Именем Российской Федерации
4 октября 2010 года г.Ижевск УР
Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики
В составе председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.
С участием пом.прокурора Индустриального района г.Ижевска Пашкиной О.А.
При секретаре Ложкиной И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы города Ижевска пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Избирательное объединение «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» обратился в суд с заявлением об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Свои требования мотивировал тем, что постановлением Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... №.1 от -Дата- был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
С момента начала избирательной компании по выборам депутатов Городской думы ... пятого созыва избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» были допущены существенные и многочисленные нарушения избирательного законодательства, являющиеся основанием для отмены регистрации муниципального списка кандидатов.
В соответствии с п.п. «в» и «г» п.8 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "е", "ж", "и", "к", "м" или "н" пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов;
в) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Кроме того, согласно п.п. «д» пункта 25 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отказа в регистрации списка кандидатов является:
- несоздание избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума избирательного фонда, фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание фонда референдума необязательно).
По имеющимся у избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» сведениям избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не создало в установленном Законом порядке избирательный фонд и агитационные материалы данного избирательного объединения финансировались из «иных денежных средств», составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда (п.п. «е» п. 25, ст. 38 ФЗ).
Кроме того, по имеющимся у избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» сведениям при проведении XIX Конференции Удмуртского регионального отделения Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не были соблюдены требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», что является основанием для отмены судом регистрации списка кандидатов (п.п. «а» п. 25, ст. 38).
В соответствии с п.1 ст.40 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Однако возглавляющий список избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Глава МО «Город Ижевск» Балакин В.В. и кандидат в депутаты глава администрации ... Ушаков А.А. неоднократно совершали действия, которые согласно п. 5 ст. 40 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются нарушением ограничений, связанных с должностным или служебным положением.
Так в частности в числе использованных преимуществ должностного и служебного положения Балакин В.В. и Ушаков А.А. организовали:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, при этом иным кандидатам, избирательным объединениям не было гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности для проведения предвыборной агитации, при этом их использование не было оплачено из соответствующего избирательного фонда избирательного объединения;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов.
д) ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, -членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, при этом иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не был гарантирован такой же доступ в соответствии;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Кроме того, был организован массовый подкуп избирателей, которые получали билеты на концерты (Валентина Пудова и т.д.), неоплаченные из избирательного фонда Брошюры «Единая Россия» консультирует. Вопросы и ответы», а также еженедельную бесплатную газету «Единая Россия», учреждённую согласно выходных данных Удмуртским региональным отделением политической партии «Единая Россия».
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 38 и 76 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просит отменить регистрацию муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
При рассмотрении гражданского дела представитель Избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Щукин С.Г., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что заявленные требования поддерживает в полном объеме и настаивает на их удовлетворении. Дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель Избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Чулкин Д.А., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что возражает против заявленных требований поскольку ни один довод, изложенный заявителем в своем заявлении, ничем не подтвержден. Руководителем избирательного объединения является Соловьев А.В., данных о том, что он использовал свое должностное или служебное положение не представлено. Действия кандидатов Балакина и Ушакова не являются основанием для отмены регистрации списка кандидатов в депутаты, поскольку они не являются руководителем избирательного объединения. Кроме того, представлены документы о нахождении указанных лиц в отпуске. То есть они не находились при исполнении своих обязанностей. Факт подкупа избирателей ничем не подтвержден, показания свидетелей со стороны заявителя нельзя принимать во внимание, поскольку они являются кандидатами избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», соответственно заинтересованы в исходе дела. Избирательный фонд создан. Доводы заявителя о несоблюдении требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных ФЗ «О политических партиях» ничем не подтверждены. По поводу показаний свидетелей – свидетель ФИО13 является кандидатом от партии «Патриотов России» не дал показаний по каким то фактам, сам он в зале театра не был, свидетель ФИО14 пояснил что был концерт, который посвящался юбилею «Любимой газеты». Представителем заявителя суду представлена копия билета на концерт В.Пудовой. Из билета видно что организатором этого концерта «Единая Россия» не является. По поводу видеороликов, которые просмотрены в судебном заседании, не возможно определить дату съемки, место съемки. Представитель заявителя давал пояснения о месте съемки, но его пояснения ничем не подтверждены. Можно сделать вывод и о специальной постановке представленных видеороликов. С учетом вышеизложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Володоманов В.О., действующий на основании доверенности, полностью поддержал доводы представителя Чулкина Д.А., просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... Кучумов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с п.8 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "е", "ж", "и", "к" или "н" пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов;
б) использования избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
а также в случаях предусмотренными пунктами «е» и «ж». Необходимо отметить, что избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выполнило все требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных ФЗ «О политических партиях»», и доказательств в обратном заявителем не представлено. Постановлением Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... от -Дата- №.1 зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва избирательного объединения. В установленном законом порядке создан фонд избирательного объединения, который пополняется и расходуется в соответствии с требованиями законодательства, и доказательств в обратном Заявителем не представлено, также стоит отметить, что у Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... нет никаких претензий относительно порядка создания избирательного фонда избирательного объединения. Также заявителем не представлено доказательств неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения. Пояснения Заявителя о том, что кандидатом в депутаты Главой муниципального образования «город Ижевск» Балакиным В.В. и кандидатом в депутаты главой Администрации ... Ушаковым А.А. неоднократно совершались действия, которые согласно п.5 ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются нарушением ограничений, связанных с должностным или служебным положением, считает несостоятельными. Так, необходимо отметить, что указанные лица находятся в отпуске в соответствии с требованиями законодательства, о чем в индустриальную территориальную избирательную комиссию ... представлены соответствующие документы. Таким образом, указанные лица не могли совершить действия, предусмотренные п.5 ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Позиция заявителя о том, что избирательным объединением был организован массовый подкуп избирателей, считает не достоверной, а также порочащей имя Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». -Дата- в порядке подготовки к рассмотрению данного гражданского дела судом участникам рассмотрения заявления определением суда распределено бремя доказывания. Заявителю было предложено представить доказательства, подтверждающие основания для отмены регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Организатором концерта В.Пудовой, на который ссылается заявитель, является «Любимая Газета», что установлено из билета, представленного заявителем. Наличие у избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» избирательного фонда установлено как при вынесении решения избирательной комиссией о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», так и при рассмотрении настоящего гражданского дела. Решение избирательной комиссии заявителем не обжаловано в установленный законом срок. Наличие нарушений со стороны избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - не соблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных ФЗ «О политических партиях» ничем не подтверждено. При указанных обстоятельствах, отсутствие каких либо доказательств, подтверждающих наличие в действиях избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» нарушений избирательного законодательства, являющихся основанием для отмены регистрации муниципального списка кандидатов. Тогда как обязанность представления данных доказательств лежит на заявителе.
В ходе судебного заседания по ходатайству участников рассмотрения гражданского дела были допрошены свидетели, которые показали:
Свидетель ФИО11, допрошенная по ходатайству заявителя суду показала, что она пенсионер, состоит в списке кандидатов Избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». В сентябре этого года в школе 84 на ... приглашали пенсионеров на встречу с депутатом В.Шаталовым. Поскольку у нее была информация, что на встречах, во дворах домов В.А.Шаталов людям-избирателям сообщал клеветническую информацию о партии «Патриоты России» она решила на этой встрече задать ему вопрос- почему он эти сведения доносит до избирателей. В тот вечер, начало было в 16 часов, в помещении школьной столовой были расставлены сдвинутые столы, был президиум. Когда пенсионеры заходили в помещение на столах были расставлены тарелки с салатами, выпечкой, стаканы для чая с лимоном, и пустые стаканы, потом стало ясно для чего. Ровно в 16 часов в зал зашел господин Шаталов, приветствовал собравшихся и пригласил их угощаться, сказал, что через 15 минут пообщаемся более детально. В это время публику стали обносить горячим блюдом -картофельным пюре с бифштексом и на каждый четырехместный стол была поставлена бутылка водки. Как началось застолье группа активистов начала громко петь под баян песни, приглашая присоединиться обедающих и собственно эти элементы застолья продолжались в течение всей встречи. 15 минут людям хватило чтобы съесть предложенное угощение, в это время господин Шаталов начал переходить от группы к группе и беседовать в индивидуальном порядке. Сквозь шум невозможно было услышать о чем он разговаривал в каждой группе. Перед тем как пойти к этим индивидуальным собеседованиям, он всем сказал что является депутатом городской думы, возглавляет фракцию и надеется что он в дальнейшем, благодаря поддержке присутствующих, будет продолжать свою работу. Он подчеркнул, что такие мероприятия организует дважды в год осенью и весной. Подчеркнул, что они у него новенькие и эти дома передали только весной и что эти пенсионеры буду пользоваться такими благами, которые были у его постоянных избирателей. Подчеркнул что это связано с предвыборной компанией. Когда Шаталов дошел до ее стола она задала ему вопрос, с которым пришла на это мероприятие. Он отрицал что он подавал информацию в таком ключе, сказав что информация доступна в Интернете и наполовину фонд Каспаров финансирует, который якобы финансируется благотворительными организациями западных стран. Он, понимая что окружающим эта тема неинтересна, перешел к другой группе. По второму разу стали разносить водку к столам где сидело больше мужчин. С ней за столом сидела женщина которая сказала, что вчера из этой школы уходили тетеньки «веселенькие» из другого дома. Шаталов подчеркнул что он идет от «Единой России», он как зам.председателя думы, подчеркивал что «Единая Россия» отремонтирует дороги, приведет в порядок дворы и надо голосовать за «Единую Россию». Люди на том мероприятии ничего не платили, ни о каких предварительных сборах разговоров не было. Шаталов сказал что такие мероприятия он проводит для ветеранов дважды в год и вы теперь тоже будете в них участвовать. В этих собеседованиях он принимал видимо какие то запросы, заказы, поскольку его помощница ходила и записывала.
Свидетель ФИО13, допрошенный по ходатайству заявителя, суду показал, что -Дата- он по билету, который ему вручил человек, который разносит «Любимую газету», пришел на концерт Валентины Пудовой. При входе в театр показал билет, ему оторвали корешок, прошел дальше. Там стояли два человека и не пустили его на концерт, мотивировали тем, что он не является подписчиком «Любимой газеты». Один из этих людей ему известен – Акулов, видел что он ранее сидел в избирательной комиссии и проверял подписи, как представитель партии «Единая Россия». Второй человек-Антонов, в общем, они вдвоем не дали ему возможности пройти на концерт. Он спросил у других граждан –есть ли у них подписной купон. Ему сказали что купона у них нет. Но его на концерт так и не пустили. Он пригласил администратора чтобы разобраться почему его не пускают на концерт, администратор не пришел. Попросил директора прийти, директор не пришел. Из зала было слышно что кого то поздравляют. В дальнейшем он смог пройти к руководителю в кабинет на 4 этаж. На дверях было написано «руководитель Уряскин», он попросил секретаря объяснить почему его не пропускают по билету. Секретарь сказала что руководитель на концерте. Там было слышно, что идет концерт в поддержку партии «Единой России». Было слышно «идем вдвоем, я по списку, Орлов по одномандатному округу», полностью речь слышать не мог, поскольку было много работников у сцены, еще стоял Антонов, который много говорил чтобы не было слышно что творится на сцене за дверями. Он спросил у работников, которые там находились где директор. Ему сказали что директор в зале, только что выступал. Просил его пригласить, просил секретаря связаться с директором по телефону. Связались, он сказал что подойти пока не может. Прошли в кабинет директора, ждать. Зам.директора сказал что они, показывая на двух молодых людей, откупили театр, всем здесь руководят. Он сам позвонил в милицию для того чтобы приехали и зафиксировали данное правонарушение и пошел в приемную ждать директора, чтобы определиться почему в зал его не пускают по билету. Через какое то время подошел директор, представился, пояснил, что эти два молодых человека руководят всем, говорил что они сегодня хозяева и всем руководят. Он попросил показать документы на основании которых проводится мероприятие. Ему ничего не показали, он вышел в фойе, ждать милицию. Он позвонил в прокуратуру попросил чтобы зафиксировали что идет мероприятие. Потом приехали сотрудники милиции, поехали в РОВД, зафиксировали нарушение. В дальнейшем к нему пришел ФИО14, сказал что ходил на концерт В.Пудовой, которая ему очень нравится. Но сказал, что Пудова пела немного, в основном дарили призы, вплоть до стенки в прихожую, лотереи проводили. У него есть видеозапись с концерта.
Свидетель ФИО14, допрошенный по ходатайству заявителя, суду показал, что он с внучкой был на концерте Валентины Пудовой. Деньги за концерт он не платил, ходили по домам и выдавали билеты всем желающим. Они сидели в партере. Сначала выступал господин Орлов, директор, кандидат в депутаты от «Единой России», выступал редактор «Любимой газеты», выступили, ушли, потом была лотерея, призы вручали, все это прошло, последний розыгрыш стенки в прихожую, потом концерт В.Пудовой. Концерт он не выдержал, ушел так как внучка устала, домой пошли. Помимо концерта Пудовой и агитации за «Единую Россию» проводились розыгрыши. Висел большой плакат на сцене «Единая Россия», по бокам плакаты висели. Шла агитацию за «Единую Россию» с розыгрышами. Кандидатом от партии он не является. Организатор концерта – говорили что все идет от газеты «Любимая газета», и директор театра и кандидат в депутаты Орлов поздравляли газету. Соловьев – не знает кто такой. Он видел стояли втроем – директор, Орлов, и еще один гражданин, кто был не знает. Все газету поздравляли, годовщина была.
Свидетель Шаталов В.А., допрошенный по ходатайству представителя избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», суду показал, что на протяжении последних 16 лет Совет ветеранов ... и иных районов проводит ежегодные встречи весной и осенью с ветеранами. На этих встречах присутствуют представители прессы и общественных организаций. На этих встречах никаких подарков не вручается, это организуется Советом ветеранов а не им. Он туда попал когда там уже были танцы, песни пели. Он там выступил, повидался с Надеждой (Гладыш), уехал. Он приходил знакомиться в школу, пришел с помощником, они там пели песни, плясали, он спросил что тут происходит и ему сказали что встреча организована Советом ветеранов в честь «дня пожилого человека». Кто спонсировал эту встречу он затрудняется сказать, поскольку это не он. Нужно спросить у членов Совета ветеранов. По своему будущему округу он ходил, встречался с жильцами, ходил в школы, детские сады. Он шесть раз был в этой школе. Смотрел школу – вдруг необходим ремонт, просто ходил по школе. Потом ему сказали, что в этой школе хорошая секция восточных единоборств, он посмотрел тренировку и ушел. Один раз ходил по территории школы. Но это традиционная работа кандидата. ..., где он действующий депутат, до трамвайных путей, 84 школа это не его избирательный округ пока, из школы он никого не знает. Он просто в тот день пришел в школу и попал на чаепитие. Он кандидат от «Единой России», публичных выступлений у него не было. Он пытается попасть на различные праздники чтобы познакомиться с людьми, только познакомиться, о политике разговоров не было, агитации не было.
Выслушав доводы участников процесса, показания свидетелей, исследовав видеозаписи, представленные заявителем, изучив и оценив все представленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых они предъявлены и в виду отсутствия нарушений избирательного законодательства со стороны избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по следующим основаниям:
Как было установлено в ходе судебного заседания -Дата- постановлением Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... №.1 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Общаясь в суд с заявлением об отмене регистрации муниципального списка кандидатов заявитель, Избирательное объединение «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», основывает свои требования на наличие существенных и многочисленных нарушений избирательного законодательства Избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Порядок рассмотрения заявлений об отмене регистрации кандидатов (списка кандидатов) регламентируется Федеральным Законом от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно ст.75 Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) п.1 Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных Федеральным Законом от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидата), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (п.5 ст.75 Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающими избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии (п.10 ст.75 Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии со ст.259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Таким образом, право обращения в суд с заявлением об отмене регистрации муниципального списка кандидатов принадлежит избирательному объединению, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Как установлено в судебном заседании Постановлением Индустриальной территориальной избирательной комиссией ... от -Дата- зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в количестве 45 человек.
Таким образом, указанное лицо вправе обращаться в суд с заявлением об отмене регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», поскольку списки кандидатов обоих избирательных объединений зарегистрированы по тому же избирательному округу.
Как усматривается из требований заявителя, изложенных в заявлении, в судебном заседании, заявитель заявляет следующие основания отмены регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
1. неоднократное использование руководителем избирательного объединения преимуществ своего служебного положения;
2. установление факта подкупа избирателей избирательным объединением,
3. несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных ФЗ «О политических партиях» при проведении XIX Конференции Удмуртского регионального отделения Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,
4. несоздание избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума избирательного фонда, фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со ст.58 ФЗ №-Фз создание фонда референдума необязательно);
В соответствии с пунктом 8 ст.76 Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "е", "ж", "и", "к" или "н" пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов;
б) использования избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи;
е) неоднократного несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении избирательного объединения факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до выдвижения списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывало к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировало и публично демонстрировало нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также установления такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.
Разрешая имеющийся между сторонами спор, суд принимает во внимание, что в силу ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В порядке подготовки гражданского дела к рассмотрению, судом определением от -Дата- сторонам было распределено бремя доказывания, согласно которому заявителю, Избирательному объединению «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» необходимо было доказать - наличие права требований об отмене регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения у заявителя; - соблюдения сроков и процедуры предъявления требований об отмене муниципального списка кандидатов избирательного объединения; - представить доказательства по каждому пункту заявления, а именно: - основания для отмены регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; - наличие существенных нарушений избирательного законодательства Избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» : - использование руководителем избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» преимуществ своего должностного или служебного положения; - неоднократность использования преимуществ; - доказать факт подкупа избирателей избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», его доверенным лицом. уполномоченным представителем, а также действующим по их поручению иным лицом или организацией; - доказать факт отсутствия избирательного фонда у избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; - доказать факт финансирования агитационной деятельности избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» из иных денежных средств, а не средств избирательного фонда; - доказать несоблюдение требований избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» к выдвижению списка кандидатов, предусмотренного ФЗ «О политических партиях» и в чем они выразились.
В силу ст.57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Таким образом, именно заявителю необходимо представить доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отмены регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», регламентируемых ст.76 Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Рассматривая требование заявителя об отмене регистрации муниципального списка кандидатов по основанию – неоднократное использование руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного положения, суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям: в своем заявлении, мотивируя данное требование, заявитель указывает на то, что возглавляющий список избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Балакин В.В. и кандидат в депутаты Ушаков А.А. неоднократно совершали действия, которые согласно п.5 ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что является нарушением ограничений, связанных с должностным или служебным положением.
Однако, в судебном заседании установлено, что руководителем «Удмуртского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является Соловьев Александр Васильевич на основании Решения Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от -Дата- Данных об использовании указанным лицом преимуществ своего должностного или служебного положения, заявителем не представлено.
В соответствии со ст.67 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» порядок и основания для аннулирования регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), исключении кандидата из муниципального списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (муниципальног8о списка кандидатов) устанавливаются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно ст.31 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии со ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
(п. 5 в ред. Федерального закона от -Дата- N 93-ФЗ).
Таким образом, исходя из вышеизложенного положения ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.31 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, государственных или муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидатов, использование помещений, занимаемых организациями независимо от формы собственности. за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, муниципальных списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях, использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда.
Как установлено в ходе судебного заседания, в соответствии с распоряжением №-к от -Дата- о предоставлении отпуска работнику, Балакину В.В. предоставлен отпуск с 13 сентября по -Дата-; в соответствии с распоряжением №-к от -Дата- Балакину В.В. предоставлен отпуск с 28 сентября по -Дата-. В соответствии с распоряжением №-л от -Дата- Ушакову А.А. предоставлен отпуск с 23 сентября по -Дата- и с 8 по -Дата-
Таким образом, указанные лица не могли совершить действия, предусмотренные п.5 ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Доводы представителя заявителя о нарушении Балакиным В.В. и Ушаковым А.А. п.5 ст.40 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ничем не подтверждены.
Рассматривая требование заявителя об отмене регистрации муниципального списка кандидатов по основанию установление факта подкупа избирателей избирательным объединением, суд приходит к следующему:
Согласно п.2 ст.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом «г» пункта 8 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в том числе в случае установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Доводы заявителя об организации избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» массового подкупа избирателей, которые получали билеты на концерты, неоплаченные из избирательного фонда брошюры «Единая Россия» консультирует. Вопросы и ответы», еженедельную бесплатную газету «Единая Россия» суд не может принять во внимание, поскольку они также не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Как установлено в судебном заседании из билета на концерт В.Пудовой, представленного заявителем, -Дата- состоялся концерт заслуженной артистки России, народной артистки Удмуртии Валентины Пудовой в Государственном национальном театре Удмуртской Республики. Однако ни из указанного билета, ни из показаний свидетеля ФИО14, свидетеля ФИО13 не следует, что указанный концерт организован избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Из показаний свидетеля ФИО14, из видеосъемки указанного концерта, представленной заявителем, следует, что концерт организован «Любимой газетой». Доводы заявителя о подкупе избирателей со стороны избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» путем проведения на концерте Валентины Пудовой лотереи и вручения подарков ничем не подтверждены. Доказательств того, что избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», его доверенным лицом, инициативной группой или ее уполномоченным представителем вручались подарки избирателям при проведении лотереи, вручались билеты на концерт В.Пудовой – ничем не подтверждены.
Оценивая показания свидетеля ФИО11 о подкупе избирателей со стороны избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» во время обеда в школьной столовой, суд исходит из того, что из ее показаний не следует, что инициатором проведения обеда для избирателей явилось избирательное объединение «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Доказательств этого не представлено. Напротив, из показаний свидетеля Шаталова В.А., а также справки, представленной представителем Избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» следует, что указанный обед для пожилых людей проведен Советом ветеранов ... УР.
Доводы заявителя о том, что избиратели получали неоплаченные из избирательного фонда брошюры «Единая Россия» консультирует. Вопросы и ответы», а также еженедельную бесплатную газету «Единая Россия» вообще ничем не подтверждены, даже самим фактом наличия этой брошюры и газеты, суду не представлено ни одного экземпляра указанных документов, так же как и ни одного доказательства, подтверждающих распространение указанных документов.
При исследованных судом доказательствах, представленных заявителем о подкупе избирателей избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования поскольку заявителем не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт подкупа избирателей избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Соответственно в удовлетворении требований заявителя об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по основанию – организация массового подкупа избирателей, необходимо отказать.
Рассматривая требование заявителя об отмене регистрации избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по основанию несоздание избирательного фонда, финансирование агитационных материалов данного избирательного объединения из «Иных денежных средств», составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, суд приходит к следующему:
Порядок избирательных фондов регламентирован главой VIII ФЗ Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ч.1 статьи 57 ФЗ Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 58 ФЗ №67-ФЗ - Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума. В случае отсутствия на территории избирательного округа, территории проведения референдума кредитных организаций кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.
Согласно пункту 12 ст.58 ФЗ № При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Из представленных представителем избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» документов – Договора специального избирательного счета политической партии (регионального отделения политической партии) № от -Дата-. между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) в лице заведующего универсальным дополнительным офисом № Удмуртского отделения № Сбербанка России и избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Перечня документов, необходимых для открытия и ведения счета, следует, что избирательный фонд создан. Также следует, что счет открывается лишь при соблюдении определенных условий – предоставление определенного списка документов, необходимых для заключения договора - заявление. Решение Центральной Избирательной комиссии РФ (избирательной комиссии субъекта РФ) о регистрации уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам (уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам); доверенности уполномоченных представителей и т.д.
Соответственно, доводы заявителя об отсутствии избирательного фонда не нашли своего подтверждения, опровергнуты представленными доказательствами. Следовательно, в удовлетворении требований заявителя об исключении избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по основанию – не создание избирательного фонда необходимо отказать.
Доводы заявителя о том, что агитационные материалы избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» финансировались из «иных денежных средств», составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда заявителем ничем не подтверждены.
В соответствии со ст.59 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» п.1 Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
Пункт 2 ФЗ №67-ФЗ гласит, что Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. Средства фондов референдума могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.
Согласно пункту 3. Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:
а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;
Из представленного представителем избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Списка израсходованных денежных средств на выборы депутатов Городской думы ... пятого созыва следует порядок расходования денежных средств.
Согласно п.9 ст.59 ФЗ №67-ФЗ избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Таким образом, на момент рассмотрения гражданского дела избирательная кампания не завершена, официального опубликования результатов выборов не было, соответственно не представлен и отчет о размере своего избирательного фонда.
При вышеуказанных обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств использования избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» финансирования агитационных материалов из «иных денежных средств», составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по основанию – отсутствие избирательного фонда и финансирование агитационных материалов из «иных денежных средств», составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Рассматривая требование заявителя об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты, вдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по основанию несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных ФЗ «О политических партиях», суд приходит к следующему:
Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума регламентируется главой V Федерального Закона от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от -Дата- №95-ФЗ «О политических партиях».
Согласно пункту 1 ст.32 ФЗ №67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3 ст.32 ФЗ №67-ФЗ)
В соответствии с п.1 статьи 33 ФЗ №67-ФЗ О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (ст.35 ФЗ-67-ФЗ)
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии п.14 ст.35 ФЗ №67-ФЗ).
Как пояснили в судебном заседании представитель избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», представитель Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... список кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва и кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, совместно с выпиской из протокола заседания XIX внеочередной Конференции Удмуртского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от -Дата- «О выдвижении муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва и кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам» представлены в Индустриальную территориальную избирательную комиссию ..., в соответствии с требованиями ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации (п.1 ст.25 Федерального закона «О политических партиях»).
Заявителем ни в своем заявлении, ни в судебном заседании, не указано какие требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные ФЗ «О политических партиях» нарушены избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», как и не представлено ни одного доказательства нарушения требования Федерального закона.
Как пояснил в судебном заседании представитель Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... при регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва избирательного объединения «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ни после регистрации, ни в настоящем судебном заседании не установлено нарушений требований закона, доказательств обратного заявителем не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах у суда отсутствуют какие либо основания для удовлетворения требований заявителя, на основании вышеизложенного суд полагает необходимым отказать Избирательному объединению «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в удовлетворении требований об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом от -Дата- №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.194-199, 245-250, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» об отмене регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской думы ... пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения через Индустриальный районный суд ....
Мотивированное решение изготовлено судьей Сутягиной Т.Н. -Дата- в 12 часов.
Судья Сутягина Т.Н.
Копия верна. судья