о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества-водопроводных сетей



2-1789/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года г.Ижевск УР

Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской республики

в составе председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.

при секретаре Ложкиной И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Ижевска к Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества- водопроводных сетей

У С Т А Н О В И Л:

... обратился в суд с иском к Администрации ... с требованием о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества- водопроводных сетей. Свои требования мотивировал тем, что ... проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны йодных объектов и обеспечения населения питьевой водой.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имен» благоприятные органолептические свойства.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Организация в границах поселения водоснабжения населения в соответствии с п.4 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичное положение содержится в п.п.4 ч.1 ст.9. Устава Муниципального образования «Город Ижевск».

На территории ... по данным ... от -Дата- комиссией по выявлению объектов жилищно-коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом на территории ... рассмотрены сети водоснабжения и ливневые канализации по адресу: ... ДОУ ..., диаметр 100 м, протяженность 29,5 п.м.

Согласно данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике вышеназванные объекты жилищно-коммунального хозяйства - водопроводные сети - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числятся. По сведениям ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» вышеназванные водопроводные сети не зарегистрированы. Сведений о правообладателях (собственниках) и балансодержателях в ГУП «Удмурттехинвентаризация» не поступало.

До настоящего времени объекты жилищно-коммунального хозяйства водопроводные сети бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель (собственник) или балансодержатель не определен.

В соответствии с п.7.1 Постановления Главы Администрации ... от -Дата- «О технической инвентаризации, постановке па учет объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных на территории ...» по истечении года со дня постановки объектов, имеющих признаки бесхозяйных, на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской ... имущественных отношений Администрации ... обязано обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной cобственности на эти объекты, если иной законный владелец не будет установлен.

До настоящего времени данное требование не выполнено.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной являемся вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее 1 Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от -Дата- .

В соответствии с п.п.4. 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объема недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Однако Администрацией ... указанные действия не выполнены, с заявлением в территориальный отдел Управления Федеральной регистрационной службы по УР о принятии бесхозяйного имущества водопроводные сети, администрация муниципального образования не обращалась. До настоящего времени собственник водопроводных сетей и эксплуатирующая организация не определен.

В связи с отсутствием собственника водопроводных сетей, а также бездействием Администрации ... по их определению и постановлению указанных водопроводных сетей на учет постоянный контроль за их состоянием. соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации, предусмотренные со ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям п.п.2.1 и 2.2. СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и не обеспечиваются. Таким образом, эксплуатация водопроводных сетей не безопасна для людей. При прорыве водопроводных сетей имеется угроза создания чрезвычайной ситуации.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от -Дата- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право па защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.

Для устранения указанной ситуации Администрации МО «Город Ижевск» необходимо организовать:

-проверку технического состояния вышеуказанной сети водоснабжения:

- промывку и дезинфекцию сетей водоснабжения;

- отбор контрольных проб воды на предмет соответствия СаНПиН.

В соответствии с ст.ст.41, 42 Конституции РФ и ст.8 Закона ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Ситуация, при которой население использует для питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создаст реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Город Ижевск» возложенных на нее законом полномочий по организации водоснабжения.

Бездействие Администрации муниципального образования «Город Ижевск», выражающееся в том, что последним не организована постановка на учет водопроводных сетей, нарушает гарантированные вышеуказанными статьями Конституции Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы граждан в области безопасности, создаст угрозу причинения вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушаются права и свободы гражданина.

На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке искового производства в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип. Круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются незаконными действиями Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» в данном случае определить невозможно. Заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, земельных, жилищных, экологических правоотношений в силу ч.1 ст.22 ГПК PФ осматриваются судами общей юрисдикции. Просит признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» выразившемся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного имущества - водопроводных сетей водоснабжения по адресу: Удмуртская Республика, ..., ДОУ , ..., диаметр 100 м, протяженность, 29,5 п.м., в целях устранения нарушений закона обязать Администрацию ... принять меры по постановке на учёт бесхозяйного имущества: предоставить заявление в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества - водопроводных сетей сети водоснабжения по адресу: Удмуртская Республика ... ДОУ ..., диаметр 100 м, протяженность 29,5 п.м.

Помощник прокурора ... Пушин И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации ... Хохрякова А.В., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения по заявленным требованиям, где указала, что В соответствии с Постановлением Администрации ... от -Дата- «О технической инвентаризации, постановке на учет объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных на территории ...» ...ных администраций создают постоянно действующие комиссии по выявлению объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом, на территории ... с участием представителей заинтересованных структур Администрации ... и муниципальных учреждений, предприятий.

По мере выявления объектов, имеющих признаки бесхозяйных, направлять соответствующему Заказчику акт описи имущества, составленного постоянно действующей комиссией, с указанием на съемке (М 1:500) места расположения объекта, с приложением имеющейся технической документации. Акт описи должен содержать отличительные признаки объекта, имеющего признаки бесхозяйного, позволяющие определенно установить выявленный объект.

Функции Заказчика по изготовлению исполнительной документации, проведению технической инвентаризации, выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования объектов, имеющих признаки бесхозяйных, за счет средств городского бюджета до признания их муниципальной собственностью: в отношении объектов: сети водопровода, ливневые канализации возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации ....

Заказчик - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации ... изготовленную техническую и иную документацию, согласованную с профильными предприятиями коммунального хозяйства, относящуюся к объектам коммунального назначения и иным объектам, имеющим признаки бесхозяйных, в течение 15 рабочих дней направляет в Управление имущественных отношений Администрации ....

Управление имущественных отношений Администрации ... и Управление муниципального жилья Администрации ... по мере поступления технической и иной документации на объекты, имеющие признаки бесхозяйных (по полномочиям), в течение двух месяцев формировать пакет документов и обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов в Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике.

В отношении объекта недвижимости - сеть водоснабжения по адресу: ... ДОУ ..., протяженностью 29,5 п. м., диаметр сети 100 м, поясняют, что в Управление имущественных отношений технической и иной документации на указанный объект от заказчиков (Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации ...) не поступало.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявитель, обращаясь с требованием о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества на объекты недвижимости не указал индивидуальные признаки объектов (не ясно где конкретно находиться объект — где находится точка врезки объекта), не представил кадастровый паспорт, в то время как поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР можно лишь индивидуально - определенную вещь.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства об отсутствии права собственности на данный объект (отсутствия сведений в реестре федеральной и государственной собственности УР) у Российской Федерации и Удмуртской Республики. Положением, утвержденным Постановлением РФ от -Дата- регламентирован порядок принятия на учет недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, но данным правовым актом не установлена обязанность органа местного самоуправления на совершение действий по постановке на учет недвижимого имущества.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит указание на сроки, установленные органу местного самоуправления для обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Кроме того, основанием для обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь является постановка на учет бесхозяйных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, а не выявление комиссией объектов коммунального назначения, имеющих признаки бесхозяйных.

На основании вышеизложенного, считает, заявленные требования Истца необоснованными и просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав доводы лиц участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, исследовав обстоятельства по делу и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:

Как было установлено на территории ... находятся сети водоснабжения и ливневые канализации по адресу: ... ДОУ ..., диаметр, 100 м, протяженность 29,5 п.м.

Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР вышеуказанные водопроводные сети в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числятся.

Сведений о правообладателях и балансодержателях указанных объектов в ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» также не имеется.

До настоящего времени водопроводные сети бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, ни собственник, ни балансодержатель, ни правообладатель не определен.

В связи с отсутствием собственника водопроводных сетей постоянный контроль за их состоянием, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации, предусмотренные с ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям п.п. 2.1 и 2.2. СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и не обеспечивается. Соответственно, эксплуатация водопроводных сетей не отвечает признакам безопасности, имеется угроза создания чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от -Дата- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.

В соответствии со ст.44 Устава муниципального образования «Город Ижевск» (утв.Решением Городской Думы ... от -Дата- ) к компетенции Администрации ... относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, а также защита населения и территорий oт чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Уставом муниципального образования ... (п.44) Администрация города наделена целым комплексом прав и обязанностей, который позволяет ей установить имеется ли на территории ... бесхозное имущество, которое представляет опасность, либо способствует ли возникновению чрезвычайных ситуаций.

В соответствии ст.225 ГК РФ «Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся».

Принятие на учет бесхозяйной вещи осуществляется территориальными органами Федеральной регистрационной службы по заявлению органа местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 580 (ред. от -Дата-) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

О том, что на территории ... имеется бесхозное имущество Администрации Индустриального ... стало известно еще в 2010 г.

Из материалов дела видно и судом установлено, что водопроводные сети водоснабжения по адресу: ... ДОУ ... диаметр 100 м, протяженность 29,5 п.м. находятся в административных границах муниципального образования .... Их собственник либо эксплуатирующая организация до настоящего времени не определены.

Не обращение Администрации ... в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных сетей на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п.3 ст.225 ГК РФ, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Законодатель не установил иных участников гражданского оборота, имеющих право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Таким образом, бездействие администрации МО «Город Ижевск» выражающееся в том, что последним не организована постановка на учет водопроводных сетей, нарушает гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции РФ права граждан на безопасную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда здоровья человека.

Поскольку решением суда фактически установлено, что водопроводные сети являются бесхозяйным имуществом, в дальнейшем Администрации города нет необходимости обращаться в суд с подобным иском, что сэкономит время для оформления соответствующих документов и постановке на учет водопроводных сетей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.14,18 Федерального закона от -Дата- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.225 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Муниципального образования «Город Ижевск», выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводных сетей водоснабжения по адресу Удмуртская Республика ... ДОУ ..., диаметр 100 мм, протяженность 29,5 п.м. незаконным.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества: предоставить заявление в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества – водопроводных сетей сети водоснабжения по адресу: Удмуртская Республика ... ДОУ ..., диаметр 100 мм, протяженность 29,5 п.м. в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Удмуртской Республики в кассационном порядке, через суд, вынесший решение, в течение 10 дней, после изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей -Дата-.

Судья Сутягина Т.Н.

Копия верна. судья

...

... УР

А.Ю.Кузнецову

...

Администрация Муниципального

образования

«Город Ижевск»

27.06.2011 г.

Направляю в ваш адрес копию решения суда от 21.06.2011 года по иску прокурора Индустриального района г.Ижевска о признании бездействия незаконным.

Судья Индустриального районного

суда г.Ижевска УР Сутягина Т.Н.