РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «21» апреля 2011г. г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе: судьи Исматовой Л.Г., при секретаре Черновой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дударевой Евгении Эдуардовны, Эпиевой Ларисы Анатольевны, Чапаевой Маи Хасановны, Чапаева Анатолия Ивановича к Министерству социальной защиты населения УР, МЧС России о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать МСЗН УР принять документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки и направить в МЧС РФ; обязать МЧС РФ выдать Дударевой Евгении Эдуардовне, Эпиевой Ларисе Анатольевне, Чапаевой Мае Хасановне, Чапаеву Анатолию Ивановичу удостоверения лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с участием: представителя истца Чапаевой Маи Хасановны - Караваева Вячеслава Аркадьевича, действующего на основании ордера № от -Дата- (л.д.103), УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в Индустриальный районный суд ... с иском к Министерству социальной защиты населения УР о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать МСЗН УР принять документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки и направить в МЧС РФ; обязать МЧС РФ выдать Дударевой Евгении Эдуардовне, Эпиевой Ларисе Анатольевне, Чапаевой Мае Хасановне, Чапаеву Анатолию Ивановичу удостоверения лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Свои требования мотивировали тем, что Эпиева Лариса Анатольевна, 1966 г.р., ее дочь - Дударева Евгения Эдуардовна, 1985 г.р., родились и проживали в ... до 1993 года. Чапаева Мая Хасановна (мать Эпиевой Л.А.), Чапаев Анатолий Иванович (отец Эпиевой Л.А.), проживали там же с 1960г. и с 1955 года соответственно. В этот период было произведено 287 ядерных испытаний. -Дата- Эпиева Лариса Анатольевна обратилась в Правительство УР по вопросу выдачи ей, ее дочери и родителям удостоверений лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Письмом № от -Дата- Правительство УР известило Эпиеву Л.А. о том, что ее заявление направлено в Министерство социальной защиты населения УР. Письмом №Э-86 от -Дата- Министерства социальной защиты населения УР отказано в получении названных удостоверений. В Казахстане каждому из истцов было выдано соответствующее удостоверение, где подтверждается факт того, что они проживали в ... ВКО, расположенном в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР в период ядерных испытаний с 1949г. по 1990г. Наличие удостоверения ..., подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне является основанием для признания права истцов на соответствующие льготы на территории РФ. Истцы считают отказ Министерства социальной защиты населения УР незаконным. Просят суд признать за ними право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать МСЗН УР принять документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки и направить в МЧС РФ; обязать МЧС РФ выдать удостоверения лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Определением Индустриального районного суда ... от -Дата- к участию в деле в качестве соответчика привлечено МЧС России, поскольку к нему заявлено требование обязать выдать истцам удостоверения лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.115-116). В судебном заседании представителя истца Чапаевой Маи Хасановны - Караваев Вячеслав Аркадьевич на иске настаивал. Дал пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении. В судебное заседание истица Чапаева М.Х. не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом (уведомление - л.д.156), суду направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.164). В судебное заседание истцы: Чапаев А.И., Дударева Е.Э., Эпиева Л.А., не явились. Извещения о месте и времени судебного заседания направленыф по адресам, указанным в иске, получены ими не лично, а Чапаевой М.Х. (л.д.157, 159, 160). Суду представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.165-167). Представитель истца Чапаевой М.Х. - Караваев В.А. пояснил, что лично извещал Чапаеву М.Х. и Чапаева А.И. о месте и времени судебного заседания, а Эпиеву Л.А. и Дудареву Е.Э. – по телефону. Заявления о рассмотрении дела в их отсутствие он взял лично. Таким образом, истцы о месте и времени судбеного заседания извещены надлежащим образом, суду направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов. Ответчик Министерство социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (расписка – л.д.154), поступило заявление представителя о рассмотрении дела в отсутствие Министерства социальной защиты населения УР (л.д.162-163). Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика Министерства социальной защиты населения УР. В судебном заседании -Дата- представителем ответчика Министерства социальной защиты населения УР Барановой О.Н. оглашены возражения на исковое заявление (л.д.125-127), в которых она ссылается на следующее: В соответствии со статьей 1 Федерального закона от -Дата- № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» право на получение мер социальной поддержки возникает при наличии двух условий: 1) проживания в период с 1949 по 1963 года в определенных населенных пунктах; 2) получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). ..., бывшей Казахской ССР, не входит ни в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата-, ни в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата-. Таким образом, истцам не могло быть выдано удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ в добровольном (внесудебном) порядке, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от -Дата- №-О-П само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Часть первая статьи 1 Федерального закона № 2-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата- и -Дата-, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в соответствующий перечень. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Следовательно, предоставление мер социальной поддержки зависит не от включения или невключения населенного пункта в перечень, а от факта и объема причинения вреда ядерными испытаниями, которые должны быть подтверждены документально. Предоставленные истицами документы, выданные на территории ..., не являются в Российской Федерации достоверным доказательством получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от -Дата- № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 Гражданского Кодекса РФ). Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, .... Таким образом, в материалах искового заявления отсутствуют документы, подтверждающие факт получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных Эпиевой Л.А., Дударевой Е.Э., Чапаева А.И., Чапаевой MX. требований не имеется, просит суд отказать в иске в полном объеме. В судебное заседание ответчик МЧС России не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (уведомление – л.д.161), причина неявки суду неизвестна. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика МЧС России. Ответчик МЧС России направил суду отзыв на иск (л.д.137-139). В отзыве ответчик ссылается на следующее: Истцы проживали в ... бывшей Казахской ССР, Эпиева Л. А. с 1966 г. по 1993 г., Дударёва Е. Э. с 1985 г. по 1993 г., Чапаева М. X. с 1960 г. по 1993 г. и Чапаев А. И. с 1955 г. по 1993 г., в связи с чем имеют документы о проживании в этом городе, отнесенном Законом ... «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» к "зоне повышенного радиационного риска" и соответствующие национальные удостоверения. Указанные документы подтверждают проживание истцов на Определенной территории и право на получение льгот только в .... Документы, выданные в Казахстане, в отношении реализации национального законодательства по данному вопросу, согласно разъяснениям МИД России и Минюста России, обязательной силы применения в Российской Федерации не имеют, т.е. то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства. В Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации в редакции от -Дата- №-р, ... не значится, поэтому правовые основания для распространения на истцов норм Федерального закона от -Дата- № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» отсутствуют. Кроме того, проживание Дударевой Е. Э. и Эпиевой Л. А на территории бывшей Казахской ССР позднее 1963г. не влечет за собой распространения на них мер социальной поддержки, установленных российским законодательством. Упомянутым в исковом заявлении Определением Конституционного суда РФ от -Дата- №-О-П оставлен в силе установленный Федеральным законом от -Дата- № 2-ФЗ дозовый критерий (получение гражданином дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) для предоставления мер социальной поддержки. С целью приведения нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона от -Дата- № 2-ФЗ, в соответствие с этим законом по критерию полученной гражданами дозы облучения, разработаны и утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от -Дата- N° 5 (зарегистрированы в Минюсте России -Дата-, peг. №) Методические указания «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Пунктом 3 приказа МЧС России от -Дата- № установлено, что при проживании граждан за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной (суммарной) накопленной эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Что касается справок, выданных истцам в ..., они не содержат никаких сведений о полученной истцами индивидуальной дозе облучения, а лишь констатируют факт отнесения Усть-Каменогорска Законом ... к «зоне повышенного радиационного риска» с дозой радиационного воздействия 7-35 сЗв (бэр), установленной этим Законом. Других оснований (ссылки на архивные данные, утвержденные методики расчетов) справки не содержат, поэтому не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств о полученных истцами дозах облучения. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от -Дата- № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации, часть 2 статьи 7 ГК РФ). Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, поэтому нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, ..., на территории Российской Федерации. Ответчик полагает, что представленные Дударёвой Е.Э, Эпиевой Л.А, Чапаевыми А.И. и М.Х в суд документы не отвечают требованиям Федерального закона от -Дата- № 2-ФЗ, нормативных правовых актов Российской Федерации, которые должны применяться судом при рассмотрении дела о признании пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Просит в удовлетворении исковых требований отказать как не подтвержденных доказательствами по делу. Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив возражения ответчиков, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Истица Эпиева Л.А. обратилась в Правительство УР по вопросу выдачи ей, ее дочери – Дударевой Е.Э., родителям – Чапаевой М.Х. и Чапаева А.И. удостоверений лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Правительство УР письмом от -Дата- № известило Эпиеву Л.А. о том, что ее заявление направлено в Министерство социальной защиты населения УР (л.д.98). Министерство социальной защиты населения УР письмами от -Дата-,20.05.2010г.,20.05.2010г.20.05.2010г. (л.д.91-94) отказало истцам в получении удостоверений лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, так как ..., в котором проживали истцы, не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Правительством РФ. Дополнительно МСЗН УР разъяснило, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от -Дата- №-О-П истцы вправе в судебном порядке подтвердить факт получения эффективной дозы облучения свыше 5 бэр для решения вопроса о возможности получения соответствующих мер социальной поддержки. В исковом заявлении указано, что Эпиева Лариса Анатольевна, 1966 г.р., ее дочь - Дударева Евгения Эдуардовна, 1985 г.р., родились и проживали в ... до 1993 года, и ее родители: мать - Чапаева Мая Хасановна, отец - Чапаев Анатолий Иванович, проживали там же с 1960г. и с 1955 года соответственно. Согласно справке из архива отдела ЗАГС Восточно-Казахстанского облисполкома (л.д.64) -Дата- был заключен брак между Чапаевой Ларисой Анатольевной и Эпиевым Эдуардом Федоровичем. После регистрации заключения брака Чапаевой Л.А. присвоена фамилия «Эпиева». Согласно справке Главного управления труда и социальной защиты населения ... от -Дата- № (л.д.62), удостоверению №, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на территории ... (л.д.62 – оборотная сторона) Чапаева (Эпиева) Лариса Анатольевна проживала в ... бывшей Казахской ССР в период с -Дата- по -Дата- В соответствии со свидетельством о заключении брака от -Дата- I-НИ № (л.д.70) -Дата- заключен брак между Дударевым Станиславом Леонидовичем и Эпиевой Евгенией Эдуардовной. После заключения брака Эпиевой Е.Э. присвоена фамилия «Дударева». Согласно удостоверению №, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на территории ... (л.д.67), справке Главного управления труда и социальной защиты населения ... от -Дата- № (л.д.67 – оборотная сторона) Эпиева (Дударева) Евгения Эдуардовна проживала в ... бывшей Казахской ССР в период с -Дата- по -Дата- Согласно удостоверению №, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на территории ... (л.д.71), справке Главного управления труда и социальной защиты населения ... от -Дата- № (л.д.71 – оборотная сторона) Чапаева Мая Хасановна проживала в ... бывшей Казахской ССР в период с -Дата- по -Дата- Согласно удостоверению № подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на территории ... (л.д.75), справке Главного управления труда и социальной защиты населения ... от -Дата- № (л.д.75 – оборотная сторона) Чапаев Анатолий Иванович проживал в ... бывшей Казахской ССР в период с -Дата- по -Дата- Федеральный закон от -Дата- N 2 "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" «направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Согласно ст.1 указанного Закона гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 634 утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые предусматривают, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний -Дата- и -Дата-. ... не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от -Дата- N 356-р. Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом МЧС РФ от -Дата- N 540 утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). В соответствии с п.4 Порядка выдачи удостоверений единого образца МСЗН УР осуществляется: прием документов; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке; в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от -Дата- N 5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации -Дата-, регистрационный N 16642, утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Методические указания предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах (пункт 1). Таким образом, т.к. истцы в населенных пунктах, включенных в Перечень не проживали, основания для применения к данным отношениям Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" также отсутствуют. Поскольку истцы не проживали в населенных пунктах, включенных в Перечень в установленный законодательством период, МСЗН УР обосновано отказало в выдаче удостоверения единого образца. Основания обязать МСЗН УР принять документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки и направить в МЧС РФ отсутствуют. Представленные истцами справки не могут свидетельствовать о наличии у последних суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом ... от -Дата- "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от -Дата- N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ). Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - ... на территории Российской Федерации. Вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Между тем, истцы, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, должны были доказать факт получения ими дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Таких доказательств истцы суду не представили. Обязанность доказать данный факт была разъяснена истцам определением суда от -Дата- (л.д.107, 108), разъяснялась в судебных заседаниях. Судом разъяснялось право ходатайствовать о назначении экспертизы для установления данного факта, ходатайство заявлено не было. Механизм определения перечня населенных пунктов, проживание в которых в определенный период, дает право на социальные льготы был предметом оценки Верховного Суда РФ в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от -Дата- N КАС 03-283. Верховный Суд РФ пришел к следующим заключениям: -Правительство Российской Федерации, осуществляя на основании ст.ст.13, 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" правовое регулирование, вправе было во исполнение предписания вышеназванного Федерального закона установить перечни населенных пунктов, население которых получило определенную суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний -Дата- и -Дата-; -Названный перечень определен высшим органом исполнительной власти не произвольно, а на основе представленных компетентными научными учреждениями научных исследований и оценки данных об уровне облучения населения вследствие каждого из ядерных испытаний, произведенных -Дата- и -Дата-. Доводы ответчиков о том, что истцы не доказали право на получение удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне законны, обоснованы и принимаются судом. Основания для признания права истцов на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Дударевой Евгении Эдуардовны, Эпиевой Ларисы Анатольевны, Чапаевой Маи Хасановны, Чапаева Анатолия Ивановича к Министерству социальной защиты населения УР, МЧС России о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать МСЗН УР принять документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки и направить в МЧС РФ; обязать МЧС РФ выдать Дударевой Евгении Эдуардовне, Эпиевой Ларисе Анатольевне, Чапаевой Мае Хасановне, Чапаеву Анатолию Ивановичу удостоверения лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья Исматова Л.Г.