о назначении досрочной пенсии



№ 2-3210/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» ноября 2011 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе

председательствующего судьи Сентяковой Н.А.,

пре секретаре судебного заседания Злобиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакиной Любови Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с недостаточным стажем лечебной деятельности, ввиду исключения из подсчета стажа периода работы в должности инструктора по лечебной физкультуре в МСЧ «Ижмаш» в период с -Дата- по -Дата-. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать его досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования поддержали, пояснили, что внесенными с -Дата- изменениями в пенсионное законодательство должность инструктора по лечебной физкультуре не упомянута в числе должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии. Об указанных изменениях работодатель истца в известность не поставил, об отсутствии у нее права на льготную пенсию истица узнала в 2005 году, но место работы не поменяла, так как в противном случае у нее уменьшилась бы заработная плата. С учетом принципа равенства и справедливости, правовой определенности и связанной с ней предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, так как после изменения законодательства характер работы истца не изменился, истица продолжала работать в том же лечебном заведении и в той же должности, имеются основания для включения периода работы истца в должности инструктора по лечебной физкультуре в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Представитель ответчика Созонова Е.Г., действующая на основании доверенности от -Дата-, исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

Согласно трудовой книжки серии АТ-I Шакина Любовь Ивановна -Дата- года рождения работала в должности инструктора по лечебной физкультуре МСЧ «Ижмаш» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- переведена инструктором по лечебной физкультуре физиотерапевтического отделения поликлиники Автозавода, -Дата- организация переименована в МСЧ Ижмаш Управления здравоохранения ....

-Дата- Шакина Любовь Ивановна обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истице на основании п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в должности инструктора по лечебной физкультуре МСЧ Ижмаш с -Дата- по -Дата-.

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 24 года 03 месяца 01 день.

Федеральный закон от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в т.ч. лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от -Дата- N 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В перечень должностей, содержащихся в утвержденном Списке, должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до -Дата- могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на -Дата- пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с -Дата-, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В перечень должностей, содержащихся в данном Списке, должность инструктора по лечебной физкультуре также не включена.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до -Дата- засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- N 464.

С учетом указанного положения ответчиком включен в стаж работы по лечебной деятельности истца период работы в должности инструктора по лечебной физкультуре до -Дата-.

Действительно должность истца – инструктор по лечебной физкультуре – предусмотрена номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от -Дата- ) и Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию по выслуге лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- , а период работы истицы в этой должности по -Дата- пенсионным органом включён в стаж за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью. Функциональные обязанности истца, а также сложность, характер, нагрузка, условия труда за период работы, который не включён в стаж на соответствующих видах работ, не изменились.

Однако доводы истца о том, что функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, в частности медицинскими сестрами, должности которых включены в Списки и , ни на чем не основан.

Такой довод построен на ошибочном мнении истца о равнозначности "должности инструктора по лечебной физкультуре" должности медицинской сестры, лечебная деятельность которой по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма Федерального закона (п. 3 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").

Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. 27 Закона).

Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от -Дата- N 81-О.

Кроме того, по ранее действовавшим нормативным правовым актам, регулировавшим досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась работа в должности среднего медперсонала независимо от наименования должности и учреждений всех форм собственности только за период до -Дата-.

Довод истца о том, что не включение в Списки и должности инструктора по лечебной физкультуре ставит ее в неравное положение с другими работниками (медицинским персоналом), имеющими право на досрочное назначение пенсии по старости, является не состоятельным.

Статья 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не устанавливает, а лишь сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии тем категориям граждан, которые обладали этим правом.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Согласно пункта 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

В соответствии с п.7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от -Дата-, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По состоянию на -Дата- (дату вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») у истца имелось более половины необходимого льготного стажа для назначения такой пенсии – неоспариваемые ответчиком 24 года 03 месяца 01 день из требуемых 15 лет, в связи с чем имеются основания для назначения истцу пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения в пенсионный орган, то есть с -Дата-.

Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей подтверждаются чеком- ордером от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России».

Расходы истца по оплате госпошлины за удостоверение нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> подтверждаются доверенностью серии ...1 от -Дата-, выданной нотариусом ... Ахметвалеевой Н.Ю.

В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты> по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и в размере <данные изъяты> за удостоверение нотариальной доверенности, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме.

Расходы истца по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> подтверждаются Договором от -Дата- между Шакиной Л.И. и ООО «Республиканский правовой центр социальной защиты», приходным кассовым ордером от -Дата-.

При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству (1 явка в суд) и при разбирательстве дела в одном судебном заседании. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в общем размере <данные изъяты>.

Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составляет <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шакиной Любови Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от -Дата- об отказе Шакиной Любови Ивановне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики назначить и выплачивать Шакиной Любови Ивановне трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с -Дата- бессрочно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Шакиной Любови Ивановны судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 05 декабря 2011 года.

Судья Сентякова Н.А.