о признании нуждающимся в транспортном средстве, взыскании компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года г.Ижевск УР

Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики

в составе председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.

при секретаре Ложкиной И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Андрея Владимировича к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании нуждающимся в транспортном средстве и взыскании компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением

У С Т А Н О В И Л :

Истец Никитин А.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики с требованием о признании нуждающимся в транспортном средстве и взыскании компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением. Свои требования мотивировал тем, что он является инвалидом первой группы и пользуется креслом-коляской. Группа инвалидности установлена решением бюро медико-социальной экспертизы по УР от 20 ноября J996 г. акт №. Для него большое значение имеет наличие автомобиля с ручным управлением. Автомобиль - это единственное средство для обеспечения инвалида колясочника самостоятельности и мобильности, доступа к объектам социальной инфраструктуры. Автомобиль важнейшее техническое средство реабилитации, дающее возможность решить многие бытовые, социальные, профессиональные задачи. С просьбой о решение вопроса по обеспечению меня автомобиля с ручным управлением или выплате денежных средств на приобретение автомобиля он обращался к Президенту РФ. Ответ был получен через Администрацию Президента и Правительства УР (письмо от -Дата- №); Министерство социальной защиты населения УР (письмо от -Дата- №н-2554), в которых было отказано в предоставлении автомобиля и выплате денежных средств. В апреле 2010 года истёк семилетний срок эксплуатации автомобиля. Ввиду чего -Дата- им был приобретен за собственный счёт автомобиль марки ВАЗ 217130 с ручным управлением, стоимостью <данные изъяты>. В соответствии со ст.28.1 Федерального закона № 181 -ФЗ от -Дата- «О социальной защите инвалидов» инвалиды имеют права на денежную компенсацию, однако указанные размеры денежных выплат не дают возможности инвалиду приобрести автомобиль с ручным управлением, так как стоимость самого дешевого автомобиля марки ВАЗ составляет 178 тысяч рублей по состоянию на -Дата-, данная компенсация является явно не соразмерной лишенной натуральной льготой по обеспечению автотранспортным средством и значительно ухудшает положения инвалида, что противоречит нормам Конституции РФ и ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от -Дата-. Согласно ст.153 ФЗ №122-ФЗ от -Дата- «О внесении изменении в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при изменении после -Дата- порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указом Президента РФ oт -Дата- № была предусмотрена компенсация инвалидам за приобретенный автомобиль с ручным управлением в размере <данные изъяты>. С учетом уровня инфляции, закладываемой в Федеральных законах о федеральном бюджете на 2009, 2010г., 2011 г. указанная компенсация по состоянию на -Дата- составляет 128769,15 руб. Уровень инфляции: нa 2009 год - 13% - ФЗ №204-ФЗ от 24.1 1.2008 г.; на 2010 год 7% - ФЗ №308-ФЗ oт -Дата-: на 2011 год-6,5%-ФЗ№357-ФЗот -Дата- Во многих определениях Конституционный суд РФ и в ответ на обращение истца указывает, что указ Президента РФ от -Дата- № не отменяет права инвалидов на обеспечения транспортными средствами, а только устанавливает механизм. Просит признать его нуждающимся в автомобиле с ручным управлением, взыскать с Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики 128 769 руб. 15 коп., в качестве компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением.

Истец Никитин А.В.. представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Министерства социальной защиты населения УР в судебном заседании огласила письменные возражения на исковые требования, согласно которым Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее -Министерство), участвует в качестве ответчика, по исковому заявлению Никитина Андрея Владимировича о признании нуждающимся в транспортном средстве и о взыскании компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением.

Министерство предъявленные исковые требования не признает в полном объеме и поясняет следующее. До -Дата- инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от -Дата- № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) бесплатно или на льготных условиях (согласно части пятой статьи 30 Закона №181-ФЗ в редакции, действовавшей до -Дата-), с -Дата- в соответствии с пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от -Дата- №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) статья 30 Закона от -Дата- № 181-ФЗ признана утратившей силу.

Вместе с тем статьей 153 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что «в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до -Дата- право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом..».

Учитывая, что по состоянию на -Дата- у части названной выше категории граждан не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение транспортным средством по медицинским показаниям). Указом Президента РФ от -Дата- № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (далее - Указ №) в целях выполнения обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан, которые на 01,01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, Правительству РФ поручено:

«а) в 2008 году - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере <данные изъяты>;

б) в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере <данные изъяты>, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере <данные изъяты>.».

К сожалению, из положений Указа № следует, что данным Указом определен только лишь механизм исполнения возникших до -Дата- обязательств Российской Федерации по обеспечению инвалидов транспортными средствами и не закрепляет их право на обеспечение транспортными средствами.

В соответствии с Указом Президента РФ № пунктом 1 постановления Правительством РФ от -Дата- № были утверждены:

«Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на -Дата- состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями;

Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на -Дата- состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.».

Анализ вышеуказанных нормативных - правовых актов дает основание сделать вывод о том, что данными Указом Президента РФ № и постановлением Правительства РФ от -Дата- № был введен новый механизм исполнения возникших до -Дата- обязательств Российской Федерации по обеспечению инвалидов транспортными средствами (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), предусматривающий передачу транспортных средств или выплату единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты>. лицам, у которых право на их получение возникло до -Дата-, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства. Следовательно, одним из условий обеспечения транспортными средствами инвалидов или выплаты единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. руб. инвалидам, у которых право на них возникло до -Дата-, является факт постановки инвалида на соответствующий учет в органах социальной защиты населения до -Дата-.

Из искового заявления и прилагаемых к нему документов следует, что Никитин Андрей Владимирович не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до -Дата-, поскольку истец состоял на учете на получение автомобиля по льготной стоимости с -Дата- и по решению Индустриального районного суда от -Дата- № ему -Дата- была выплачена единовременная компенсация в размере 60 % стоимости автомобиля «Ока», в связи с чем истец был снят с учета и вновь мог обратиться за получением автотранспорта не ранее -Дата-

При таких обстоятельствах, к сожалению, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Никитина Андрея Владимировича не имеется.

Пунктами 2, 3 постановления Правительства РФ от -Дата- № предусмотрено: «2. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а таю/се выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выплаты инвалидам единовременной денежной компенсации осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, учитываются на лицевых счетах распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из численности лиц, имеющих право на получение компенсации, и размера компенсации, установленной пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от б мая 2008 г. № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», а также из объема расходов на оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат.

Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации для предоставления инвалидам легковых автомобилей и на выплату единовременной денежной компенсации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Кроме того, ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных, на эти цели законом (решением) о бюджете.

Таким образом, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля осуществлялось за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период, Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. В связи с чем требование о взыскании с Министерства в пользу Никитина Андрея Владимировича <данные изъяты>. в качестве компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением, заявлено истцом неправомерно и необоснованно. Учитывая изложенное, просит в удовлетворении исковых требований о признании нуждающимся в транспортном средстве и о взыскании компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением отказать.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, оценив все представленные доказательства, исследовав обстоятельства по делу, не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Как установлено в ходе судебного заседания истец обратился в Министерство социальной защиты населения УР с заявлением о выплате компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением.

Письмом Министерства социальной защиты населения УР от -Дата- №Н-2554 в выплате компенсации за приобретенный автомобиль истцу было отказано, поскольку до -Дата- на основании ст. 30 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» право на получение транспортного средства (его замены по истечении 7-го срока эксплуатации) на льготных условиях было предоставлено инвалидам, имеющим установленные медицинские показания и поставленным на учет в органах социальной защиты населения субъектов РФ. Истец состоял на очереди на получение автомобиля по льготной стоимости с -Дата-

По решению Индустриального районного суда ... № от -Дата- истцу -Дата- была выплачена единовременная компенсация в размере 60% стоимость автомобиля «Ока» в связи с чем Никитин А.В. был снят с учета и вновь обратиться за получение автотранспорта мог не ранее -Дата-

Таким образом, по состоянию на -Дата- на учете в Министерстве для обеспечения (замены) автотранспортом не состоял. Учитывая, что исполнение нереализованных обязательств государства направлен Указ Президента РФ от -Дата- № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», в соответствии с которым в 2009 г. были обеспечены денежной компенсацией инвалиды, которые на -Дата- состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для обеспечения истца автомобилем или денежной компенсацией в соответствии с действующим законодательством не имеется.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» Инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.

п.28 статьи 63 Федерального закона от -Дата- № 122-ФЗ признана утратившей силу ст. 30 ФЗ от -Дата- № № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», регламентировавшая порядок транспортного обслуживания инвалидов, в том числе обеспечения инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколяски) бесплатно или на льготных условиях была признана утратившей силу.

Статьей 153 Федерального закона от -Дата- N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до -Дата- право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от -Дата- N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортном по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от -Дата- N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от -Дата- N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до -Дата- органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на -Дата- состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере <данные изъяты>.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.

Учитывая, что истец не был поставлен на учет по обеспечению автомобилем в органах социальной защиты населения до -Дата-, соответственно право на бесплатное получение транспортного средства, либо выплату единовременно денежной компенсации у Никитина А.В. не возникло, соответственно оснований для взыскания суммы единовременной денежной компенсации у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.1065 ГК РФ, ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Никитину Андрею Владимировичу к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании нуждающимся в транспортном средстве и взыскании компенсации за приобретенный автомобиль с ручным управлением отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей -Дата-.

Судья Сутягина Т.Н.

Копия верна. судья