о восстановлении пенсионных прав



Дело 2-1838-11РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска

Под председательством судьи Сутягиной С.А.

при секретаре Соловьевой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванюшиной Надежды Витальевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Ванюшина Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что 8 апреля 2011 года истец обратился за назначением досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -Дата- года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от -Дата- г. истцу отказано в досрочном назначении пенсии, на день подачи заявления ее специальный стаж, по мнению Управления, составил менее 25 лет. С вынесенными Решениями истец не согласен, поскольку в специальный педагогический стаж не включены периоды, когда, по мнению Управления, не выполнена норма педагогической нагрузки с -Дата- по -Дата-, с -Дата- г. по -Дата-. Спорные периоды подлежат включению в специальный стаж по нижеизложенным основаниям. Периоды, когда, по мнению Ответчика, Истец не вырабатывала норму педагогической нагрузки подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п.4 совместного Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -Дата- "О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защиты работников дошкольных образований" (с изменениями от 31 января и -Дата-), которым разрешалось с -Дата- снизить учебную погрузку воспитателям дошкольных учреждений до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работы с родителями. В соответствии с данным нормативным актом субъекта Федерации воспитатели в республике выполняли норму педагогической нагрузки, которая составляла 30 часов в неделю. Данный нормативный акт не противоречит нормам федерального законодательства: им предусмотрен более высокий уровень трудовых прав и гарантий, который обеспечивается за счет средств бюджета как Удмуртской Республики, так и органов местного самоуправления в соответствии с п. 7 этого акта и по настоящее время не отменен. В Трудовом кодексе РФ (ст.6) предусмотрена норма, посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Субъекты Российской Федерации в своих нормативных актах могут расширять права и свободы по сравнению с федеральным законодательством, что следует из п.2 ст. 6 Трудового кодекса РФ, предусматривающего, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, на дату обращения специальный стаж истца превысил 25 лет.

Истец Ванюшина Н.В., извещенная о дне и месте рассмотрения спора, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Суслова Т.С., действующая по доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований. Уточнила, что истец просит обязать назначить пенсию со дня обращения к ответчику – с -Дата-.

В судебном заседании представитель ответчика Гущина Д.С., действующая по доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, -Дата- истица обратилась с документами в отдел пенсий по месту жительства для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением Управления ПФ РФ в ... (межрайонного) УР от -Дата- истице в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истица оспаривает решение в части исключения из педагогического стажа периодов работы -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя детского сада. Вышеуказанные периоды в педагогический стаж не включены, так как в эти периоды не выполнена норма педагогической нагрузки. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от -Дата- (вступило в силу с -Дата-) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования установлена норма педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов в неделю (7,2 ч. в день). Согласно справке работодателя, Ванюшина Н.В. в данный период работала 30 часов в неделю (6 часов в день). Довод истицы о необходимости включения в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, данного периода, когда по постановлению Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -Дата- «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» нормы педагогической нагрузки воспитателям дошкольных учреждений в Удмуртской Республике были снижены до 30 часов в неделю, является несостоятельным. В соответствии с п.2 ст.39 Конституции Российской Федерации пенсии устанавливаются законом. Досрочная трудовая пенсия гражданам назначается по Федеральному закону от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В преамбуле и в ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии установлены этим законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий возможно не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В п.З ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ постановлением от -Дата- утвердило «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.4 вышеназванных Правил, начиная с -Дата- периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Постановлением Правительства РФ от -Дата- «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», воспитателям дошкольных образовательных учреждений на территории всей страны продолжительность рабочего времени была установлена 36 часов в неделю. Истица настаивает на применении нормативного акта субъекта РФ. Статьей 76 Конституции РФ определено, что законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. Кроме того, постановление Правительства РФ принято позже постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР и по своему статусу является выше, следовательно, и по этим причинам имеет приоритет перед постановлением . Дополнительно следует отметить, что пенсия гражданам выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого являются федеральной государственной собственностью, а не собственностью бюджета УР, поэтому условия назначения пенсии гражданам едины на всей территории Российской Федерации. Федеральный закон № 173-ФЗ не предусмотрел исключений для педагогических работников Удмуртской Республики. Кроме того, в соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ № 27-ФЗ от -Дата- с последующими изменениями и дополнениями «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Ванюшина Н.В. зарегистрирована в системе обязательного (персонифицированного) учета -Дата-. За спорные периоды работы работодателем представлены индивидуальные сведения о работе истицы на 0,83 ставки (30 часов в неделю). Таким образом, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у истца составил 24 года 5 месяцев 4 дня, следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у Ванюшиной Н.В. отсутствует. Кроме того, истица просит взыскать с ответчика судебные расходы оплату услуг представителя за составление искового заявления в размере <данные изъяты>, оплаты услуг нотариуса по оформлению доверенности на представителя в размере 500 рублей, оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>. Считаем, данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от -Дата-. , со ст.6, 13, п.3, 4 ст. 143, ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд РФ образован и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Выплаты, производимые из бюджета Пенсионного фонда, направлены на финансирование пенсий. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаются Федеральным законом, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, носят строго целевой характер и изъятию не подлежат.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судебным следствием установлено:

-Дата- истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о назначении пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ ГУ в городе Ижевске (межрайонное) УР от -Дата- истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно имеющимся документам, стаж Ванюшиной Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на дату обращения (-Дата-) составил менее 25 лет.

Не зачтены в стаж периоды, оспариваемые истцом :

- с -Дата- по -Дата- годы, с -Дата- по -Дата- годы – когда, по мнению ответчика, норма педагогической нагрузки не выполнена.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -Дата- (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10).

В соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-.

На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность ее педагогической деятельности составляла по ответчика 24 года 5 месяцев 4 дня.

При этом оспариваемые истцом период: - с -Дата- по -Дата- годы, с -Дата- по -Дата-, когда, по мнению ответчика, истцом не была выполнена норма педагогической нагрузки, подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении -П от -Дата-, а также в определении за -О от -Дата-, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в специальный педагогический стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.

Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорных периодов с -Дата- по -Дата- годы, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя детского сада 171 по причине того, что истцом не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от -Дата- «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» суд не принимает с учетом следующих обстоятельств.

Статья 333 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) устанавливает, что «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации».

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от -Дата- «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ ) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от -Дата- «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и -Дата- (далее по тексту - постановление УР ), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п.8 постановления УР ).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.

Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР от -Дата-, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта -постановления Правительства РФ от -Дата- , принятого позднее постановления и по своему статусу выше, суд признает неправомерными.

Постановление УР от -Дата- принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.

Исходя из требований ст. 55 п.3 Конституции РФ следует, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановление Правительства РФ от -Дата-, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановление УР от -Дата- подлежит применению на территории УР.

Учитывая изложенное, периоды работы истца с - с -Дата- по -Дата- годы, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя детского сада подлежат включению Ванюшиной Н.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При включении в специальный педагогический стаж Ванюшиной Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий по подсчетам ответчика на день обращения -Дата-, 24 года 05 месяца 4 дня, спорных периодов:

- с -Дата- по -Дата- годы, с -Дата- по -Дата-, когда, по мнению ответчика, истцом не была выполнена норма педагогической нагрузки.

Наличие такого стажа позволяет назначить пенсию с момента возникновения права – -Дата-, когда стаж составит 25 лет, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение УПФР в ... за от -Дата- об отказе Ванюшиной Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно, поэтому подлежат удовлетворению требования истца о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с -Дата-.

В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно. С учетом того, что назначение пенсии истцу связано с выработкой установленного законом специального стажа, что не носит временного характера и не обусловлено каким-то периодом времени, то требование истца в части назначения пенсии пожизненно подлежат удовлетворению.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, <данные изъяты> оплата услуг нотариуса.

В силу ст. 100 ГПК РФ взыскать с ответчика оплату услуг представителя, суд полагает, что разумным и соразмерным степени сложности рассматриваемого дела, определить сумму оплаты услуг представителя в <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ванюшиной Надежды Витальевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР от -Дата-.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР назначить Ванюшиной Надежде Витальевне досрочно трудовую пенсию по старости с -Дата- с момента обращения в УПФ РФ по УР.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР в пользу Ванюшиной Надежды Витальевны судебные расходы в размере <данные изъяты>. – услуги представителя, <данные изъяты>. – оплата госпошлины, <данные изъяты>. – услуги нотариуса.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.

Мотивированное решение суда изготовлено судьей 20 июля 2011 года.

Судья С.А. Сутягина