2-1105-11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Самоволькина С.М.
При секретаре Дементьевой Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зорина Раиса Владимировича к Военному комиссариату Удмуртской республики о взыскании денежной суммы
У С Т А Н О В И Л :
Истец по настоящему делу Зорин Р.В. обратился к суду с заявлением о взыскании с Военного комиссариата Удмуртской Республики денежной суммы, указав, что он, являясь пенсионером министерства обороны, получает пенсию по выслуге лет с -Дата-, которая подлежит перерасчету при изменении денежного довольствия военнослужащих согласно Закона РФ № от -Дата- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от -Дата- «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» оклад по воинской должности увеличивается на 20% как у «летчика 2 класса» с -Дата- В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от -Дата- «О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих ВС РФ.» оклад по должности «летчик 2 класса» увеличивается на 35% с -Дата- Данные увеличения по воинской должности влекут перерасчет его пенсии в сторону увеличения, но носят заявительный характер. О данной ситуации он не был информирован. Хотя, согласно Указа Президента РФ от -Дата- № и от -Дата- № «Об утверждении положения о военных комиссариатах » раздел 2 ст. 40 и 41, именно на работников военных комиссариатов возложена обязанность информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения. -Дата- он обратился с заявлением в военкомат Удмуртской Республики о перерасчете ему пенсии как «летчик 2 класса» и выплате недополученной суммы пенсии за период с -Дата- по настоящее время, согласно ст. 58 ч 2 « Закон о пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу...» в связи с инфляцией и индексацией цен расчет недополученной части пенсии произвести с учетом размера должностного оклада действующего на момент подачи заявления. На что получил ответ за № ОСО-81 от -Дата- из военного комиссариата Удмуртской Республики о перерасчете пенсии с -Дата- и единовременной выплате в сумме <данные изъяты>. за период с -Дата- по -Дата- руководствуясь ст. 55 Закона РФ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» как разницу между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном обращении может быть выплачена за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Таким толкованием он лишается права получить перерасчитанную часть пенсии в полном объеме с момента увеличения должностных окладов с учетом квалификации «летчик 2 класса». Исходя из выше сказанного, необходимо руководствоваться ст. 58 п. 2 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», что сумма пенсии, неполученная пенсионером по вине органа назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каких-либо сроков. Учитывая содержание письма, перерасчет произведен согласно Постановления Правительства РФ № от -Дата- «... пенсии уволенным исчисляются из сумм их денежного довольствия с повышением (индексацией) по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсий...». Недополученная сумма пенсии составляет: <данные изъяты>. Учитывая, что сумма недополученной пенсии рассчитывалась по составляющим окладам на -Дата- и не производилась дальнейшая индексация пенсии с учетом инфляции до настоящего времени, просит сумму иска исчислять с уровнем инфляции по УР в размере 8,7% в соответствии со справкой о сводном индексе цен. Сумма индексации на момент подачи иска составляет <данные изъяты>. Таким образом, общая недополученная сумма пенсии составляет: <данные изъяты>. Учитывая, что единовременно была выплачена сумма в размере <данные изъяты>., то недополученная сумма пенсии составляет: <данные изъяты>. Просит взыскать с Военного Комиссариата Удмуртской Республики недоплаченную часть его пенсии в сумме <данные изъяты>.
Впоследствии исковые требования увеличил до <данные изъяты>., указав, что составляющая сумма для перерасчета пенсии была проиндексирована на -Дата-, необходимо использовать индекс 13.7% с -Дата- при расчете недополученной части пенсии.
В судебном заседании на иске настаивает, дав объяснения аналогичные исковому заявлению, пояснив дополнительно, что согласен с расчетом, произведенным Военным комиссариатом Удмуртской Республики, в его пользу должно быть взыскано <данные изъяты>.
Представитель Военного комиссариата Удмуртской Республики Протопопов С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Зорин Р.В. получает пенсию, назначенную по Закону Российской Федерации от -Дата- № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения бывших военнослужащих. Порядок пенсионного обеспечения по вышеназванному Закону предусматривает назначение и выплату пенсий (раздел VI Закона). Поскольку пенсия истцу назначена и выплачивается, то его исковые требования относятся к правоотношениям по перерасчету назначенной пенсии. Порядок перерасчета назначенной пенсии регулируется статьей 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", где указано, что в случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Таким образом, действующим пенсионным законодательством в отношении бывших военнослужащих предусмотрено обязательное обращение пенсионера за перерасчетом назначенной пенсии, которое, в свою очередь, может быть своевременным или несвоевременным. Право на перерасчет назначенной пенсии с учетом увеличения оклада за присвоенную квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" возникло у Зорина Р.В. с -Дата-, т.е. с даты опубликования в официальных источниках Постановления Правительства Российской Федерации от -Дата- № "Об определении квалификации летного состава государственной авиации». Однако, реализовал он свое право, обратившись с заявлением -Дата-. На основании данного обращения Военный комиссариат Удмуртской Республики пересчитал ему пенсию с учетом присвоенной квалификационной категории с -Дата- и одновременно доплатили разницу между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, т.е. с -Дата- по -Дата-, поскольку обращение за перерасчетом назначенной пенсии последовало несвоевременно. Из приказа Министра обороны Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от -Дата- № следует, что перерасчет пенсий летному составу носит заявительный характер. Таким образом, основанием для проведения такого перерасчета является заявление гражданина, уволенного с военной службы и имеющего право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, поданное в военный комиссариат. Таким образом, учитывая, что истец обратился за перерасчетом пенсии лишь -Дата-, ссылка Зорина Р.В. на п. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от -Дата- № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является необоснованной, а исковые требования неправомерными. Указанной статьей определено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Пенсионер получал пенсию ежемесячно, следовательно, исковые требования относятся к правоотношениям по перерасчету назначенной пенсии. Порядок перерасчета назначенной пенсии регулируется ст. 55 Закона, которая и применена военным комиссариатом при производстве доплаты. Таким образом, требования истца о перерасчете пенсии с -Дата- неправомерны.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, при этом - государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются Законом.
В соответствии с п. "б" ст. 49 Закона РФ от -Дата- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Иное бы противоречило бы равенство всех перед законом.
Из материалов дела следует, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в составе авиации Вооруженных Сил и ему присвоена классная квалификация «военный летчик 2 класса», являющаяся летной военно-учетной специальностью. Является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от -Дата- № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Постановлением Правительства РФ от -Дата- № было утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, в соответствии с которым были установлены квалификационные категории, в том числе была введена квалификационная категория - летчик 2 класса.
В соответствии с п. 5 данного Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций в следующем размере: а) летчик (штурман) второго класса, летчик (штурман) - инструктор второго класса - на 35 процентов; (в редакции, действовавшей до -Дата-)
С -Дата- на основании изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от -Дата- № на 20%.
Положением предусмотрено, что оно распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу этого Положения.
В силу абз. 3 п. 2 совместного приказа Министра обороны РФ №, МВД РФ №, МЧС РФ №, ГТК РФ №, ФСБ РФ №, ФПС РФ № от -Дата- «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» установленное указанным Постановлением Правительства РФ увеличение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях, отнесенных по учету к специальностям других членов экипажей воздушных судов в порядке, предусмотренном для летчиков и штурманов, выплачивается с даты присвоения (подтверждения) им соответствующих квалификационных категорий бортовых специалистов воздушных судов.
До возникновения указанного права им сохраняются соответствующие размеры и порядок выплат денежного вознаграждения за присвоенную ранее квалификацию (абз. 4 п. 2).
Абзацем 5 указанного выше пункта приказа предусмотрено, что при исчислении надбавок, доплат, вознаграждений, пособий и других дополнительных выплат, в том числе единовременного характера, а также пенсий военнослужащим и работникам (сотрудникам), имеющим право на получение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям с увеличением в зависимости от присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, в расчет принимаются оклады по воинским (занимаемым, штатным) должностям с этим увеличением.
Из названных нормативных актов следует, что право на увеличенные оклады по воинским должностям имеют военнослужащие, занимающие воинские должности, отнесенные по учету к специальностям летчиков и штурманов и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, а также военнослужащие, занимающие воинские должности с военно-учетными специальностями бортовой эксплуатации оборудования и средств воздушных судов, с даты присвоения им соответствующих квалификационных категорий бортовых специалистов воздушных судов.
Как усматривается из материалов дела и объяснений участников процесса, в том числе и представителя Военного комиссариата Удмуртской Республики, истец имел соответствующую квалификацию и имел право требовать у ответчика перерасчета пенсии исходя из повышения оклада, что подтверждается также и последующим удовлетворением его заявления и производством перерасчета и выплат с -Дата-.
Суд принимает во внимание, что право истца на получение пенсии в увеличенном размере по существу кем-либо не оспаривается и спор в этой части отсутствует. По существу имеет место спор о времени, с которого должна выплачиваться пенсия в увеличенном размере.
Доводы представителя Военного комиссариата Удмуртской Республики о том, что перерасчет пенсий летному составу носит заявительный характер и прядок перерасчета назначенной пенсии регулируется ст. 55 Закона, которая и применена военным комиссариатом при производстве доплаты, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку в соответствии со ст. 55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Проанализировав указанную правовую норму, суд находит, что доводы ответчика основаны на неправильном толковании закона, указанная норма не может быть применена судом при разрешении настоящего гражданского дела, так как предусматривает порядок перерасчета назначенной ранее в установленном законом порядке пенсии по личным индивидуальным обстоятельствам.
Вместе с тем, право на повышение размера пенсии у истца Зорина Р.В. возникло не по личным индивидуальным обстоятельствам, а в связи с увеличением должностных окладов действующим военнослужащим в установленном Постановлением Правительства РФ "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" размере и порядке. Поэтому к данному правоотношению применимы нормы Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", как устанавливающие общие основания для перерасчета пенсии, а именно - увеличение денежного довольствия военнослужащих, в которое входит и должностной оклад. Поскольку сумма пенсии с учетом перерасчета не получена пенсионером своевременно по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, она должна быть выплачена за прошлое время без ограничения каким-либо сроком на основании ч. 2 ст. 58 Закона РФ от -Дата- №, предусматривающей, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ убытки, понесенные истцом, подлежат возмещению в полном размере. Расчет недополученной пенсии, произведенный Военным комиссариатом Удмуртской Республики, судом проверен и признан правомерным, согласился с этим расчетом и истец. Сумма недоплаты, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Удмуртской Республики за счет средств федерального бюджета (казны) Российской Федерации сумму недополученной пенсии за период с -Дата- по -Дата- в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате судьей Самоволькиным С.М.
Решение в окончательном виде изготовлено судьей Самоволькиным С.М. 15 апреля 2011 года.
Судья С.М. Самоволькин