ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 июня 2011 года Индустриальный районный суд г. Ижевска Под председательством судьи Сутягиной С.А. при секретаре Соловьевой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой Татьяны Николаевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Беляева Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав, просит суд признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР № от -Дата-, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, назначить и выплачивать пенсию со дня возникновения права на досрочную пенсию по старости с -Дата-, взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты>. Иск мотивирован тем, что -Дата-, истец, полагая что выработан 25-летний педагогический стаж, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно решению об отказе в назначении пенсии № от -Дата- отказано в назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчик считает, что стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на -Дата- составляет 23 года 05 месяцев 03 дня. С данным решением истец не согласен по следующим основаниям: с -Дата- по -Дата- Беляева работала в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении - детский сад общеразвивающего вида № в должности воспитателя. С -Дата- по настоящее время в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад д. Оленье .... В 2003 году заведующая детским садом поставила в известность всех воспитателей о том, что продолжительность рабочего дня будет по 6 часов. Никакие документы она не показывала, в приказе о продолжительности рабочего дня заявитель не расписывалась. При обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, узнала, что периоды работы с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- не включены в педагогический стаж, так как не выработана норма часов педагогической работы. Считает, что вины в этом нет, так как работала в соответствии с должностными инструкциями и графиком работы, утверждённым работодателем. Являясь работником, не могла установить иной порядок работы, так как обязана исполнять условия трудового соглашения, в том числе и нормативного рабочего времени. При этом оплата труда работодателем производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов в неделю. Истца не поставили в известность о действии Постановления Президиума Госсовета и Правительства УР от -Дата- №, на основании которого педагогическая нагрузка (30 часов) не входит в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Узнала об этом при получении решения об отказе в назначении пенсии. Все эти обстоятельства не должны влиять на обеспечение пенсионных прав, поскольку вынуждена как работник выполнять свои трудовые функции, установленные работодателем на основе нормативного акта субъекта РФ. Исходя из указанного, ответчик вправе был применить правила и нормы действовавшие в спорные периоды, и включить их в стаж работы по специальности при назначении пенсии по старости. Отказ был мотивирован тем, что на основании Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -Дата- №, норма педагогической нагрузки для воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. Однако Постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», которое вступило в законную силу с -Дата- продолжительность рабочего времени для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по всей Российской Федерации установлена 36 часов. В судебном заседании Беляева Т.Н. настаивала на удовлетворении иска. Представитель истца Горбунова Г.А., действующая по доверенности, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР Рязапова Э.М., действующая по доверенности, просила в иске отказать, пояснила, что истица оспаривает решение в части исключения из педагогического стажа периодов работы с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя детского сада. Вышеуказанные периоды в педагогический стаж не включены, так как в эти периоды не выполнена норма педагогической нагрузки. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от -Дата- № (вступило в силу с -Дата-) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования установлена норма педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов в неделю (7,2 ч. в день). Согласно справке работодателя Беляева Т.Н. в данный период работала менее 36 часов в неделю. Довод истицы о необходимости включения в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, данного периода, когда по постановлению Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -Дата- № «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» нормы педагогической нагрузки воспитателям дошкольных учреждений в Удмуртской Республике были снижены до 30 часов в неделю, является несостоятельным. В соответствии с п.2 ст.39 Конституции Российской Федерации пенсии устанавливаются законом. Досрочная трудовая пенсия гражданам назначается по Федеральному закону от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В преамбуле и в ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии установлены этим законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий возможно не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона № 173-ФЗ в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В п.3 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ постановлением от -Дата- № утвердило «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.4 вышеназванных Правил, начиная с -Дата- периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», воспитателям дошкольных образовательных учреждений на территории всей страны продолжительность рабочего времени была установлена 36 часов в неделю. Истица настаивает на применении нормативного акта субъекта РФ. Статьей 76 Конституции РФ определено, что законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. Кроме того, постановление Правительства РФ № принято позже постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР № и по своему статусу является выше, следовательно, и по этим причинам имеет приоритет перед постановлением №. Дополнительно следует отметить, что пенсия гражданам выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого являются федеральной государственной собственностью, а не собственностью бюджета УР, поэтому условия назначения пенсии гражданам едины на всей территории Российской Федерации. Федеральный закон № 173-ФЗ не предусмотрел исключений для педагогических работников Удмуртской Республики. В соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ № 27-ФЗ от -Дата- с последующими изменениями и дополнениями «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 555 установлено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Беляева Т.Н. зарегистрирована в системе обязательного (персонифицированного) учета -Дата- За спорные периоды работы работодателем представлены индивидуальные сведения о работе истицы на 0,83 ставки. Истица просит взыскать с ответчика судебные расходы оплату услуг представителя в размере 2000 рублей, оплату государственной пошлины в размере 200 рублей. Считаем, данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от -Дата-. №, со ст.6, 13, п.3, 4 ст. 143, ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд РФ образован и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Выплаты, производимые из бюджета Пенсионного фонда, направлены на финансирование пенсий. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаются Федеральным законом, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, носят строго целевой характер и изъятию не подлежат. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Судебным следствием установлено: -Дата- истец обратилась к ответчику в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ... (межрайонное) УР с заявлением о назначении пенсии (о переводе с одного вида пенсии на другой). Просит назначить пенсию по возрасту досрочную (выслуга- педагогический) с -Дата-. -Дата- Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ... (межрайонное) УР Беляевой Т.Н. отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет педагогического стажа. По представленным документам стаж педагогической деятельности у Беляевой Т.Н. на момент обращения составил 23 г. 05м.03 д. -Дата- Беляевой Т.Н. МУП «Центр дошкольного образования и воспитания» ... выдана справка о том, что она работала в МДОУ детский сад № 216 в качестве воспитателя с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-. Норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы, выполнена в следующие периоды: с 26.08 по -Дата--36ч. в неделю, с 13.04.по -Дата--36 часов в неделю. За данный период в отпуске по уходу за ребенком, без сохранения, ученическом, частично-оплачиваемом, на курсах повышения квалификации не находилась. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -Дата- № 173-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10). В соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность ее педагогической деятельности, по подсчетам ответчика, составляла 23 года 05 месяцев 03 дня. Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорных периодов с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- по причине того, что истцом не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» суд не принимает с учетом следующих обстоятельств. Статья 333 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) устанавливает, что «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации». В связи с чем, постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ №) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и -Дата- (далее по тексту - постановление УР №), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п.8 постановления УР №). Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов. Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР № от -Дата-, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта -постановлению Правительства РФ от -Дата- №, принятого позднее постановления № и по своему статусу выше, суд признает неправомерными. Постановление УР № от -Дата- принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ. Исходя из требований ст. 55 п.3 Конституции РФ следует, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановление Правительства РФ от -Дата-, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановление УР № от -Дата- подлежит применению на территории УР. Учитывая изложенное, периоды работы истца с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя подлежат включению в специальный стаж Беляевой Т.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Наличие такого стажа позволяет назначить пенсию с момента возникновения права – -Дата-, когда стаж составит 25 лет, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно справке от -Дата- Беляева Т.И. работала в МДОУ детский сад № 216 в качестве воспитателя с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата-. Норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы выполнена в следующие периоды: С 26.08. по -Дата- – 36 часов в неделю С 13.04. по -Дата- – 36 часов. За указанный период в отпуске по уходу за ребенком, без сохранения, ученическом, частично-оплачиваемом, на курсах повышения квалификации не находилась. Согласно справке МДОУ детский сад д. Оленье Болото от -Дата- Беляева Т.Н. работала в МДОУ детский сад д. Оленье Болото с -Дата- по -Дата-. За данный период Беляева Т.Н. была в отпуске за свой счет с 11 по -Дата-. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что моментом возникновения права на досрочную пенсию у истца является -Дата-. Таким образом, суд приходит к выводу, что решение УПФР в ... за № от -Дата- об отказе Беляевой Т.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно, поэтому подлежат удовлетворению требования Беляевой Т.Н. о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с -Дата-. В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно. С учетом того, что назначение пенсии истцу связано с выработкой установленного законом специального стажа, что не носит временного характера и не обусловлено каким-то периодом времени, то требование истца в части назначения пенсии пожизненно подлежат удовлетворению. С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Кроме того, в силу ст. 100 ГПК РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом того, что дело рассматривалось одно судебное заседание, суд считает разумным определить размер услуг представителя в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично. Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР№ 558\01-15 от -Дата-. Обязать Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР включить в специальный педагогический стаж Беляевой Татьяне Николаевне периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, назначить и выплачивать пенсию со дня возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости с -Дата-. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР в пользу Беляевой Татьяны Николаевны судебные расходы в размере <данные изъяты>. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате. Мотивированное решение суда изготовлено судьей -Дата-. Судья С.А. Сутягина
Дело №2-1417-11РЕШЕНИЕ