РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «30» января 2012г. г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе: судьи Исматовой Л.Г., при секретаре Кольцовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Татьяны Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, с участием: истицы Филипповой Татьяны Петровны, представителя истицы Сурниной Людмилы Григорьевны, действующей по устному ходатайству истицы (л.д.31), представителя ответчика Рязаповой Эльвиры Минзилевны, действующей на основании доверенности от -Дата- № (л.д.44), УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в Индустриальный районный суд ... с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы, в который не была выработана норма педагогической нагрузки. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать его досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы. В судебном заседании истица, представитель истицы на исковых требованиях настаивали. Истица дополнительно пояснила, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у нее не было необходимого стажа. С учетом не включенных ответчиком периодов и последующей работы, право на досрочное назначение пенсии у нее возникает с -Дата- В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменные возражения на иск (л.д.20), в которых ссылалась на следующее. -Дата- истица обратилась с документами в отдел пенсий по месту жительства для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением комиссии по пенсионным вопросам Управления ПФ РФ в ... (межрайонного) УР от -Дата- № истице в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истица оспаривает решение в части исключения из педагогического стажа периодов работы -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя детского сада. Вышеуказанные периоды в педагогический стаж не включены, так как в эти периоды не выполнена норма педагогической нагрузки. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования установлена норма педагогической работы за ставку заработной платы 36 часов в неделю (7,2 ч. в день). Согласно справке работодателя Филиппова Т.П. в данный период работала 30 часов в неделю (6 часов в день). Довод истицы о необходимости включения в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, данного периода, когда по постановлению Президиума Государственного Совета и Правительства УР от -Дата- № «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» нормы педагогической нагрузки воспитателям дошкольных учреждений в Удмуртской Республике были снижены до 30 часов в неделю, является несостоятельным. В соответствии с п.2 ст.39 Конституции Российской Федерации пенсии устанавливаются законом. Досрочная трудовая пенсия гражданам назначается по Федеральному закону от -Дата- № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В преамбуле и в ст.1 Федерального закона № определено, что основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии установлены этим законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий возможно не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона № в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В п.3 ст.28 Федерального закона № указано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ постановлением от -Дата- № утвердило «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.4 вышеназванных Правил, начиная с -Дата- периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», воспитателям дошкольных образовательных учреждений на территории всей страны продолжительность рабочего времени была установлена 36 часов в неделю. Истица настаивает на применении нормативного акта субъекта РФ. Статьей 76 Конституции РФ определено, что законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. Кроме того, постановление Правительства РФ № принято позже постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР № и по своему статусу является выше, следовательно, и по этим причинам имеет приоритет перед постановлением №. Дополнительно следует отметить, что пенсия гражданам выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого являются федеральной государственной собственностью, а не собственностью бюджета УР, поэтому условия назначения пенсии гражданам едины на всей территории Российской Федерации. Федеральный закон № не предусмотрел исключений для педагогических работников Удмуртской Республики. Таким образом, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у истицы составил 23 года 11 месяцев 05 дней, следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у Филипповой Т.П. отсутствует. Кроме того, истица просит взыскать с ответчика судебные расходы. Данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от -Дата-. №, со ст.6, 13, п.3, 4 ст. 143, ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд РФ образован и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Выплаты, производимые из бюджета Пенсионного фонда, направлены на финансирование пенсий. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаются Федеральным законом, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, носят строго целевой характер и изъятию не подлежат. Управление просит в заявленных требованиях истице отказать. Суд, выслушав пояснения истицы, представителя истицы, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно справке от -Дата- (л.д.23-24), Филиппова Татьяна Петровна работала в детском саду № в должности воспитателя с -Дата- по -Дата- В соответствии со справкой от -Дата- (л.д.23-24), норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы, выполнена: - с -Дата- по -Дата- – 9 рабочих дней – 54 часа; - май 2003 года – 19 рабочих дней – 114 часов; - с -Дата- по -Дата-– 13 рабочих дней – 78 часов; - август 2003 года – 21 рабочий день – 138 часов; - сентябрь 2003 года – 22 рабочих дня – 150 часов; - октябрь 2003 года – 23 рабочих дня – 156 часов; - ноябрь 2003 года – 19 рабочих дней – 114 часов; - декабрь 2003 года – 22 рабочих дня – 132 часа; - с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – 17 рабочих дней – 102 часа; - февраль 1004 года – 19 рабочих дней – 132 часа; - март 2004 года – 22 рабочих дня – 132 часа; - с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – 16 рабочих дней – 96 часов; - июнь 2004 года – 21 рабочий день – 126 часов. Из представленной справки усматривается, что нагрузка истицы в указанные периоды составляла не менее 30 часов в неделю. -Дата- Филиппова Татьяна Петровна обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, что подтверждается заявлением от -Дата- (л.д.22). -Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от -Дата- № «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности (л.д.6-8). Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истицы период работы, в которые не была выработана норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю. Ответчиком установлен на -Дата- стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 23 года 11 месяцев 5 дней. Федеральный закон от -Дата- за № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Таким образом, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые действия истицей выполнены. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истица работала в учреждениях и на должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-. На день обращения истицы за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истицы составляла менее 25 лет. При этом периоды работы в должности воспитателя в Детском саду № с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, когда Филипповой Т.П. была выработана педагогическая нагрузка менее 36 часов в неделю, подлежит включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям. Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ -Дата- N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы воспитателем детского сада (п.1 раздела «Наименование должностей», п.1.8. раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка). Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства РФ от -Дата- N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы "...начиная с -Дата- - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...". Статья 333 ТК РФ предусматривает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В связи с чем, постановлением Правительства РФ от -Дата- N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от -Дата- N 82/258 "О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений", с изменениями от 31 января и -Дата-, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР N 82/258). Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов. Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР N 82/258 от -Дата-, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта - постановления Правительства РФ от -Дата- N 191, принятого позднее постановления N 82/58 и по своему статусу выше, суд признает неправомерными. Постановление УР N 82/258 от -Дата- принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству УР статьей 54 Конституции УР, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6, 333 ТК РФ. Исходя из требований п. 3 ст. 55 Конституции РФ следует, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Постановление Правительства РФ от -Дата-, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР N 82/258 от -Дата- подлежит применению на территории УР. Таким образом, суд приходит к выводу, что в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению периоды работы истицы в должности воспитателя в Детском саду № с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- При включении в специальный стаж педагогической деятельности истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на -Дата- 23 года 11 месяцев 5 дней, периодов работы в должности воспитателя в Детском саду № с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, стаж составит 24 года 10 месяцев 29 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении истице трудовой пенсии по старости со дня возникновения права на получение пенсии, поскольку на -Дата- специальный стаж истицы был менее 25 лет. При подсчете стажа суд руководствовался п.35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- N555, согласно которого исчисление периодов работы, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. Согласно справке от -Дата-, выданной МУ «Центр дошкольного образования и воспитания» (л.д.36), Филиппова Т.П. работала Детском саду № в должности воспитателя с -Дата- по -Дата-, то есть в должности и в учреждении, дающих право на специальный медицинский стаж. С учетом установленного на день обращения к ответчику педагогического стажа, а также последующей работы в должности и в учреждении, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, право на трудовую пенсию у Филипповой Т.П. возникает с -Дата-, когда ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, составит не менее 25 лет. Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истице не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истицы на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истицы на назначение пенсии, данное решение подлежит отмене. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Истицей при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>. что подтверждается чек – ордером № (л.д.2). За отправку искового заявления в суд истицей уплачено <данные изъяты>., что подтверждается кассовым чеком от -Дата- (л.д.46). Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 200 руб., за отправку иска в размере <данные изъяты>. Истицей представлен кассовый чек от -Дата- на сумму <данные изъяты>. (л.д.46). В соответствии со ст.98 ГПК РФ, данные расходы судебными не являются, поскольку понесены истицей не в связи с рассматриваемым делом. Требование истицы о взыскании с ответчика судебных расходов в размере <данные изъяты>. удовлетворению не подлежит. Истица просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>. В подтверждение расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>. истицей представлены договор от -Дата- (л.д.45), квитанция к приходному кассовому ордеру № от -Дата- (л.д.46), квитанция к приходному кассовому ордеру № от -Дата- (л.д.46). Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Требование истицы о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>. удовлетворению не подлежит, поскольку в нарушение ст. 100 ГПК РФ, ходатайство в письменной форме не оформлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Филипповой Татьяны Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Филипповой Татьяне Петровне. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить Филипповой Татьяне Петровне досрочно трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с момента возникновения права на такую пенсию, а именно с 23.05. 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Филипповой Татьяны Петровны судебные расходы: - в возмещение затрат на оплату государственной пошлины <данные изъяты>., - в возмещение затрат на отправку иска <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2012 года. Судья Исматова Л.Г.