающими в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в муниципальную собственность. Эти граждане, в отличие от неё, на основе ст. 7 Федерального Закона от -Дата- № 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» имеют возможность проживания в муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма с правом последующей приватизации своего жилья.

После ликвидации балансодержателя дома ПИ «Удмуртагропромпроекта» целевое назначение использования жилых помещений в ... изменилось. Регистрация здания в качестве общежития в свидетельстве отсутствует, статус общежития утрачен. Жилые помещения дома являются постоянным местом жительства граждан, не связанного с работой, службой, либо учебой. В настоящее время все жильцы дома живут в одинаковом правовом режиме использования жилых помещений. Жильцы дома в судебном порядке признают не только свое право пользования на условиях договора социального найма, но и право собственности на жилые помещения в порядке приватизации, что подтверждает, что данный жилищный фонд используется на условиях договора социального найма.

Комната № является изолированным жилым помещением, следовательно, может являться объектом договора социального найма (ст.62 ЖК РФ).

Необходимо учитывать, что отказ в приватизации, фактически означал бы установление различий в праве на приватизацию и закрепление неравенства прав граждан, что противоречит ст. 19 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство прав и свобод граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с этим, полагает, что она имеет законное право на получение в собственность занимаемого нами жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Следовательно, поскольку по независимым от неё причинам она не может реализовать свое право приватизации на занимаемое нами жилое помещение, так как оно не входит в состав муниципального жилищного фонда, то она вправе обратиться в суд с требованием о признании за нами права собственности в порядке приватизации.

Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истицы ФИО3 исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель Министерства имущественных отношений УР ФИО4 в судебное заседание не явилась, направила суду отзыв на исковое заявление, в котором возражала против предъявленных исковых требований.

Представитель администрации ... в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствие ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в заочном производстве.

Третье лицо-ФИО5 исковые требования жены поддержал и пояснил, что он не намерен участвовать в приватизации. Последствия отказа от участия в приватизации осознает.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Согласно регистрационному удостоверению выданному -Дата- БТИ, домовладение 21 по ... в ..., было зарегистрировано по праву государственной собственности за «Удмуртсельпроектом».

Государственное предприятие «Удмуртсельпроект» реорганизовалось в институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса УАССР «Удмуртагропромпроект».

Согласно сведениям из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №, ПИ «Удмуртагропромпроект», -Дата- прекратило свою деятельность согласно решению суда.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, по заявлению администрации ..., здание по адресу ... поставлено на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества с назначением: жилое, -Дата-. До настоящего времени вопрос о собственнике данного здания не решен.

Суд, соглашается с доводами стороны истца в части обоснования законности требований о признании права собственности на комнату 71 в ....

Из представленных истцом документов следует, что она на законных основаниях была вселена в спорное жилое помещение и до настоящего времени проживает в нем.Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда ... -Дата-.

Согласно справкам из ГУП «Удмурттехинвентаризации» и Управления Федеральной регистрационной службы истица не использовала право бесплатной приватизации.

Из анализа действующего законодательства и представленных стороной истцов документов следует, что каких-либо препятствий, установленных законом для удовлетворения требований истицы не имеется. Истец вправе требовать передачи занимаемого ими жилого помещения в собственность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,59,194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на комнату 71 в ....

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено -Дата-.

Судья: К.Ф.Ершова