ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
25 мая 2011 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.
при секретаре Соловьевой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыкиной Татьяны Ивановны к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Зыкина Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что -Дата-, при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР по поводу досрочного назначения пенсии, как имеющую двадцатипятилетний педагогический стаж, ей было отказано. -Дата- Управлением Пенсионного Фонда вынесено решение № об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием двадцатипятилетнего специального педагогического стажа. Зачтенный УПФ специальный педагогический стаж составил на день обращения 22 года 05 месяцев 03 дня. Считает решение ответчика незаконным по следующим основанием: при подсчете специального педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, УПФ не включен в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- (всего 01 год 15 дней). Статья 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшей до -Дата-, предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от -Дата- № «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», действовавшим во время отпуска истицы по уходу за ребенком, продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения ребенком возраста трех лет. Постановлением установлено, что указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до -Дата-, т.е. до вступления в силу Закона РФ от -Дата- №-I «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Истец, находясь в отпуске по уходу за ребенком, рассчитывала на включение всего периода отпуска в педагогический стаж, и не могла предвидеть дальнейшие изменения законодательства и исключение из стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения возраста полутора лет. Несоблюдение законодателем конституционных принципов, установленных ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, не может влиять на объем пенсионных прав и ставить истца в неравное положение с теми лицами, которые реализовали свое право на досрочную пенсию до внесения соответствующих изменений в ст.167 КЗоТ. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости. Кроме того, УПФ исключил из льготного стажа периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, т.к. не выполнена норма педагогической нагрузки. С -Дата- по настоящее время Зыкина Т.И. работает воспитателем в МДОУ № .... В указанные периоды она работала с нагрузкой 30 часов в неделю. Норма рабочего времени в указанные периоды составляла 36 часов в неделю в соответствии с Постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». Однако в рамках, предоставленных федеральным законодательством полномочий, Правительством УР и Государственным Советом УР пунктом 4 совместного Постановления от -Дата- № «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. В период действия указанного Постановления истец не могла установить иной режим работы и выполняла условия трудового соглашения, в том числе и установленную работодателем тридцатичасовую норму рабочего времени. Оплата труда в указанные периоды производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов в неделю, соответственно и перечисления по социальному и пенсионному страхованию производились в полном объеме, за 36 часов. Считает, что все эти обстоятельства не должны влиять на объем её пенсионных прав. Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР № от -Дата-. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР включить в специальный педагогический стаж периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, назначить и выплачивать пенсию со дня возникновения права на досрочную пенсию по старости – -Дата-. Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец Зыкина Т.И. настаивала на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика Кожевникова Е.Б. исковые требования не признала. Пояснила, что -Дата- истец обратилась с документами в отдел пенсий по месту жительства для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 173-ФЗ). Решением Управления от -Дата- № истице в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истец оспаривает решение в части исключения из педагогического стажа следующих периодов работы: Период с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- - согласно справке от -Дата- № ЗАО «ИЖСТАЛЬ» истец находилась в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Данный период не подлежит включению в педагогический стаж истца по следующим основаниям. В соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. В дальнейшем, постановлением СМ СССР и ВЦСПС от -Дата- № с -Дата- женщинам продолжительность такого отпуска была увеличена до 3-х лет. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от -Дата- № в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, продолжал засчитываться период ухода за ребенком только до достижения им возраста 1,5 лет. Кроме того, изменения в КЗоТ о продолжительности отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет были внесены только с -Дата- Таким образом, с -Дата- законодательно была введена только льгота по увеличению продолжительности отпуска по уходу за ребенком, без соответствующих изменений по порядку зачета данного периода работы в стаж работы, дающий право на льготную пенсию. С учетом изложенного, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, может засчитываться период ухода за ребенком только до достижения им возраста 1,5 лет, имевший место до -Дата-. Кроме того, период работы истца, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком после 1,5 лет до достижения им возраста 3-х лет, не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, так как в течение этого периода она не была подвержена психо-эмоциональной нагрузке, работа при которой и влечет назначение досрочной трудовой пенсии. С -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- - согласно справке № от -Дата- МДОУ «Детский сад комбинированного вида №» истцом Зыкиной Т.И. не выполнялась норма педагогической нагрузки, предусмотренная для воспитателя. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от -Дата- № (вступило в силу с18.04.2003г) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений на территории всей страны продолжительность рабочего времени была установлена 36 часов в неделю (7,2 ч. в день). Также в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от -Дата- №, начиная с -Дата- периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Согласно справке работодателя Зыкина Т. И. в данные периоды работала по 30 часов в неделю. Довод истца о необходимости включения в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, данного периода, когда по постановлению Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -Дата- № «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» нормы педагогической нагрузки воспитателям дошкольных учреждений в Удмуртской Республике были снижены до 30 часов в неделю, является несостоятельным. В соответствии с п. 2 ст. 39 Конституции РФ пенсии устанавливаются законом. Досрочная трудовая пенсия гражданам назначается по ФЗ № 173-ФЗ. В преамбуле и в ст.1 ФЗ № 173-ФЗ определено, что основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии установлены этим законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий возможно не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с п. 3 ст.1 ФЗ № 173-ФЗ в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В п. 2 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ указано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ постановлением от -Дата- № утвердило «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ. Истец настаивает на применении нормативного акта субъекта РФ. Статьей 76 Конституции РФ определено, что законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. Кроме того, постановление Правительства РФ № принято позже постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР № и по своему статусу является выше, следовательно, и по этим причинам имеет приоритет перед постановлением №. Указанное Постановление утратило силу в связи с принятием постановления Президиума Государственного Совета УР от -Дата- N 480-III, а также постановления Правительства УР от -Дата- N 76, вступившего в силу через десять дней после официального опубликования. Пенсия гражданам выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого являются федеральной государственной собственностью, а не собственностью бюджета УР, поэтому условия назначения пенсии гражданам едины на всей территории Российской Федерации. ФЗ № 173-ФЗ не предусмотрел исключений для педагогических работников Удмуртской Республики. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ оценка пенсионных прав производится на день обращения с заявлением о назначении пенсии Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от -Дата- №пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с п. 7 которых граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Заявление о досрочном назначении пенсии истцом подано -Дата-, исковые требования истца сводятся к обязанию Управления назначить досрочную трудовую пенсию с -Дата-, т.е. спустя 7 месяцев после обращения. Согласно пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как видно из нормы закона одним из обязательных условий для определения права на досрочное пенсионное обеспечение является осуществление педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Из документов дела усматривается, что истец на момент обращения (-Дата-), а также на момент вынесения Управлением решения об отказе в назначении Зыкиной Т. И. пенсии (-Дата-) не имела 25-летнего педагогического стажа, следовательно, право на обращение за досрочной трудовой пенсией у истца еще не возникло, а требование о назначении ей пенсии с -Дата- несостоятельно. Кроме того, нормы пенсионного законодательства не позволяют признавать решение об отказе в назначении пенсии от -Дата- незаконным, если право истца на пенсию возникает после его вынесения. В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и -Дата- указано, что Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии. Таким образом, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения, у истца составил 22 года 5 месяцев 3 дня, что менее требуемого 25-летнего педагогического стажа, следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у Зыкиной Т. И. отсутствует. Решение комиссии Управления от -Дата- № об отказе в установлении пенсии является законным и обоснованным. Просит в заявленных требованиях истцу отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судебным следствием установлено:
-Дата- истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР № от -Дата- истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно имеющимся документам, стаж Зыкиной Т.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на дату обращения (-Дата-) составил 22 года 5 месяцев 03 дня, вместо требуемых 25 лет.
Не зачтены в стаж периоды, оспариваемые истцом :
- с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – периоды нахождения в отпуске без содержания и частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
- с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – норма педагогической нагрузки не выполнена.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -Дата- № 173-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10).
В соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-.
На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность ее педагогической деятельности составляла по её подсчетам 24 года 04 месяца 21 день.
При этом оспариваемые истцом периоды: с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- –нахождения в отпуске без содержания и частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трех лет; с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, когда, по мнению ответчика, истцом не была выполнена норма педагогической нагрузки, подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №-П от -Дата-, а также в определении за №-О от -Дата-, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.
Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в специальный педагогический стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.
Не включение ответчиком в специальный стаж истцу периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Сторонами не оспаривается, что истец имеет сына – Зыкина Андрея Васильевича, -Дата- года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении III-НИ №, выданным ЗАГС ... -Дата-.
Суд признает, что оспариваемый истцом период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, включенный ответчиком истцу в специальный стаж в календарном исчислении, подлежит зачету и включению в стаж для назначения пенсии на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанный оспариваемый период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет подлежит включению в специальный стаж истца по следующим основаниям:
Действующее в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет законодательство не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет педагогическим работникам тех периодов, когда они находились в отпусках по уходу за ребенком.
Действующий в настоящее время Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» также не содержит прямого исключения спорного периода из специального стажа.
Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № от -Дата- было утверждено разъяснение «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», согласно которому «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе:. ..при назначении государственных пенсий,... Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора учитывается в том же порядке, как и работа..., в период которой предоставлены указанные отпуска» (пункт 6).
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № от -Дата- «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста полутора лет, а продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы увеличилась до достижения ребенком возраста трех лет.
Согласно пункту 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № от -Дата- «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (далее по тексту -разъяснение № от -Дата-) «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе:. ..при назначении государственных пенсий,... Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа..., в период которой предоставлены указанные отпуска».
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от -Дата- № «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от -Дата-; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Данное правовое положение также закреплено Законом Российской Федерации № от -Дата- «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (далее по тексту - Закон РФ № от -Дата-), согласно пункту 103 которого «По желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет... Кроме указанного отпуска женщине, по её заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет... Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях)» (ст. 167 КЗоТ РСФСР).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до -Дата-
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) Зыкиной Т.И. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период отпуска по уходу за ребенком - сыном Андреем, -Дата- года рождения, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от -Дата- №-В09-14).
В связи с чем период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- подлежит безусловному включению истцу в специальный педагогический стаж в количестве 1 год 15 дней.
Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорных периодов с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя МДОУ № по причине того, что истцом не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» суд не принимает с учетом следующих обстоятельств.
Статья 333 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) устанавливает, что «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации».
В связи с чем, постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ №) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и -Дата- (далее по тексту - постановление УР №), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п.8 постановления УР №).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.
Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР № от -Дата-, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта -постановления Правительства РФ от -Дата- №, принятого позднее постановления № и по своему статусу выше, суд признает неправомерными.
Постановление УР № от -Дата- принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.
Исходя из требований ст. 55 п.3 Конституции РФ следует, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановление Правительства РФ от -Дата-, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановление УР № от -Дата- подлежит применению на территории УР.
Учитывая изложенное, периоды работы истца с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя МДОУ № подлежат включению Зыкиной Т.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При включении в специальный педагогический стаж Зыкиной Т.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий по подсчетам ответчика на день обращения -Дата-, 24 года 04 месяца 21 день, спорных периодов:
- с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- –нахождения в отпуске без содержания и частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
- с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, когда, по мнению ответчика, истцом не была выполнена норма педагогической нагрузки.
Наличие такого стажа позволяет назначить пенсию с момента возникновения права – -Дата-, когда стаж составит 25 лет, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно справке № от -Дата- Зыкина Т.И. работает в МДОУ №. Норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы выполнена в следующие периоды: с -Дата- по -Дата- 22 р.д. = 158,4 ч., с -Дата- по -Дата- 21 р.д. = 151,2 ч., с -Дата- по -Дата- 21 р.д. = 151,2 ч., с -Дата- по -Дата- 23 р.д. = 165,6 ч., с -Дата- по -Дата- 12 р.д. = 86,4ч. + чоо с 19.01. по -Дата-, с -Дата- по -Дата- 19 р.д. = 146,4 ч., с -Дата- по -Дата- 20 р.д. = 144 ч. + чоо с 10.03. по -Дата-, с -Дата- по -Дата- 21 р.д. = 151,2 ч.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что моментом возникновения права на досрочную пенсию у истца является не -Дата-, а -Дата-, так как имел место частично оплачиваемый отпуск в течение 5 дней (-Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-).
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение УПФР в ... за № от -Дата- об отказе Зыкиной Т.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно, поэтому подлежат удовлетворению требования истца о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с -Дата-.
В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно. С учетом того, что назначение пенсии истцу связано с выработкой установленного законом специального стажа, что не носит временного характера и не обусловлено каким-то периодом времени, то требование истца в части назначения пенсии пожизненно подлежат удовлетворению.
С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Зыкиной Татьяны Ивановны к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР№ 514\01-15 от -Дата-.
Обязать Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР включить в специальный педагогический стаж периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, назначить и выплачивать пенсию со дня возникновения права на досрочную пенсию по старости с -Дата-.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР в пользу Зыкиной Татьяны Ивановны судебные расходы в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.
Мотивированное решение суда изготовлено судьей 02.06.2011 года.
Судья С.А. Сутягина