Дело № 2-873-11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «08» сентября 2011 года г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе: Судьи Андриянова А.В., при секретаре Ажимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к КПКГ «ГарантЪ» о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда УСТАНОВИЛ: Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к КПКГ «ГарантЪ» о запрещении деятельности. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена проверка деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что Кредитным потребительским кооперативом граждан «ГарантЪ» (далее по тексту - КПКГ «ГарантЪ») не исполняются требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Так, КПКГ «ГарантЪ» зарегистрировано в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № по Удмуртской Республике -Дата- за основным государственным регистрационным номером №. Исходя из ст. 1 Федерального закона от -Дата- №-Ф3 «О кредитной кооперации», кредитным потребительским кооперативом (кредитным кооперативом) признается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Кредитным потребительским кооперативом граждан является кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица. В соответствии с ч. 1 с г. 3 Федерального закона от -Дата- №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков). КПКГ «ГарантЪ», являясь в соответствии со своим уставом некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного института финансовой взаимопомощи, консолидирующего па добровольной основе паенакопления и привлеченные денежные средства и паенакоплений для организации взаимных финансовых услуг, отвечающих нуждам и интересам членов кооператива, осуществляет деятельность кредитного потребительского кооператива граждан. Как следует из п. 4.2. Устава, утвержденного протоколом Общего собрания КПКГ «ГарантЪ» от -Дата-, КПКГ «ГарантЪ» сохраняет и приумножает личные сбережения членов Кооператива, обеспечивает защиту сбережений от инфляционного обесценивания; предоставляет займы членам Кооператива из фонда финансовой взаимопомощи: организует доступ членов Кооператива к получению финансовых и нефинансовых услуг Кооператива; оказывает различные консультационные и информационные услуги членам Кооператива; развивает систему потребительского кредитования и иные программы и др. Согласно ст. 5 Федерального закона от -Дата- №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по текст)" Закон №115-ФЗ) кредитные потребительские кооперативы относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Таким образом. КПКГ «ГарантЪ» является организацией, на которую распространяется действующее законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Как следует- из п.п. 1. 2 Постановления 11равительства РФ от -Дата- № «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля в организации должны быть разработаны и утверждены в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации, после чего направлены па согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 дней с даты их утверждения. Согласно п. 9 ст. 7 Закона №115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от -Дата- №190-ФЗ «О кредитной кооперации» государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется определяемым Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации. Положением о Министерстве финансов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от -Дата- №) определено, что Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере кредитной кооперации, а также органом, уполномоченным па осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации. При проведении проверки установлено, что в КПКГ «ГарантЪ», зарегистрированном в налоговом органе -Дата-, в нарушение ч. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ, п.п. 1. 2 Постановления Правительства РФ от -Дата- № «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» до настоящего времени отсутствуют согласованные с Минфином России правила внутреннего контроля, программы осуществления внутреннего контроля на момент проверки в организации не разработаны. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, в КПКГ «ГарантЪ» не предприняты внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления, соответствующее требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Также в нарушение требований Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от -Дата- №) в КПКГ «ГарантЪ» не проводится обучение сотрудников в установленных п. 6 Положения формах: программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов, в соответствии с п. 14 Положения организацией не разработана. Также в соответствии с п. -Дата-. Положения о Министерстве финансов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от -Дата- №) Минфин России осуществляет контроль (надзор) за деятельностью кредитных кооперативов до истечения установленного Федеральным законом «О кредитной кооперации» срока для выполнения требования о вступлении кредитных кооперативов в саморегулируемые организации. Таким образом, с учетом вида деятельности КПКГ «ГарантЪ» должно было встать на учет в уполномоченном органе путем подачи соответствующего заявления и направить для согласования в установленный срок правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С учетом изложенного, КПКГ «ГарантЪ» допустило нарушение требований ст. 7 Федерального закона от -Дата- №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п.п. 1. 2 Постановления Правительства РФ от -Дата- № «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Постановления Правительства РФ от -Дата- № «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от -Дата- №). Законодатель, согласно ст. 1 Федерального закона от -Дата- №1 15-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», определил, что указанные в законе мероприятия осуществляются в целях защиты нрав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Бездействие КПКГ «ГарантЪ» в части неорганизации предусмотренного законодательством механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма создает опасность причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку отсутствие такого механизма может способствовать легализации доходов, полученных преступным путем через КПКГ «ГарантЪ» и финансированию терроризма через данную организацию. При таких обстоятельствах дальнейшая деятельность КПКГ «ГарантЪ» недопустима. В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц и интересов Российской Федерации. Прокурор обращается с данным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку незаконная деятельность КПКГ «ГарантЪ», противоречащая законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части неорганизации внутреннего контроля и непостановки юридического лица на учет в уполномоченном надзорном органе, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации на безопасность. Предъявление иска прокурором в суд вызвано необходимостью защиты неопределенного круга лиц Российской Федерации от преступных посягательств и террористических актов, финансирование которых возможно посредством легализации доходов, полученных преступным путем, через КПКГ «ГарантЪ», не выработавшего надлежащего контроля за операциями с денежными средствами и иным имуществом, а также мер по противодействию указанным проявлениям. Просит запретить деятельность Кредитного потребительского кооператива граждан « ГарантЪ» до устранения нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то есть до согласования Правил внутреннего контроля в уполномоченном надзорном органе – Министерстве финансов Российской Федерации, до включения в государственный реестр кредитных кооперативов. В судебном заседании старший помощник прокурора Индустриального района г. Ижевска Пушин И.Ю. требования иска изменил просил: - признать незаконным бездействие КПКГ «ГарантЪ» в части не организации предусмотренного законодательством механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - обязать КПКГ «ГарантЪ» принять меры к согласованию с уполномоченным органом – Министерством финансов России, правил внутреннего контроля. Представитель ответчика КПКГ «ГарантЪ» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, в соответствии ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя КПКГ «ГарантЪ». В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки представителя суду не известны. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Суд, заслушав пояснения помощника прокурора Пушина И.Ю., установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Как установлено в ходе рассмотрения дела: Прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена проверка деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что Кредитным потребительским кооперативом граждан «ГарантЪ» (далее по тексту - КПКГ «ГарантЪ») не исполняются требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Так, КПКГ «ГарантЪ» зарегистрировано в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № но Удмуртской Республике -Дата- за основным государственным регистрационным номером №. В соответствии с ч. 1 с г. 3 Федерального закона от -Дата- №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков). КПКГ «ГарантЪ», являясь в соответствии со своим уставом некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного института финансовой взаимопомощи, консолидирующего па добровольной основе паенакопления и привлеченные денежные средства и паенакоплений для организации взаимных финансовых услуг, отвечающих нуждам и интересам членов кооператива, осуществляет деятельность кредитного потребительского кооператива граждан. Как следует из п. 4.2. Устава, утвержденного протоколом Общего собрания КПКГ «ГарантЪ» от -Дата-, КПКГ «ГарантЪ» сохраняет и приумножает личные сбережения членов Кооператива, обеспечивает защиту сбережений от инфляционного обесценивания; предоставляет займы членам Кооператива из фонда финансовой взаимопомощи: организует доступ членов Кооператива к получению финансовых и нефинансовых услуг Кооператива; оказывает различные консультационные и информационные услуги членам Кооператива; развивает систему потребительского кредитования и иные программы и др. Согласно ст. 5 Федерального закона от -Дата- №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по текст)" Закон №115-ФЗ) кредитные потребительские кооперативы относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Таким образом КПКГ «ГарантЪ» является организацией, на которую распространяется действующее законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Как следует- из п.п. 1. 2 Постановления 11равительства РФ от -Дата- № «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля в организации должны быть разработаны и утверждены в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации, после чего направлены па согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 дней с даты их утверждения. При проведении проверки установлено, что в КПКГ «ГарантЪ», зарегистрированном в налоговом органе -Дата-, в нарушение ч. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ, п.п. 1. 2 Постановления Правительства РФ от -Дата- № «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» до настоящего времени отсутствуют согласованные с Минфином России правила внутреннего контроля, программы осуществления внутреннего контроля на момент проверки в организации не разработаны. Бездействие КПКГ «ГарантЪ» в части неорганизации предусмотренного законодательством механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма создает опасность причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку отсутствие такого механизма может способствовать легализации доходов, полученных преступным путем через КПКГ «ГарантЪ» и финансированию терроризма через данную организацию. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к КПКГ «ГарантЪ» о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда, удовлетворить. Признать незаконным бездействие КПКГ «ГарантЪ» в части не организации предусмотренного законодательством механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; Обязать КПКГ «ГарантЪ» принять меры к согласованию с уполномоченным органом – Министерством финансов России, правил внутреннего контроля. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с момента вынесения, путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Решение изготовлено судьей Андрияновым А.В. в совещательной комнате на компьютере. Судья Андриянов А.В.