о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения



дело № 2-2973/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года г.Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Филиппова Р.Б.,

при секретаре Углановой Е.В.,

при участии старшего помощника прокурора Индустриального района г.Ижевска Пушина И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школа VII вида и Администрации ... Республики о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района г.Ижевска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школа VII вида (далее по тексту «школа») и Администрации ... Республики о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

В обоснование исковых требований истец указал, что проведенная прокуратурой проверка выявила ненадлежащее состояние антитеррористической защищенности школы, на что указывает отсутствие ограждения по периметру образовательного учреждения, что делает возможным въезд и парковку вблизи него постороннего транспорта.

Просит обязать администрацию города и школу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно:

- признать незаконным бездействия школы в не оборудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру;

- обязать школу в срок до -Дата- оборудовать здание образовательного учреждения ограждением по всему периметру;

- обязать Администрацию ... обеспечить в срок до -Дата- обеспечить достаточное финансирование школы для оборудования здания образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пушин И.Ю. поддержал исковые требования и привел доводы искового заявления (л.д.2-4).

Представитель ответчика - директор школы Сунцова Т.Л., действующая на основании устава образовательного учреждения (л.д.5-15), исковые требования не признала. Пояснила, что школа является коррекционной и финансируется за счет субвенций. Школа занимает большую площадь, существует план материально-технического развития. В этом году было важнее провести противопожарные мероприятия, купить линолеум, чинили крышу. В школе учатся дети с отклонениями в психическом развитии. В школе есть тревожная кнопка, вахтер, круглосуточно дежурит сторож. Школа не закрытого типа, могут проходить родители, обучающиеся. По выполнению антитеррористических мероприятий регулярно проводится инструктаж. Отсутствуют материальные средства для возведения забора. Когда будут выделены деньги для этой цели, тогда и можно будет сделать, возможно в 2012 году. Забор рациональнее устанавливать летом.

В представленных в судебное заседание письменных возражениях (л.д.31) представитель школы Сунцова Т.Л. указала, что в августе 2011 года администрацией школы было получено представление от начальника ОП УМВД России по ... с требованием устранить недостаток антитеррористической защищенности образовательного учреждения – отсутствие ограждения по периметру школы. По предварительной калькуляции для ограждения сумма затрат составила 566000 рублей, в связи с чем школа обратились с письмом к начальнику Управления образования Администрации ..., на которое был получен ответ о том, что выделить дополнительные средства в бюджете 2011 года не представляется возможным. Школа финансируется за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики. Оборудовать по периметру школы ограждение в срок, указанный в иске, до -Дата- не представляется возможным. Выполнить данное требование можно только при наличии субвенций из бюджета Удмуртской Республики в 2012 году.

Представитель ответчика – Администрации ... – Корытцева М.Е., действующая по доверенности (л.д.22) в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и огласила письменные возражения.

Согласно оглашенных возражений (л.д.30) представитель Администрации ... ограждение территории школы забором не является всеобъемлющим средством, обеспечивающим безопасность образовательного учреждения от угрозы террористического акта и обязанность данного учреждения оборудовать ограждение в целях антитеррористической защищенности законодательством не предусмотрена. Кроме того, санитарно-эпидемиологические требования направлены на охрану здоровья, а не на предотвращение антитеррористической угрозы. Согласно акта готовности школа признана годной к новому учебному году без замечаний. Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10, на которые ссылается истец в рассматриваемом исковом заявлении, не могут быть распространены на отношения, возникшие до вступления в силу данного акта, учитывая, что школа введена в эксплуатацию после введения в действия данных СанПиН, а также они могут быть применены только к общеобразовательным учреждениям. Кроме того, несостоятельны требования истца, в соответствии с которыми он просит обязать Администрацию ... обеспечить финансирование школы для оборудования территории образовательного учреждения ограждением, так как её финансирование осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Кроме того, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса осуществляется образовательным учреждением в пределах собственных финансовых средств. В связи с этим Администрация ... является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемы исковым требованиям.

В судебное заседание не явилась представитель третьего лица - Министерства образования и науки Удмуртской Республики Колударова О.П., действующая по доверенности (л.д.22), уведомленная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, предоставившая заявление о рассмотрение дела в её отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие данного лица.

Согласно оглашенного объяснения представителя третьего лица Колударовой О.П. (л.д.27-28), образовательное учреждение, в соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании», самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, в пределах, установленных законодательством, типовым положением о данном учреждении соответствующего типа, вида и уставом учреждения. Учредителем данной школы является муниципальное образование «город Ижевск». Согласно ст.31 закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В том числе, данные органы должны предусматривать средства на содержание зданий образовательных учреждений, чтобы они соответствовали лицензионным требованиям. В действующих СанПиН 2.4.2.2821-10, предусмотрено, то территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Учитывая, что данные санитарные нормы и правила введены в действия с -Дата-, Министерством образования и науки Удмуртской Республики планируется оказать содействием органам местного самоуправления по их реализации в 2012 году, предусмотрев соответствующие средства в бюджете Удмуртской Республики, путем внесений изменений в постановление правительства Удмуртской Республики от -Дата- «Об утверждении Республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения (2010-2014 годы)». В связи с чем возможно предоставить отсрочку по установлению ограждения на территории образовательного учреждения.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обращается в суд в защиту интересов несовершеннолетних учащихся Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII вида ..., а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие должных мер по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы, как учащихся, так и иных граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в помещении и на территории школы (родители, опекуны, попечители, иные родственники и т.п.). Определить точное количество таких лиц не представляется возможным. Указанные доводы прокурора суд находит обоснованными и признает право прокурора на обращение с иском по настоящему делу.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора частично обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно п.14 акта проверки готовности муниципального образовательного учреждения к новому 2011-2012 учебному году от -Дата- (л.д.16-19), отсутствует ограждение территории данного учреждения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» понятие «профилактика терроризма» определено, как выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Норм, раскрывающих понятие «необходимый уровень защищенности объектов», указанный закон и действующее законодательство не содержит.

В соответствии со ст. 32, 39, 51 Закона РФ от -Дата- «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств, ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п.6.1. ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п. 6.2 ч. 1 ст.29 Закона Российской Федерации от -Дата- «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции, но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей, т.е. дошкольные и другие образовательные учреждения.

Положения п. 1 ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагают на эти учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Данные меры предполагают рациональное питание воспитуемых и учащихся и, конечно же, обязательное соблюдение норм санитарного законодательства.

В силу п. 1 ст. 39 данного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п.1.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10 от -Дата- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, настоящие правила, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях. Согласно п.3.1 данных правил и нормативов, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

При этом указанные правила не регламентируют высоту ограждения, но ограждение территории обязательное условие наряду с зелеными насаждениями.

Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждёнными Приказом Минобрнауки РФ от -Дата- N 2106, в подп. 1 пункта 6 устанавливают, что требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что состояние антитеррористической защищенности школы находится не на должном уровне, в частности по периметру здания образовательного учреждения отсутствует ограждение, что делает возможным въезд и парковку постороннего транспорта вблизи образовательного учреждения.

Суд считает, что установка ограждения по периметру территории образовательного учреждения служит одной из мер антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Суд соглашается с доводами прокурора, что отсутствие ограждения по периметру здания школы отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, создает негативные предпосылки проведения террористических актов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, а так же неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в образовательном учреждении, нарушаются действующие санитарные нормативы и правила, а значит и права несовершеннолетних учащихся и работников учреждения на охрану здоровья, ограждение необходимо и для того, чтобы исключать случайный проход людей (животных), затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию.

Указанные нарушения являются недопустимыми и требуют принятия мер по их устранению.

В судебном заседании установлено, что нарушения не могут быть устранены по причине отсутствия у образовательного учреждения необходимых денежных средств.

Суд соглашается с доводами ответчика - представителя школы Сунцовой Т.Л. о том, что для устранения выявленных нарушений необходимо предусмотреть бюджетное финансирование на данные цели, так как данная школа является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств городского (и республиканского) бюджета. Поскольку устранение указанных нарушений требует вложения дополнительных денежных средств, в случае недостаточности указанных денежных средств у школы, обязанность по проведению мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений лежит на учредителе - администрации муниципального образования «город Ижевск». Судом достоверно установлено, что руководством школы направлялась заявка на выделение денежных средств, а именно -Дата- начальнику Управления образования Администрации ... (л.д.56).

В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия школы в не оборудовании её территории ограждением по всему периметру.

При этом, суд полагает, что мнение ответчика – представителя администрации ... Корытцевой М.Е. о необоснованности привлечения к участию в рассматриваемом деле администрации в качестве одного из ответчиков, является необоснованным и не основано на законе, по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст.31 закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В том числе, данные органы должны предусматривать средства на содержание зданий образовательных учреждений, чтобы они соответствовали лицензионным требованиям.

Согласно п.3 ч.3 ст.32 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь между соответствием образовательного процесса требованиям санитарных нормативов и правил, и правом ведения образовательного процесса.

Кроме того, согласно п.1.2 Устава школы - её учредителем является муниципальное образование «город Ижевск» в лице Администрации .... В соответствии с п.5.1. и 5.2 данного Устава, финансирование школы осуществляется учредителем в соответствии с законодательством и источниками данного финансирования являются: бюджетные средства; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования и средства от иной приносящей доход деятельности; доход, полученный от платных услуг; иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Также в п.5.8 и 5.9 Устава школы указано, что она осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, определенным главным распорядителем бюджетных средств – Управлением образования Администрации ... и школа принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до неё в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств.

Кроме этого, ответчик – школа является, согласно её Устава, общеобразовательным учреждением, а также в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 от -Дата-, в том числе, согласно п.1.3 данных санитарных правил, они распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. В связи с этим, указанные санитарные правила в полном объеме распространяются на данное образовательное учреждение.

Также, согласно ст.6 закона Удмуртской Республики "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" финансовые средства для обеспечения отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций и органы местного самоуправления до 1 мая текущего года для определения размера субвенции представляют уполномоченному органу государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий.

В связи с этим, доводы представителя Администрации ... о том, что она (администрация) является ненадлежащим ответчиком по данному делу являются необоснованными, поскольку именно администрация города является учредителем школы и собственником её имущества, финансирует школу.

Таким образом, возложение на школу обязанности по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения без одновременного возложения обязанности предусмотреть бюджетное финансирование на эти цели повлечет невозможность исполнения решения суда, что не соответствует предусмотренному ст.13 ГПК РФ принципу обязательности судебного решения, т.е. на администрацию муниципального образования «город Ижевск» необходимо возложить обязанность по обеспечению достаточного финансирования на названные цели.

Суд находит, что предложенный истцом срок до -Дата-, до которого ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, не является разумным и достаточным, учитывая необходимость выделения значительных бюджетных средств и соблюдения процедуры выделения данных средств, время, необходимое для проведения конкурса по выбору подрядчика для выполнения работ по устройству ограждения, сроки выполнения работ, климатические условия, в связи с чем устанавливает срок до -Дата- для исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по ограждению территории образовательного учреждения по всему периметру.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить в части.

Обязать МС(к)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида в срок до -Дата- оборудовать здание образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

Обязать Администрацию ... обеспечить в срок до -Дата- обеспечить финансирование МС(к)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида достаточное для оборудования здания образовательного учреждения

Отказать прокурору ... в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия МС(к)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида в не оборудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2011 года.

Судья Р.Б. Филиппов