№2-2119/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2011 года г. Ижевск УР Индустриальный районный суд г.Ижевска в составе: судьи Некрасова Д. А., при секретаре Пузыревой Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варачева Владимира Анатольевича к Военному комиссариату УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм, УСТАНОВИЛ: Варачев Владимир Анатольевич обратился в Индустриальный районный суд г. Ижевска с иском к Военному комиссариату УР с требованиями о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм. Свои требования мотивировал тем, что является военным пенсионером, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, -Дата- был признан инвалидом II группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы связанной аварией на Чернобыльской АЭС, с установлением 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности. В соответствии статьей 3 ФЗ от 12.02. 2001 г. N 5-ФЗ исчисление недополученных гражданами за период со 02.06. 1998 г. (дня, когда признанные неконституционными нормы ФЗ от 24.11. 1995 г. N 179-ФЗ утратили силу) по 15. 02. 2001 г. (дата вступления в силу ФЗ от 12.02. 2001 г. N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01. 12. 1997 г. N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 -2003 годов - определялся Правительством РФ. Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производилась за период со -Дата- по -Дата- органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Военным комиссариатом УР назначена и выплачена денежная компенсация в возмещение вреда за период с 29.06. 1998 г. по 15.02. 2001г. исходя из ежемесячного денежного довольствия равной <данные изъяты>. С -Дата- Военный комиссариат УР стал производить истцу начисление и выплаты ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК) в возмещение вреда в размере <данные изъяты> в соответствии ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №5-ФЗ от -Дата- Выплаты ЕДК в возмещение вреда с -Дата- Военный комиссариат УР проиндексировал на коэф. 1,12 и составил <данные изъяты>., с -Дата- проиндексировал на коэф. 1,12 и составил <данные изъяты>., с -Дата-проиндексировал на коэф. 1,1 и составили <данные изъяты>., с -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексирован в 1,11 раза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от -Дата- № и составила <данные изъяты>. в месяц, с -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексировал на 1,09 в соответствии с Постановления Правительства РФ от -Дата- № и составила <данные изъяты>., с -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексировал на 1,08 в соответствии с Постановления Правительства РФ от -Дата- № и составила <данные изъяты>. в месяц, -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексирована в 1,105 раза согласно ФЗ №198-ФЗ от -Дата- «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» в редакции от -Дата- №122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от -Дата- № и составил <данные изъяты>., -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексирована в 1,13 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» ред. ФЗ №76-ФЗ от -Дата- и Постановлением Правительства РФ от -Дата- № и составила <данные изъяты>., с -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексирована в 1,1 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» Постановления Правительства РФ № от -Дата- и составила <данные изъяты>., с -Дата- ЕДК в возмещение вреда проиндексирована в 1,065 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», Постановления Правительства РФ № от -Дата- и составила <данные изъяты>. Постановлением Правительства РФ от 08.06. 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02.06. 1998 г. по 15.02. 2001 г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.08. 2001 г. N 607). Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15.02. 2001 г. недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со -Дата-, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06. 2002 г. N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом реализует вытекающий из Конституции РФ (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Соответственно, часть первая статьи 2 ФЗ от -Дата- № 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же ФЗ, не может рассматриваться, как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 01.12. 1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15.02. 2001 года. Следовательно, перевод Военного комиссариата УР с -Дата- на выплаты ЕДК в возмещение вреда в размере 2500 рублей истец считает незаконным, что подтверждается также Постановлением Конституционного Суда РФ от -Дата- N21-П. В соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от -Дата- №179-ФЗ, государственные пенсии, пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, согласном п. 11 ст. 12 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от -Дата- № 125-ФЗ при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Установлением ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от -Дата- №, с -Дата- МРОТ в размере 132 рубля, а с -Дата- МРОТ в размере 200 рублей, ЕДК в возмещение вреда подлежала индексации соответственно в 1,581 и в 1,515 раза, однако Военный комиссариат Удмуртской Республики индексацию в соответствии с ростом МРОТ не произвел и тем самым нарушил вышеуказанные законы. Кроме того, согласно Постановления Конституционного Суда РФ от -Дата- №-П и п.5 Постановления Пленума ВС РФ от -Дата- № денежные компенсации гражданам, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, и в соответствии с ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» от -Дата- № индексации выплат возмещения вреда применяется по ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», следовательно, размер ЕДК в возмещение вреда с -Дата- должен был составлять <данные изъяты> следовательно за период с 01.07. 2000 года по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты> a с -Дата- размер ЕДК в возмещение вреда должен был составлять <данные изъяты> и она больше чем <данные изъяты>, то и после -Дата- необходимо было выплачивать ЕДК в размере <данные изъяты>. в соответствие с п.2 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №5-ФЗ от -Дата-, как более выгодную сумму, следовательно за период с -Дата- по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты> В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от -Дата-. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры денежных компенсаций в возмещение вреда должны ежегодно повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ, но в своем Постановлении Конституционный Суд РФ от -Дата-. №-П абз.2, п.2 резолютивной части постановил-«Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от -Дата-) и части третьей статьи 2 Федерального закона от -Дата- "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации». Изменения в законодательство внесены только -Дата-, согласно ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ РФ от -Дата-. № 31-ФЗ) размеры выплат, в том числе и ЕДК в возмещение вреда ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от -Дата- №-O указано, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда... Кроме того,. .. не допускается во всяком случае снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке. В абз. 2 п. 1 резолютивной части данного Определения указано, что в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации (в том числе и выплата на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация за вред здоровью). В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- № первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года… Суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Таким образом, для определения темпа роста величины прожиточного минимума в 2001 году необходимо определить соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 год, который является для 2002 года истекшим, к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 год, который является для 2001 года предыдущим. За 2000 год сведения о величине прожиточного минимума в УР были предоставлены по запросу Первомайского суда №-Р от -Дата- территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по УР, с -Дата- расчет величины прожиточного минимума в УР производится в соответствии с Законом УР «О прожиточном минимуме в УР» от -Дата-. №-РЗ. В силу ст. 3 данного закона величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения устанавливается ежеквартально Правительством УР. Соотношение сумм величин прожиточного минимума за 2000 год и 2001 год составляет <данные изъяты> Таким образом, темп роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 год составил <данные изъяты>, то есть увеличился на 34.69%, за 2002 год - 1,2139 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2002г. к 2001г.-<данные изъяты>), за 2003 год - 1,2275(соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2003 г. к 2002 г. - 1489/1213). С -Дата-. выплаты денежных компенсаций должны индексироваться в соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от -Дата- №5-ФЗ (в ред. от -Дата- №31-ФЗ), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, согласно ФЗ от -Дата-. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» в ред. ФЗ от -Дата-. № 141-ФЗ и постановления Правительства РФ от -Дата- №) выплаты должны быть проиндексированы на уровень инфляции - в 1,11 раза, с -Дата-. - в 1,09 раза согласно ФЗ №197-ФЗ от -Дата- «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановления Правительства РФ от -Дата- №, с -Дата- - в 1,08 раза согласно ФЗ №-Ф3 от19.12.2006г. «О федеральном бюджете на 2007 год» » и постановления Правительства РФ от -Дата- №, с -Дата- - в 1,105 раза согласно ФЗ №198-ФЗ от -Дата- «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» в редакции от -Дата- №122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от -Дата- №, -Дата- - в 1,13 раза согласно ФЗ О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» ред. ФЗ №76-ФЗ от -Дата- и Постановлением Правительства РФ от -Дата- №, с -Дата- - в 1,1 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, Постановлением Правительства РФ № от -Дата- с -Дата- - в 1,065 раза согласно ФЗ«О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», Постановления Правительства РФ № от -Дата- За период с -Дата- по -Дата- истцу не доплачено ЕДК возмещение вреда в размере <данные изъяты>. За период с -Дата- по -Дата- истцу не доплачено 253394 руб. 93 коп. За период с -Дата- по -Дата- истцу не доплачено 315835 руб. 55 коп. За период с -Дата- по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты>. За период с -Дата- по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты>. За период 1 января по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты>. За период с 1 января по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты>. За период с 1 января по -Дата- истцу не доплачено <данные изъяты>. За период с 1 января по -Дата-. истцу не доплачено <данные изъяты>. За период с 1 января по -Дата-. истцу не доплачено <данные изъяты>. Итого сумма задолженности по не выплаченной сумме ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда за период с -Дата- по -Дата-составляет: <данные изъяты>. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда с -Дата- должна В судебное заседание истец Варачев В.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца Варачева В. А. В судебном заседании представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснении, аналогичные изложенным в иске. В судебном заседании представитель ответчика Ярославцева Л.Л., действующая на основании доверенности, с заявленными Варачевым В. А. исковыми требованиями была не согласна, дала пояснения, аналогичные изложенным в возражениях на иск, согласно которых в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от -Дата- «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Варачеву В.А., как инвалиду II группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС (справка МСЭ 004 №) с -Дата- Военным комиссариатом Удмуртской Республики была назначена к выплате ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от -Дата- № истцу была произведена выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, за прошлое время, при этом с учетом требований п.3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы (утв. постановлением Правительства РФ от -Дата- N 455) (с изменениями от -Дата-, -Дата-, -Дата-) из размера денежного довольствия, действующего на день выплаты. Федеральным законом Российской Федерации от -Дата- №179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения и дополнения в статью 29 Закона Российской Федерации от -Дата- № (в редакции от -Дата- №). Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 29 Закона № в редакции абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона № 179-ФЗ военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного п.25 статьи 14 Закона № не производилась. Постановлением Конституционного Суда РФ от -Дата- №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от -Дата- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» положение, вытекающее из абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Закона № 179-ФЗ и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, признано противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть З) Конституции Российской Федерации и утратившим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления. Согласно данному постановлению Федеральному собранию было поручено в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления внести изменения в Закон РФ № в редакции Закона № 179-ФЗ, вытекающие из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Указанные изменения были внесены Федеральным законом от -Дата- № 5-ФЗ в пункт 2 статьи 29 Закона №, которым было закреплено, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона, то есть исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу Закона № 5-ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона №, либо ранее установленная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Таким образом, из пункта 25 части 1 статьи 14 Закона № и части 1 статьи 2 Закона № 5-ФЗ следует, что право выбора получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, предоставлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от -Дата- №5-ФЗ, имеют право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции РФ. Иное исчисление вышеуказанной выплаты Законом не предусмотрено. Следует обратить внимание так же на то, что выбор способов определения размера денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и критериев индексации, выступающих в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от -Дата- №-П). размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, в том числе обязательных социальных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от МРОТа устанавливаются в твердых суммах. Военный комиссариат не вправе самостоятельно решать вопрос об индексации социальных выплат, так как полномочия по индексации указанных компенсаций и их выплат принадлежат Правительству РФ, что регулируется статьей 47 Закона РФ № от -Дата-. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании на основании представленных доказательств установлено, что истец Варачев В.А. является военным пенсионером, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, -Дата- был признан инвалидом II группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, с установлением 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности. Военным комиссариатом УР истцу назначена и выплачена денежная компенсация в возмещение вреда за период с 29.06. 1998 г. по 15.02. 2001г. исходя из ежемесячного денежного довольствия равного <данные изъяты>. С -Дата- Военный комиссариат УР стал производить истцу начисление и выплаты ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК) в возмещение вреда в размере 2500 рублей в соответствии ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №5-ФЗ от -Дата- Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02.06. 1998 г. по 15.02. 2001 г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. На основании указанного Постановления Правительства Российской Федерации истцу была произведена выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, за прошлое время, с учетом требований п.3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы (утв. постановлением Правительства РФ от -Дата- N 455) (с изменениями от -Дата-, -Дата-, -Дата-) из размера денежного довольствия, действующего на день выплаты. Федеральным законом Российской Федерации от -Дата- №179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения и дополнения в статью 29 Закона Российской Федерации от -Дата- № (в редакции Закона РФ от -Дата- №). Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 29 Закона № в редакции абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона № 179-ФЗ военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного п.25 статьи 14 Закона № не производилась. Постановлением Конституционного Суда РФ от -Дата- №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от -Дата- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» положение, вытекающее из абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Закона № 179-ФЗ и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, признано противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть З) Конституции Российской Федерации и утратившим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления. Согласно данному постановлению Федеральному собранию было поручено в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления внести изменения в Закон РФ № в редакции Закона № 179-ФЗ, вытекающие из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Указанные изменения были внесены Федеральным законом от -Дата- № 5-ФЗ в пункт 2 статьи 29 Закона №, которым было закреплено, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона, то есть исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу Закона № 5-ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона №, либо ранее установленная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Таким образом, из пункта 25 части 1 статьи 14 Закона № и части 1 статьи 2 Закона № 5-ФЗ следует, что право выбора получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, предоставлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от -Дата- №5-ФЗ, имеют право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции РФ. Иное исчисление вышеуказанной выплаты Законом не предусмотрено. Доказательств того. Что истцу была назначена и выплачивалась сумма в счет компенсации вреда здоровью до -Дата- истцом суду не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Варачева Владимира Анатольевича к Военному комиссариату УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через суд вынесший решение. Мотивированное решение суда изготовлено 10 ноября 2011 года. Судья Д. А. Некрасов
быть проиндексирована 1,062 раза исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», Постановления Правительства РФ № от -Дата- и должна составлять <данные изъяты>. В соответствии с п.6 Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- №, финансирование расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, а также пенсионерам из их числа, в том числе и ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Следовательно, с -Дата- Военный комиссариат УР обязан производить истцу начисление и выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда в размере <данные изъяты>., а в дальнейшем производить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством. Сумму задолженности по не выплаченной сумме ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда за период с -Дата- по -Дата- в размере <данные изъяты>. также необходимо взыскать с Военного комиссариата УР. На основании изложенного, истец просил признать действия Военного комиссариата Удмуртской Республики по переводу на выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Варачеву Владимиру Анатольевичу с -Дата- в твердом размере <данные изъяты>. незаконными; обязать Военный комиссариат Удмуртской Республики производить начисление и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Варачеву Владимиру Анатольевичу с -Дата- в размере <данные изъяты>., в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать Военный комиссариат Удмуртской Республики произвести начисление и выплату в пользу Варачева Владимира Анатольевича недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с -Дата- по -Дата- в размере <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета.