2-2173-11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 августа 2011 года г.Ижевск Индустриальный районный суд г.Ижевска в составе: Судьи Некрасова Д. А., при секретаре Низамовой М. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным Постановления Индустриальной территориальной избирательной комиссии города Ижевска «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума», УСТАНОВИЛ: Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума». Заявление мотивировано тем, что Индустриальная территориальная избирательная комиссия ..., рассмотрев Решение Городской думы ... № от -Дата- «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум ...» приняла Постановление №.1 от -Дата- «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума». Заявитель считает данное Постановление незаконным, нарушающими право Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (инициативной группы по проведению местного референдума) на проведение местного референдума и участие в местном референдуме по следующим основаниям: Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», действуя в соответствии с пунктом 7.7 Устава политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», статьёй 7, частью 2 Закона Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике», принял -Дата- решение: 1.1. Обратиться в Территориальную избирательную комиссию ... (Индустриальную территориальную избирательную комиссию ...) с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «город Ижевск» по следующему вопросу: - Согласны ли вы с тем, чтобы внести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? 1.2. Назначить уполномоченным инициативной группы по проведению местного референдума (Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ») на территории муниципального образования «город Ижевск» Коновала Андрея Петровича. Данное ходатайство было направлено в Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... (Территориальную избирательную комиссию ...) -Дата-. Индустриальная территориальная избирательная комиссия ..., рассмотрев ходатайство Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (инициативной группы) по проведению местного референдума, приняла постановление №.1 от -Дата- о признании ходатайства и приложенных к нему документов соответствующими требованиям пункта 3 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституции Удмуртской Республики, пункта 4 статьи 22 Закона Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике», Устава муниципального образования «город Ижевск» и направлении ходатайства и приложенных к нему документов в Городскую думу .... Согласно статье 22 пункта 8 Закона Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике» от -Дата- №-РЗ представительный орган муниципального образования был обязан в течение 20 дней проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и либо признать его соответствующим требованиям данного Федерального закона, либо отказать инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации. Установленный Законом срок истёк -Дата-, однако Городская дума ... не исполнила возложенную на неё Федеральным законом обязанность. В данном случае в соответствии со статьёй 15 пункта 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум назначается судом. Руководствуясь действующим законодательством Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (инициативная группа по проведению местного референдума) направил -Дата- заявление в Октябрьский районный суд ... с просьбой признать незаконным бездействие Городской думы ..., не рассмотревшей ходатайство о проведении местного референдума в установленный законом срок, а также признать вопрос, предложенный инициативной группой по проведению местного референдума, соответствующим требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и назначить местный референдум по решению суда. Согласно определению судьи Октябрьского районного суда ... Стех Н.Э. от -Дата- заявление инициативной группы по проведению местного референдума было принято к рассмотрению, о чём Городская дума ... была проинформирована письмом Комитета УРО ПП «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от -Дата-. Несмотря на это Городская дума ... всё же рассмотрела вопрос о местном референдуме на заседании шестой сессии и вынесла Решение «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум ...» № от -Дата-, которым признала предлагаемый для вынесения на местный референдум ... вопрос: Согласны ли вы с тем, чтобы внести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данное решение оспорено Комитетом Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (инициативной группой по проведению местного референдума) -Дата- путём подачи заявления в Октябрьский районный суд ... с просьбой признать Решение Городской думы ... от -Дата- «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум ...» незаконным. Об этом Комитет УРО ПП «ПАТРИОТЫ РОССИИ» проинформировал Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... письмом от -Дата-, которое было передано в адрес комиссии способом факсимильной связи (факс 40-27-77). На данный момент определением судьи Октябрьского районного суда ... Стех Н.Э. от -Дата- производство по заявлению Комитета УРО ПП «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (инициативной группы по проведению местного референдума) от -Дата- принято к рассмотрению. Предварительное рассмотрение дела по заявлениям от -Дата- и от -Дата- назначено в Октябрьском районном суде ... на -Дата-. Согласно предметам и заявленным требованиям, содержащимся в вышеназванных заявлениях, соответствие вопроса, предложенного для вынесения на местный референдум, требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» будет рассмотрено Судом по существу. На основании чего Суд, в соответствии с действующим законодательством, должен разрешить вопрос о регистрации или об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума обязав Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... произвести предусмотренные федеральным и республиканским законодательством действия. Кроме того, Суд должен разрешить вопрос о законности (незаконности) Решения Городской думы ... № от -Дата- «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум ...» на основании которого Индустриальная территориальная избирательная комиссия приняла оспариваемое Комитетом УРО ПП «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Постановление №.1 от -Дата- «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума». Предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум вопрос, по мнению инициаторов, полностью соответствует требованиям статьи 12 (п.п. 3, 5, 6, 7, 8) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку данный вопрос местного референдума: относится к вопросам местного значения; содержание вопроса не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Удмуртской Республики; формулировка вопроса исключает возможность его множественного толкования, то есть на него можно дать только однозначный ответ, а также исключает неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения; не входит в число вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум (ст. 12, п. 8, абзацы а), б), в), г), д)). Кроме того, предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум вопрос полностью соответствует требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от -Дата- № 131-ФЗ, поскольку согласно статье 34, части 3 указанного Федерального закона, «порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования». В соответствии со статьёй 34, частью 6 ФЗ № 131-ФЗ, «в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона». Согласно данной норме ФЗ № 131-ФЗ законодательством предусмотрено два возможных варианта порядка избрания главы муниципального образования: «Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава»; При этом для главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, действующим законодательством установлено два возможных варианта полномочий: «2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию...» Исходя из указанных норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум вопрос: - Согласны ли вы с тем, чтобы внести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? призван определить прямое волеизъявление граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования «город Ижевск», по вопросу местного значения, в тех правовых рамках, которые определены действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики. При этом правовые последствия принятого на референдуме вопроса также определены законодательством и исключают их неопределённость. Законом Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике» (статья 55) установлено, что «решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении». Однако «если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта», то, согласно статье 55, пункту 7 указанного Закона Удмуртской Республики, «орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца». Таким образом, в случае принятия решения по вынесенному на местный референдум вопросу Городская дума ... обязана внести соответствующие изменения и дополнения в Устав муниципального образования «город Ижевск» в сроки, определённые статьёй 55 Закона Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике». Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления, согласно статье 34, части 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от -Дата- № 131-ФЗ, вступает в силу не ранее чем по истечение срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. На основании изложенного, просили признать Постановление Индустриальной Территориальной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» №.1 от -Дата- незаконным. В судебное заседание представитель заявителя Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя. В судебное заседание представитель Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Индустриальной территориальной избирательной комиссии .... В судебном заседании представитель Городской думы ... Якимец Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что заявление необоснованно. Обжалуемое Постановление Индустриальной территориальной избирательной комиссии от -Дата- принято на основании решения Городской думы ... от -Дата- №. Данное решение законно и обосновано, что подтвердило решение Октябрьского районного суда ... и кассационное определение Верховного суда УР, которые имеют преюдициальное значение для настоящего дела. В судебном заседании старший помощник ... Пушин И.Ю. доводы представителя Городской думы ... поддержал, полагал, что заявление удовлетворению не подлежит. Суд, выслушав пояснения представителя Городской думы ..., заключение прокурора, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Во исполнение указанных предписаний закона судом было распределено бремя доказывания, сторонам предложено представить доказательства: Заявителю – доказать право на выдвижение инициативы проведения референдума, факт обращения с ходатайством о регистрации инициативной группы, нарушение оспариваемым Постановлением Индустриальной Территориальной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» №.1 от -Дата- прав и свобод заявителя; Заинтересованным лицам – доказать законность оспариваемого Постановления Индустриальной Территориальной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» №.1 от -Дата-. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Для рассматриваемого дела преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда ... от -Дата- по заявлению Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы ..., признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, о признании незаконным решения Городской думы ..., а также кассационным определением Судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда УР от -Дата-. Решением суда первой инстанции от -Дата- установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора: Судом установлено, что Индустриальная территориальная избирательная комиссия ... была сформирована постановлением Центральной избирательной комиссии УР от -Дата- за №.1-4. Постановлением №.1-4 от -Дата- Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики полномочия Избирательной комиссии муниципального образования «город Ижевск» возложены на Индустриальную территориальную избирательную комиссию .... -Дата- состоялся Пленум Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», на котором было решено обратиться в Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «город Ижевск» по следующему вопросу: Согласны ли вы с тем, чтобы ввести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? -Дата- в Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... поступило ходатайство Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о проведении местного референдума (входящий номер 05-05/6) с приложением: протоколом Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от -Дата-. -Дата- Постановлением Избирательной комиссии №.1 ходатайство с приложенными к нему документами признано соответствующим требованиям п. 3 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституции Удмуртской Республики, п. 4 ст. 22 Закона УР «О местном референдуме в Удмуртской Республике», Устава муниципального образования «город Ижевск». -Дата- Решением Городской думы №, подписанного Главой муниципального образования «город Ижевск» А.А. Ушаковым, признано, что предлагаемый вопрос не отвечает требованиям ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». -Дата- Индустриальной территориальной избирательной комиссией принято постановление №.1 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»). Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. В силу п.п, 1, 3 ст. 14 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", инициатива проведения референдума, инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума. Согласно п. 1.8 Устава политической партии «Патриоты России» (общероссийского общественного объединения), принятого Учредительным Съездом -Дата-, с изменениями и дополнениями от -Дата-, -Дата- и -Дата-, политическая партия «Патриоты России» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право участвовать в выборах и референдумах; выдвигать инициативу проведения референдума. В силу ст. 36 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п. 2). В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы (п. 3). К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (п. 4). Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (п.5). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (п.6). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (п.8). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п.11). В силу ст. 12 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п.3). Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п.6). Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п.7). На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (п.8). Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается (п.9). Рассматривая требование Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы ..., судом отмечено следующее. -Дата- Городская дума ... приняла решение «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум ...». Таким образом, требование Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы ..., заявленное до вынесения решения Городской думой ... «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум ...», в настоящее время не основано на обстоятельствах дела и не может быть удовлетворено. Суду не представлено доказательств, что принятие указанного решения Городской думой ... за пределами установленного законом срока нарушает права заявителя на участие в референдуме. Рассматривая требования Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, о признании незаконным решения Городской думы ..., возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, судом отмечено, что предложенный Комитетом Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» для вынесения на местный референдум ... вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы ввести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?» содержит в себе два подвопроса: - согласны ли Вы с тем, чтобы глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию? - согласны ли Вы с тем, чтобы глава муниципального образования избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? Суд указал, что предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопрос, который предлагается вынести на референдум, в силу положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и устава муниципального образования не относится к вопросам местного значения и, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум. Судом установлено, что предложенный для вынесения на местный референдум вопрос противоречит п.3 ст. 12 вышеуказанного закона. В соответствии с Федеральным законом от -Дата- N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (п. 3 ст. 34). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие, устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 10 ст. 35). Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (подп. 1 п. 2 ст. 36). Органы местного самоуправления образуются (создаются) определенным образом (способом) и в определенном порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Способами образования (создания) органов могут быть формирование, избрание, назначение, замещение. Законодатель предусмотрел возможность определения структуры органов местного самоуправления на местном референдуме лишь для случаев создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования (пункты 5, 6 ст. 34 Федерального закона от -Дата- N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Однако изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования решением представительного органа муниципального образования (пункты 3, 7, 8 ст. 34, п.п. 1 п. 10 ст. 35 Федерального закона от -Дата- N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от -Дата- N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Уставом муниципального образования «город Ижевск» установлено, что глава муниципального образования «город Ижевск» избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. В силу п. 8 ст. 12 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на местный референдум не могут быть вынесены вопросы не только о персональном составе органов местного самоуправления, но и об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности. Таким образом, предложение о вынесении на референдум вопроса об избрании главы муниципального образования противоречит п. 8 ст. 12 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; лишает представительный орган муниципального образования полномочий в части урегулирования указанного вопроса, что противоречит п. 6 ст. 12 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В силу п.п. 1, 7 ст. 55 Закона УР от -Дата- N 19-РЗ "О местном референдуме в Удмуртской Республике", решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. Таким образом, решение, вынесенное на местном референдуме, является безусловным основанием для внесения соответствующих изменений в нормативный акт, в рассматриваемой ситуации, в Устав муниципального образования «город Ижевск», что приведет к вмешательству в компетенцию представительного органа муниципального образования на принятие решения о порядке избрания главы муниципального образования. Суд пришел к выводу о том, что доводы заявителя и его представителя основаны на неправильном толковании закона, а требования о признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, о признании незаконным решения Городской думы г, Ижевска являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. В связи с чем не может быть удовлетворено и требование о возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию ... осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, поскольку в силу п. 11 ст. 36 Федерального закона от -Дата- N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. Согласно кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР от -Дата- решение октябрьского районного суда ... УР от -Дата- оставлено без изменения, кассационная жалоба Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» оставлена без удовлетворения. Судом при рассмотрении заявления Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным Постановления Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» установлено, что -Дата- Индустриальная территориальная избирательная комиссия ..., рассмотрев решение Городской думы ... от -Дата- № вынесла постановление об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (Комитет Удмуртского регионального отделения Политической партии «Патриоты России») Согласно п.11. ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. (п. 11 в ред. Федерального закона от -Дата- N 93-ФЗ) Таким образом, оспариваемое постановление было вынесено во исполнение и в соответствие с п.11 ст. 36 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оснований для признания его незаконным не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным Постановления Индустриальной территориальной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2011 года. Судья Некрасов Д. А.