о восстановлении пенсионных прав



2-1219-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 мая 2011 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Самоволькина С.М.

При секретаре Кольцовой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слепцова Олега Константиновича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав

У С Т А Н О В И Л:

Истец Слепцов О.К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики (далее Управление ПФ РФ по УР) с иском о восстановлении пенсионных прав. Требования иска мотивировал тем, что

-Дата- он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) районе УР (далее - Управление Пенсионного Фонда, УПФ) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, более 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность. -Дата- УПФ вынесено решение № об отказе в назначении Слепцову О.К. досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа, зачтенный Управлением Пенсионного Фонда специальный педагогически стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, составил 23 года 04 месяца 13 дней. С отказом УПФ не согласен, считает решение УПФ незаконным, поскольку управлением Пенсионного Фонда не учтен период военной службы истца по призыву в Вооруженных Силах с -Дата- по -Дата- (всего 01 год 11 месяцев 29 дней). Истец считает, что указанный период подлежит зачету в его специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по следующим основаниям. С учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от -Дата- Ns l8-П, Определении от -Дата- Ns320-O, при оценке пенсионных прав лица можно применять законодательство, действовавшее в соответствующий спорный период. Исходя из этого считает, что оценку его пенсионных прав следует давать с учетом законодательства, действовавшего в период службы в составе Вооруженных Сил. В течение указанного периода действовал Закон СССР от -Дата- «О государственных пенсиях», которыми были сохранены пенсии за выслугу лет для отдельных категорий специалистов, в том числе учителей, медицинских работников и т.д. Порядок выплаты указанным работникам пенсий, в том числе круг работников, которым назначаются такие пенсии, было поручено установить Совету Министров СССР. В связи с этим Советом Министров СССР было принято Постановление Ns l397 от -Дата-. Указанным Постановлением были утверждены «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее по тексту - Перечень) и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту - Положение). Согласно пункту 1 Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «г») В силу п. 4 Положения, период работы, указанные в пункте 1 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Указанное условие выполняется - педагогический стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил, по подсчетам Управления Пенсионного Фонда, 23 года 4 месяца 13 дней, что больше требуемых пунктом 4 Положения 16 лет 8 месяцев. Считает, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от -Дата- №-П оценка его пенсионных прав должна быть дана в соответствии с Положением. Согласно указанной позиции Конституционного Суда РФ в соответствии с которой ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодателем же не было принято мер для создания правовой определенности. В результате чего в период службы в армии, зная, что на основании действовавшего на тот момент законодательства этот период включается в педагогический стаж, не мог предвидеть дальнейшие изменения законодательства и исключение периода службы в армии из педагогического стажа Слепцова О.К. Таким образом, считает, что спорный период должен быть зачтен в его специальный педагогический стаж. С учетом этого периода педагогический стаж истца на день обращения за назначением пенсии (-Дата-) составил по его подсчетам 25 лет 04 месяца 12 дней. Такой стаж позволяет назначить и выплачивать пенсию с момента обращения за ее назначением - то есть с -Дата-. Просит суд: Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР № от -Дата-. Обязать Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) включить в льготный стаж период с -Дата- по -Дата-, назначить и выплачивать пенсию с момента обращения за её назначением (с -Дата-). Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Слепцов О.К. на иске настаивал, дав объяснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления ПФ РФ по УР Вахитова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Согласно пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Период службы в армии по своей правовой природе не может рассматриваться как определенная профессиональная деятельность. В случае отсутствия права на досрочную трудовую пенсию по старости, исчисленную по условиям и нормам, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ, право на соответствующий вид пенсии может быть рассмотрено с учетом постановления Минтруда России от -Дата- № и разъяснения Минтруда России от -Дата- №, а также с учетом постановления КС РФ от -Дата- №-П. Так, постановлением Министерства труда РФ от -Дата- № утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в котором изложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона или нормативного акта. Согласно указанному постановлению, при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного исчисления стажа). Изложенный порядок исчисления стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или на выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Служба в Армии засчитывалась в выслугу лет в соответствии с пунктом 1 Положения от -Дата- №, при этом в силу п.4 данного Положения время работы, указанной в пункте 2, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На основании постановления Совета Министров РФ от -Дата- № с -Дата- на территории Российской Федерации не применяется постановление Совета Министров СССР от -Дата- №. Кроме того, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2001 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ от -Дата-, определено следующее: «время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может». Дополнительных сведений о прохождении службы с повышенной опасностью для жизни и здоровья истцом не представлено. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины 200 руб. Считают, что данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от -Дата- № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, составляют финансовую систему государственного пенсионного обеспечения в РФ, направляются только по целевому назначению -на выплату пенсии и изъятию не подлежат. Бюджет ПФ РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации на основании федеральных законов в порядке, определяемом Бюджетным Кодексом РФ, судебные расходы не являются целевыми для бюджета ПФР.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что требования иска подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из материалов дела, за досрочным назначением пенсии как педагогический работник истец обратился к ответчику -Дата-., в чем ему было отказано, педагогический стаж истца, зачтенный ответчиком, согласно оспариваемому решению, составил на дату его обращения 23 года 4 месяцев 13 дней.

Согласно справки выданной Слепцову О.Е. Военным комиссариатом УР по Первомайскому и ...м ..., Слепцов О.Е. действительно проходил срочную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ с -Дата- по -Дата-, данное обстоятельство также подтверждается представленной суду копией трудовой книжки истца.

Также в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Слепцов О.Е. -Дата- принят учителем физ.воспитания в школу № ....

-Дата- переведен учителем физической культуры в школу №, в дальнейшем переименованной в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №.

С -Дата- указанное учебное заведение переименовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение Социально-экономический лицей №.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов соответствующей работы, утвержденных постановлением Правительства от -Дата- № (далее по тексту Список и Правила от -Дата- №) не предусматривают возможность зачета в педагогический стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР.

В спорный период до -Дата- действовало Постановление Совета Министров СССР от -Дата- №, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту Перечень и Положение от -Дата- №). Возможность включения в педагогический стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР была предусмотрена пунктом 1 подпункта «г» указанного Положения.

Условия, предусмотренные п. 4 Положения от -Дата- № соблюдены, на момент обращения за пенсией истцом выработано 2/3 требуемого стажа.

Возможность включения спорного периода службы в армии в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, предусмотрена пенсионным законодательством, действовавшим в спорный период службы истца, а именно - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от -Дата- № (далее - Положение от -Дата- №).

Указанное Постановление имело ограниченный срок действия - до -Дата-, т.е. до его признания недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от -Дата- №. Иными нормативными актами пенсионного законодательства, регулирующими досрочное назначение пенсии, включение периода службы в армии в стаж для назначения досрочной пенсии не предусмотрено.

Применяя к спорным правоотношениям Положение от -Дата- №, суд руководствуется правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от -Дата- №-П закрепившей возможность оценки пенсионных прав на основании утратившего силу, но действовавшего в период спорных правоотношений нормативного акта в целях соблюдения правовой определенности, предсказуемости законодательной политики государства и сохранения равенства в пенсионном обеспечении всех категорий граждан, независимо от времени возникновения права.

На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность деятельности истца составляла более 25 лет, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у него со дня обращения за назначением пенсии, а именно с -Дата-, что позволяет суду принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Слепцову О.К. со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с -Дата-.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение УПФР в ... (межрайонного) УР № от -Дата- об отказе Слепцову Олегу Константиновичу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно.

На основании изложенного, суд считает исковые требования Слепцова О.К. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст., 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от -Дата-.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период прохождения Слепцовым Олегом Константиновичем военной службы по призыву с -Дата- по -Дата- и назначить ему пенсию с -Дата-.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске ( межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Слепцова О.К. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с подачей жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Решение изготовлено в совещательной комнате судьей Самоволькиным С.М.

Судья Самоволькин С.М.