РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «26» января 2012г. г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе: судьи Исматовой Л.Г., при секретаре Кольцовой К.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калгановой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о взыскании убытков, С участием: истца Калгановой И.Н., представителя истца Кузнецовой Н.Ф., допущенной к участию в деле по ходатайству истца, представителя истца Строевой Н.С., допущенной к участию в деле по ходатайству истца, представителя ответчика Рязаповой Э.М., действующей на основании доверенности № от -Дата- (л.д.30) представителя третьего лица МСЗН УР Сухенькой М.С., действующей на основании доверенности № от -Дата- (л.д.65), представителя третьего лица МСЗН УР Воробьевой В.В., действующей на основании доверенности № от -Дата- (л.д.64), УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в Индустриальный районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду исключения из подсчета стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать его досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы, убытки. Определением Индустриального районного суда г.Ижевска от -Дата- в отдельное производство выделены исковые требования о взыскании с ответчика убытков. Решением суда от -Дата- исковые требования Калгановой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворены. Исковые требования о взыскании убытков истица обосновала следующим. Истица имеет звание «Ветеран труда», -Дата- ей выдано соответствующее удостоверение №, которое предусматривает право на получение социальных гарантий со дня назначения пенсии в виде: ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в размере № в месяц; получение проездного билета за №; ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно- коммунальных услуг в размере 50 % (далее - ЕДК). Так как ответчик незаконно отказал истице в назначении досрочной трудовой пенсии, то истица была лишена возможности реализовать право на названные социальные льготы по вине ответчика на общую сумму №. В случае если пенсия по старости была бы назначена истице своевременно, т.е. с -Дата-, то она могла получить и пользоваться всеми перечисленными льготами. В ходе рассмотрения дела истица неоднократно изменяла размер исковых требований. В судебном заседании -Дата- истица изменила исковые требования. (л.д. 67). В окончательной редакции истица просила взыскать убытки в общей сумме №, в том числе: - ЕДВ за период с -Дата- по -Дата- в сумме №; - ЕДК за период с -Дата- по -Дата- в сумме №; - денежные средства, потраченные на проезд в общественном транспорте за период с -Дата- по -Дата- в размере №. В судебном заседании -Дата- истица на иске настаивала. Представитель ответчика иск не признала. Возражения мотивировала следующим. (л.д.77,78) Требование о взыскании суммы платы ЕДВ является незаконным и необоснованным. В соответствии с п.З Положения о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с -Дата- по -Дата- не менее шести месяцев, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от признанных пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства УР от -Дата- № ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается территориальным органом Министерства социальной защиты УР по месту жительства гражданина. Согласно п. 6 Положения № граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления. Пунктом 10 Положения № предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема уполномоченным органом заявления со всеми необходимыми документами. В случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, уполномоченный орган регистрирует заявление и разъясняет заявителю о необходимости представления недостающих документов. Если такие документы будут представлены в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня регистрации заявления, днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день регистрации заявления. Ответчик не препятствовал обращению истца за назначением ежемесячной денежной выплаты в органы социальной защиты населения в момент возникновения права на нее, по мнению истца. У истца было право на предоставление недостающего документа — пенсионного удостоверения в течение трех месяцев со дня подачи заявления на ЕДВ. Также истцом не доказан факт обращения с заявлением о назначении ЕДВ в органы социальной защиты населения. Данный факт является правоустанавливающим, так как только после подачи заявления у истца могли возникнуть определенные права (право на получение ЕДВ). Таким образом, требования истца о взыскании суммы ежемесячной денежной выплаты является незаконными и необоснованными, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика по неназначению пенсии в апреле 2011 года и возможностью истца воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для ветеранов труда. Кроме того, финансирование ежемесячных денежных выплат осуществляется за счет и в пределах средств бюджета УР (п. 20 Положения №). Требование о возмещении денежных средств, потраченных истцом на проезд в общественном транспорте, также не законно и обоснованно. Большая часть билетов не датирована, на них не проставлена стоимость проезда, билеты не именные, доказательств тому когда, кем и - по части билетов — за какую стоимость они были приобретены, не представлено. Согласно письму Министерства социальной защиты населения УР от -Дата- № лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 310 рублей для приобретения социального проездного билета стоимостью № на проезд на внутригородском и пригородном сообщениях и оплату расходов за телефон. Таким образом, истцом заявлено двойное требование об оплате проезда на транспорте — взыскание ежемесячной денежной выплаты и возмещение денежных средств, потраченных истцом на проезд в общественном транспорте. Требование об оплате жилищно-коммунальных услуг не подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.З Закона УР «Об адресной социальной защите населения в УР» от -Дата- №-РЗ социальная поддержка ветеранов труда предусматривает меру социальной поддержки по оплате жилых помещений и меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, которые предоставляются в пределах нормы площади жилья, установленной ч. 9 ст. 3 Закона №-РЗ. Такая норма составляет 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м. общей площади на семью из двух человек и 33 кв. м. общей площади жилья на одиноко проживающего гражданина. Согласно ч.7 ст. 3 Закона №-РЗ порядок, условия, а также форма и размер предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг устанавливается Правительством УР. С -Дата- на территории УР установлена денежная форма предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки за счет и в пределах субвенций, передаваемых в бюджет УР из федерального бюджета (постановление Правительства УР от -Дата- №). В соответствии с п. 7 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в УР, утвержденным постановлением Правительства УР от -Дата- № (далее — Порядок №) назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан. Согласно п.8 Порядка № ежемесячная денежная компенсация назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания, со дня обращения и представления в уполномоченный орган документов, указанных в п. 10 Порядка №. При первичном обращении в уполномоченный орган для постановки на учет и получения ежемесячной денежной компенсации граждане представляют следующие документы: заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе ее доставки; копию документа, удостоверяющего личность гражданина; копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (представляется в случае, если гражданин подал заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по месту жительства и при условии, что информация о регистрации по месту жительства отсутствует в документах, удостоверяющих личность гражданина), или копию документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания (представляется Вышеуказанный перечень является исчерпывающим и в нем отсутствует требование о предъявлении пенсионного удостоверения, следовательно, истец могла обратиться за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг независимо от его наличия, между действиями ответчика по назначению пенсии и возможностью истца воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для ветеранов труда отсутствует причинно-следственная связь. В силу ст.28 Федерального закона «О ветеранах» от -Дата- № 5-ФЗ основанием для предоставления прав и льгот является удостоверение «Ветеран труда». Бланк удостоверения «Ветеран труда» утвержден постановлением Правительства РФ от -Дата- №. В соответствии с п. 39 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от -Дата- № 173-ФЗ и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от -Дата- № 166-ФЗ, утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от -Дата- №пб пенсионное удостоверение является документом, подтверждающим факт назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных вышеуказанными федеральными законами и никоим образом не подтверждает право ветерана труда на получение им льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. С доводом стороны истца о праве Калгановой И.Н. на получение льгот только после установления (назначения) ей пенсии, подтвержденного пенсионным удостоверением согласиться нельзя, поскольку факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, факт установления (назначения) пенсии и факт получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени, а факт назначения пенсии не влечет за собой автоматического и безусловного предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, так как представляют собой самостоятельные отношения. Кроме того, реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с ч.З ст.4 Закона № 173-ФЗ обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные льготы ветеранам труда реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения. Кроме того, представленный истцом расчет излишне выплаченной суммы платы за жилье и коммунальные услуги не основан на действующем законодательстве. Согласно письму Министерства социальной защиты населения УР от -Дата- № размер ежемесячной денежной компенсации зависит от категории дома и количества лиц, зарегистрированных на данной площади. Представители третьего лица МСЗН УР представили суду следующие пояснения по иску (л.д.79-81): 1. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от -Дата- № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на -Дата-, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно пункту 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам РФ и в целях реализации мер социальной поддержки в Удмуртской Республике принят Закон от -Дата- №-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике». В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №-РЗ социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: - меру социальной поддержки по оплате жилых помещений; - меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пределах нормы площади жилья, установленной частью 9 настоящей статьи, и в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Правительством Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством; - сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях Удмуртской Республики - законодательными и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики; - получение ежемесячной денежной выплаты. 2. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг (ЕДК). В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме» с -Дата- вместо ранее предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг установлены указанные меры в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК), порядок предоставления которой установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике» (далее - Порядок предоставления ЕДК). В соответствии с Порядком предоставления ЕДК назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан. ЕДК назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания, со дня обращения и предоставления в уполномоченный орган необходимых документов (пункт 7 и 8). Пункт 10 Порядка предоставления ЕДК предусматривает, что при первичном обращении в уполномоченный орган для постановки на учет и получения ежемесячной денежной компенсации, в том числе при изменении места жительства или места пребывания на территории Удмуртской Республики, граждане представляют заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также иные документы, предусмотренные вышеуказанным пунктом. Таким образом, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания гражданина со дня обращения и предоставления необходимых документов. 3. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) Постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № утверждено Положение, предусматривающее порядок и условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок предоставления ЕДВ). В соответствии с Порядком предоставления ЕДВ ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания гражданина на основании заявления (пункты 3,4). Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления ЕДВ установлены сроки, с которых производится назначение ЕДВ: пункт 6: «Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.»; пункт 10: «Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема уполномоченным органом заявления со всеми необходимыми документами.». Кроме того, каких-либо компенсаций по выплате ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты за прошлый период в данном случае ни Порядком предоставления ЕДК, ни Порядком предоставления ЕДВ не предусмотрено. Калганова И.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты -Дата-. Таким образом, Управление социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска правомерно и в соответствии с законодательством назначило и выплачивает Калгановой И.Н. ежемесячную денежную компенсацию и ежемесячную денежную выплату с момента подачи письменного заявления и необходимых документов, а именно с -Дата-. Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска в судебное заседание не явился. Третье лицо направило суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.66). Суд определил удовлетворить заявление третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела. Решением № от -Дата- ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду исключения из подсчета стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Решением суда от -Дата- исковые требования Калгановой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворены. Суд решил: «Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Калгановой Ирине Николаевне, незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить бессрочно Калгановой Ирине Николаевне досрочно трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 30 лет проработавшему в учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на такую пенсию». В решении суда указано, что право на досрочное назначение истице трудовой пенсии по старости возникло у нее со дня обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, т.е. с -Дата- Решение суда вступило в законную силу -Дата- (л.д. 20-26). Пенсионное удостоверение выдано истице ответчиком -Дата- (л.д.73) Статья 1064 ГК РФ предусматривает следующие основания возмещения вреда. Вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, для удовлетворения требования о взыскании убытков необходимо наличие совокупности условий: -противоправное деяние ответчика, - ущерб, т.е. лишение истца материальных благ, которые он имел или мог получить, - вина ответчика, - причинно-следственная связь между убытками и противоправными действиями ответчика. Как следует из иска противоправным деянием, причинившим истице вред она считает отказ в назначении пенсии, который признан судом незаконным. Сам факт совершения данного деяния судом установлен. В обоснование ущерба истица ссылается на лишение возможности реализовать право на льготы, предоставленное истице как ветерану труда. Судом на основании удостоверения № от -Дата- установлено, что истица имеет звание «Ветеран труда». (л.д.84) Ст. 3 Закона УР от -Дата- N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" устанавливает меры социальной поддержки ветеранов труда, в том числе: - меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пределах нормы площади жилья и в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Правительством Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством; - получение ежемесячной денежной выплаты. Согласно п.6 ст. 3 Закона УР от -Дата- N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно п.7 ст. 3 Закона УР от -Дата- N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, включая размер ежемесячной денежной выплаты, ветеранам труда, а также форма и размер предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Удмуртской Республики. Постановлением Правительства УР от -Дата- № утверждено Положение, которое устанавливает порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда. Пунктом 2 Положения устанавливается ежемесячная денежная выплата ветеранам труда в размере №. В соответствии с п.п. 3, 4 Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается территориальным органом Министерства социальной защиты УР по месту жительства гражданина на основании заявления, поданного по месту жительства заявителя. Согласно п. 6 Положения № граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления. Пунктом 10 Положения № предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема уполномоченным органом заявления со всеми необходимыми документами. В случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, уполномоченный орган регистрирует заявление и разъясняет заявителю о необходимости представления недостающих документов. Если такие документы будут представлены в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня регистрации заявления, днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день регистрации заявления. Согласно пункту 5 Положения № к заявлению об установлении ежемесячной денежной выплаты, оформленному согласно приложению 1 к настоящему Положению, должны быть приложены следующие документы: паспорт; удостоверение подтверждающее право гражданина на получение ежемесячной денежной выплаты; пенсионное удостоверение. В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме» с -Дата- вместо ранее предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг установлены указанные меры в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок предоставления которой установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике». В соответствии с Порядком предоставления ЕДК назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан. ЕДК назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания, со дня обращения и предоставления в уполномоченный орган необходимых документов (пункт 7 и 8). Пункт 10 Порядка предоставления ЕДК предусматривает, что при первичном обращении в уполномоченный орган для постановки на учет и получения ежемесячной денежной компенсации, граждане представляют заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ряд документов в том числе удостоверения, подтверждающих принадлежность к категории граждан, имеющих права на соответствующие льготы. В соответствии с приведенными выше правовыми нормами, регулирующими условия предоставления льгот, истцу необходимо было представить удостоверения ветерана труда и пенсионера. Таким образом, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания гражданина со дня обращения и предоставления необходимых документов. Как следует из ответа Управления социальной защиты населения в Первомайском районе города Ижевска от -Дата- № истица обратилась за назначением ЕДК и ЕДВ с приложением необходимых документов -Дата- с этой даты ей назначены ЕДК и ЕДВ. (л.д.76) В письме Управления социальной защиты населения в Первомайском районе города Ижевска от -Дата- № указано, что истица обратилась за назначением ЕДВ -Дата- Истице было разъяснено, что назначение ЕДВ осуществляется при представлении документов, предусмотренных Положением №, в том числе пенсионного удостоверения. (л.д.75). Поскольку Согласно п.7 ст. 3 Закона УР от -Дата- N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" порядок и условия предоставления мер социальной поддержки вправе определять Правительство УР и предоставление пенсионного удостоверения указано как необходимое условие назначения ЕДВ и ЕДК, а также с учетом пояснений Управления социальной защиты населения в Первомайском районе города Ижевска в письме от -Дата- № суд считает, что для назначения выплат истице необходимо было представить пенсионное удостоверение. Пояснения ответчика о том, что истица могла обратиться за назначением выплат до получения удостоверения, суд считает неверными. Обоснованы возражения ответчика о том, что исковое требование о взыскании убытков в размере ежемесячной денежной выплаты в размере 310 рублей и взыскании затрат на проезд направлены на защиту одного и того же права истицы и не могут быть одновременно удовлетворены. Таким образом, суд считает установленным, что истица, в указанный ею период с -Дата- по -Дата-, т.е. со дня, когда она имела право на назначение пенсии и до дня назначения ей социальных выплат, не имела возможности реализовать свое право на получение социальных льгот в связи с неназначением ей пенсии ответчиком и соответственно невыдачей пенсионного удостоверения. Вместе с тем, суд считает, что убытки не могут быть взысканы с ответчика поскольку его вина в неназначении пенсии отсутствует. В рассматриваемом деле ответчик участвует как юридические лицо. Поскольку Управление Пенсионного фонда является учреждением, статус государственного органа оно не имеет и должно самостоятельно отвечать за свои действия. Основания для применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 1069 ГК РФ отсутствуют. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Таким образом, подлежит оценке наличие вины в действиях сотрудников ответчика, который отказал в назначении пенсии истцу. Отказ в назначении истцу пенсии был обоснован тем, что в медицинский стаж не подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации и специализации. Ответчик в обоснование законности своего решения ссылался на следующие обстоятельства. Требование истицы о включении в ее медицинский стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и специализации: с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- противоречат п.2 ст.27 закона от -Дата-, п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от -Дата- №, п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначите трудовой пенсии по старости», в соответствии с подпунктом 20 п. 20 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от -Дата- №. В стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается только время работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Курсы повышения квалификации и специализация не являются такой работой. Ссылка истицы на обязательность прохождения курсов повышения квалификации для продолжения трудовых отношений несостоятельна, так как трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законом от -Дата- Изменение условий и норм установления, а также порядок выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный закон, а в случаях, предусмотренных этим законом, порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан определяет Правительство РФ, и в целях единообразного применения закона при необходимости издает соответствующие разъяснения. Удовлетворяя иск о назначении пенсии, суд мотивировал свое решение следующим образом. При этом периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж лечебной деятельности истицы по следующим основаниям. Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 516, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Обязательным условием осуществления лечебной деятельности для медицинских работников является систематическое обучение на курсах повышения квалификации, в том числе с целью получения соответствующей квалификационной категории. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные выводы суда основаны на ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от -Дата- №, приказа Минздрава РФ от -Дата- № «О порядке получения квалификационных категорий», ст. 187 ТК РФ. В п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от -Дата- № «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- №, отсутствуют. В рассматриваемой ситуации отсутствует норма права, прямо предусматривающая возможность включения в соответствующий стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Суд пришел к такому выводу из системного анализа правовых норм, руководствуясь принципами, установленными Конституцией России и Рекомендациями Международной Организации Труда. Ответчик как государственное финансовое учреждение обязан руководствоваться правовыми нормами прямого действия, у него отсутствует право на усмотрение. В этой связи отсутствуют основания утверждать, что ответчик действовал виновно, отказывая в назначении пенсии истцу. Вина отсутствует и в форме прямого и в форме косвенного (неосторожность или небрежность) умысла. Несмотря на сложившуюся судебную практику по спорам о включении в период работы, дающий право на назначение пенсии, периода обучения на курсах повышения квалификации, до внесения соответствующих изменений в законодательство, действия ответчика по отказу в назначении пенсии не могут считаться виновными. Суд полагает, что для решения таких вопросов социальной защиты и предусмотрен в частности механизм разделения властей, в отсутствие прямой нормы спор решен судебными органами. В этом смысле, по мнению суда, имеет важное значение тот факт, что ответчик не является государственным органом, поскольку в ином случае подлежали применению положения ст. 1069 ГК РФ и соответствующие требования могли быть предъявлены к Казне РФ, в связи с отсутствием механизма регулирования отношений, которое (отсутствие) влечет ограничение возможности реализации права гражданина на льготы. Исследуя вопрос о наличии вины в действиях ответчика суд также принимает во внимание следующее. Прецедент не является источником права, вместе с тем, анализ выводов судебных органов по сходным спорным ситуациям может быть поводом к умозаключениям суда. В этой связи суд полагает необходимым отметить, что имеет место судебная практика по взысканию убытков с пенсионного органа, которые причинены при других обстоятельствах. Так, если после вступления в законную силу решения суда о признании права истца на назначение пенсии, пенсионный орган не оформил своевременно пенсионное удостоверение и именно в связи с данным обстоятельством пенсионер не имел возможности реализовать право на получение социальных льгот, такие действия пенсионного органа следует признать виновными. Вместе с тем, в рассматриваемом случае основанием иска заявлен именно отказ в назначении пенсии, период предполагаемого нарушения права истец исчисляет с даты обращения за начислением пенсии, суд рассмотрел дело по заявленным исковым требованиям в силу ст. 196 ГПК РФ. На основании изложенного, в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Калгановой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о взыскании убытков отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2012г. Судья Исматова Л.Г.
в случае, если гражданин подал заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по месту пребывания и при условии, что информация о регистрации по месту пребывания
отсутствует в документах, удостоверяющих личность гражданина); копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности (для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), или удостоверения, свидетельства, подтверждающих принадлежность к категории граждан, предусмотренных в п.1 Порядка №; документы о нахождении на иждивении членов семьи (для ветеранов труда, в том числе ветеранов труда Удмуртской Республики) справку о гражданах, проживающих в жилом помещении совместно с гражданином, выданную управляющей организацией, или выписку из домовой книги; справку из органа социальной защиты населения по месту жительства о неполучении гражданином мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (представляется в случае, если гражданин подал заявление о
назначении ежемесячной денежной компенсации по месту пребывания, представляется по желанию гражданина).