2-1106-11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2011 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Самоволькина С.М.
При секретаре Кольцовой К.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьева Владимира Николаевича к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании недополученной суммы пенсии
У С Т А Н О В И Л :
Артемьев В.Н. обратился к суду с заявлением о взыскании суммы недополученной пенсии, указав, что он, являясь пенсионером Министерства обороны, получает пенсию по выслуге лет с -Дата-, которая подлежит перерасчёту при изменении денежного довольствия военнослужащих согласно Закона РФ № от -Дата- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...». В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от -Дата- «Об определении квалификации лётного состава государственной авиации» оклад по воинской должности увеличивается на 10% как у «бортового специалиста 2 класса» с -Дата- В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от -Дата- «О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих ВС РФ» оклад по должности «бортовой специалист 2 класса» увеличивается на 25% с -Дата- Данные увеличения по воинской должности влекут перерасчёт его пенсии в сторону увеличения, но носят заявительный характер. О данной ситуации он не был информирован, хотя согласно Указа Президента РФ от -Дата- № и от -Дата- № «Об утверждении положения о военных комиссариатах» раздел 2 ст. 40 и 41 именно на работников военных комиссариатов возложена обязанность информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения. -Дата- он обратился с заявлением в военкомат Удмуртской Республики о перерасчёте ему пенсии как «бортовому специалисту 2 класса» и выплате недополученной суммы пенсии за период с -Дата- по настоящее время, согласно ст. 58 ч. 2 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» в связи с инфляцией и индексацией цен расчёт недополученной части пенсии произвести с учётом размера должностного оклада действующего на момент подачи заявления. На что получил ответ за № ОСО-79 от -Дата- из военного комиссариата Удмуртской Республики о перерасчёте пенсии c l.03.2011г. и единовременной выплате в сумме <данные изъяты>. за период с -Дата- по -Дата- руководствуясь ст. 55 Закона РФ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» как разницу между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном обращении может быть выплачена за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом пенсии. Таким толкованием он лишается права получить перерасчитаную часть пенсии в полном объёме - с наступления обстоятельств, влекущих увеличение должностных окладов с учётом квалификации бортовой специалист 2 класса. Исходя из вышесказанного, необходимо руководствоваться ст. 58 п. 2 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», что сумма пенсии, неполученная пенсионером по вине органа назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каких-либо сроков. Учитывая содержание письма, перерасчёт произведён согласно Постановления Правительства РФ № от -Дата- «...пенсии уволенным исчисляются из сумм их денежного довольствия с повышением (индексацией) по состоянию на день назначения или перерасчёта им пенсий...». Недополученная сумма пенсии складывается из следующего: 1. 10% надбавки к окладу с -Дата- по -Дата- за 67 месяцев - <данные изъяты>. 2. 25% надбавки к окладу с -Дата- по -Дата- за 62 месяца - <данные изъяты>. Итого: <данные изъяты>. Учитывая, что единовременно выплачена сумма: <данные изъяты>, недополученная сумма пенсии составляет <данные изъяты>. Учитывая, что сумма недополученной пенсии рассчитывалась по составляющим окладам на -Дата- и не производилась дальнейшая индексация пенсии с учётом инфляции до настоящего времени, просит сумму иска исчислять с уровнем инфляции по Удмуртской Республике в размере 8.7%, в соответствии со справкой о сводном индексе цен. С учётом этого сумма недополученной пенсии составляет: <данные изъяты>., т.к. выплачена единовременная сумма <данные изъяты>. остаётся: <данные изъяты>. Просит: взыскать с Военного Комиссариата Удмуртской Республики недополученную часть его пенсии в сумме: <данные изъяты>.
В судебном заседании -Дата- истцом предъявлено заявление об увеличении исковых требований до <данные изъяты>.
В судебном заседании истец на иске настаивает, дав объяснения аналогичные исковому заявлению, пояснив дополнительно, что ссылка представителя ответчика на постановление о постановления правительства РФ от 2002 года, является не правильным толкованием закона, так как оно является исключительно дополнением к постановлению Правительства РФ от 2000 года, и меняет требования положения о квалификации летного состава. В тоже время Постановление Правительства от -Дата- не отменяет постановление правительства РФ от -Дата- в части увеличения должностного оклада 10% бортовому специалисту первого класса. Учитывая судебную практику, все специалисты давно получают повышенную пенсию с учетом увеличения должностного оклада за присвоенную ранее квалификацию, но ему не приходили извещения, поэтому он не обращался. Постановление Правительства обязывает соответствующие органы произвести перерасчет пенсии, что со стороны ответчика не было осуществлено. Необходимо взыскать в его пользу <данные изъяты>. Он проходил службу в период с 1972 года по 1991 год, уволился -Дата-, у него была квалификация на момент увольнения - военный техник второго класса в декабре 1988 года приказом главнокомандующего военно-транспортной авиации. Квалификацию бортовой специалист второго класса ему не присваивали, какая-либо комиссия не занималась пересмотром его квалификации.
Представитель Военного комиссариата Удмуртской Республики Протопопов П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ответчик считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от -Дата- № «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» в Министерстве обороны Российской Федерации издан приказ Министра обороны Российской Федерации от -Дата- №. Данным приказом определено, что начиная с -Дата- подлежат пересмотру все ранее назначенные с «летных» окладов, в том числе сохраненных, пенсии летному составу, имеющему на день увольнения с военной службы (перевода на нелетную должность) присвоенные приказами соответствующих должностных лиц в установленном порядке квалификационные категории. Центральной квалификационной комиссией летного состава Государственной авиации при Министерстве обороны Российской Федерации дано разъяснение № от -Дата- по вопросу пересмотра пенсий ранее уволенным военнослужащим летного состава, где четко оговорено, что членам экипажей (кроме летчиков и штурманов) классные квалификации мастера, 1, 2 и 3 класса присваивались в соответствии с п. 7 Инструкции, введенной в действие приказом Министра обороны СССР 1990 года № (по требованиям, установленным для наземных специалистов). В этом же разъяснении, подписанном Председателем комиссии, определено, что действие Постановления Правительства Российской Федерации 2000 года № на бортовых специалистов, уволенных ранее, не распространяется. Исходя из этого и учитывая то, что истцу квалификационная категория, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации 2000 года №. не присваивалась, законных оснований для пересмотра размера пенсии у военного комиссариата не имеется.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Как установлено в ходе судебного заседания, усматривается из материалов дела и личного дела истца, не отрицается участниками процесса, истец Артемьев В.Н. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР в должности старшего бортового авиационного техника (корабля) (по авиационному и десантному оборудованию) – инструктора учебного авиационного центра, уволен с действительной военной службы в запас в связи с сокращением ВС СССР приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами -Дата-, исключен из списка личного состава части с -Дата-.
Положением об определении квалификации лётного состава государственной авиации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N396, предусмотрено увеличение должностных окладов лицам, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории.
В соответствии со статьёй 49 Закона Российской Федерации от -Дата- N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в редакции Федерального закона от -Дата- N319-ФЗ, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N396 утверждено Положение об определении квалификации лётного состава государственной авиации, которым предусмотрено увеличение должностных окладов военнослужащим, проходящим военную службу, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях лётного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории "лётчик (штурман)", "лётчик (штурман) - инструктор второго, первого классов", "лётчик (штурман) - снайпер", "бортовой специалист второго, первого класса", "бортовой специалист - мастер", при этом квалификационные категории "бортовой специалист третьего, второго и первого классов" и "бортовой специалист-мастер" введены этим Положением впервые.
Классификация членов экипажей воздушных судов (кроме лётчиков и штурманов) ранее проводилась в соответствии с Инструкцией о порядке проведения классификации офицеров инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил СССР, занимающих должности инженера и техника и входящих в экипажи самолётов и вертолётов, утверждённой приказом Министра обороны СССР 1987г. N0112. Этой Инструкцией введён порядок проведения классификации, приближенный к порядку, применявшемуся для лётчиков и штурманов. В 1990г. приказом Министра обороны СССР N0190 введена в действие Инструкция, которая установила единые порядок, нормы и требования для определения квалификации лётчиков, штурманов, инженеров и техников, выполняющих свои обязанности в полёте.
Приказом Министра обороны СССР от -Дата- N063 в приказ Минобороны СССР N0190 внесены изменения и в дальнейшем порядок присвоения (подтверждения) членам экипажей воздушных судов (кроме лётчиков и штурманов) квалификационных категорий изменился и стал максимально приближен к порядку, установленному для определения классности наземных специалистов, которая проводилась в соответствии с приказом Министра обороны 1990г. N080.
Для присвоения впервые введённых постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N396 квалификационных категорий бортовых специалистов этим нормативным актом введены новый порядок и более высокие требования, чем те, которые по-прежнему используются при квалификации военнослужащих нелётных специальностей.
Учитывая, что с 1987г. по 1991г. другие члены экипажей воздушных судов (бортовые инженеры и техники офицерского состава) квалифицировались в соответствии с порядком, сходным для определения квалификации лётчиков и штурманов, постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N611 в постановление Правительства Российской Федерации от -Дата- N396 внесены изменения, предусматривающие, что Положение об определении квалификации лётного состава государственной авиации распространяется на лётный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для лётчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения.
Подпунктом "д" пункта 1 приказа Министра обороны Российской Федерации N288 и руководителей других силовых ведомств от -Дата- "О мерах по совершенствованию работы по определение квалификации лётного состава государственной авиации" предусмотрено производить перерасчёт ранее назначенных пенсий гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее:
- воинские (штатные) должности лётного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учётом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);
- должности офицеров, относящиеся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учётом увеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность, присвоенную в порядке, установленном для лётчиков и штурманов.
Из приведённых правовых норм следует, что право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию и, соответственно, право на перерасчёт пенсии с учётом этого обстоятельства имеют не все члены экипажей воздушных судов, а лишь те, кому классная квалификация присвоена в порядке, установленном для лётчиков и штурманов, который существовал в период с мая 1987г. по март 1991г.
Из материалов дела видно, что Артемьев В.Н. проходил военную службу в период с 1972г. по -Дата- Классная квалификация "военный техник 2 класса" истцу была присвоена -Дата- По должности, которую занимал в период прохождения военной службы АртемьевВ.Н., классные квалификации присваивались в порядке и с учётом требований, установленных соответствующими приказами Министра обороны СССР для наземных специалистов.
Таким образом, в период прохождения службы в порядке, установленном для лётчиков и штурманов, АртемьевуВ.Н. квалификационная категория не присваивалась, что самим Артемьевым В.н. не оспаривается и что в силу положений вышеназванных нормативных правовых актов является обязательным условием для перерасчёта размера пенсии в связи с увеличением оклада по воинским должностям за классную квалификации.
Данная правовая позиция подтверждена определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от -Дата- №-В10-9.
При таких обстоятельствах доводы истца основаны на неправильном токовании закона и удовлетворению не подлежат. У ответчика отсутствует обязанность по перерасчету истцу назначенной пенсии по указанным истцом основаниям и, соответственно, отсутствует обязанность по выплате указанной истцом денежной суммы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Артемьева Владимира Николаевича к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании недополученной суммы пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате судьей Самоволькиным С.М.
Решение в окончательном виде изготовлено судьей Самоволькиным С.М. 4 мая 2011 года.
Судья С.М. Самоволькин