Дело № 2-529/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «01» февраля 2012 года г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А., при секретаре Злобиной Э.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Леонида Никоноровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, следующие периоды: с -Дата- по -Дата- - период прохождения военной службы в рядах Советской Армии, с -Дата- по -Дата- – период работы военным руководителем школы №. Просит признать незаконным решение ответчика, установить тождество наименований должностей «военрук» и «военный руководитель», обязать досрочно включить в специальный педагогический стаж периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, назначить и выплачивать пенсию с момента возникновения права- -Дата-, взыскать с ответчика судебные расходы. В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, уточнил, что просит признать незаконным решение ответчика в части не включения в педагогический стаж периодов с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-. Представитель ответчика Романова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу, просила уменьшить размер судебных расходов при вынесении решения удовлетворяющего исковые требования. Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела: Согласно трудовой книжки серии АТ-III № Петров Леонид Никонорович -Дата- года рождения работал: с -Дата- по -Дата- учителем географии средней школы № ..., -Дата- уволен с работы, в связи с призывом в ряды Советской Армии, с -Дата- по -Дата- военруком в школе № .... Согласно военного билета серии ББ №, выданного Первомайским РВК ... -Дата-, и справки отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и ...м ... № от -Дата-, Петров Л.Н. проходил военную службу по призыву с -Дата- по -Дата- на должностях рядового и сержантского состава. -Дата- истец обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. -Дата- решением № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истцу на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды службы в Армии с -Дата- по -Дата- и периоды работы в должности военрука в школе № с -Дата- по -Дата-. На -Дата- определен стаж истца 22 года 03 месяца 11 дней. Федеральный закон от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). В соответствии с п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением от -Дата- Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации №пб, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Согласно постановления Конституционного Суда РФ от -Дата- №-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности пенсионное), по смыслу статей 1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19,55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды службы в Вооруженных Силах РФ. Однако, с учетом позиции Конституционного Суда РФ от -Дата- №-П, суд считает возможным применить к спорным периодам пенсионное законодательство, действовавшее в указанное время. В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от -Дата- №-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет"; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Согласно п.1 п.п. «г» Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от -Дата- N 1397, действовавшего до -Дата-, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от -Дата- N 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Требования п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от -Дата- N 1397 соблюдаются, так как на момент обращения за пенсией истцом выработано 2/3 требуемого стажа, период службы в Армии составляет не более 1/3 требуемого стажа. С учетом изложенного, суд считает возможным включить в педагогический стаж истца период службы в Советской Армии с -Дата- по -Дата-. Возражения представителя ответчика о том, что Положение от -Дата- № отменено с -Дата- постановлением Совета Министров – Правительства РФ от -Дата- №, в связи с чем пункт 4 указанного Положения не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, а его соблюдение должно быть оценено на момент отмены, не может быть положена судом в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку при таком толковании норм пенсионного законодательства, требуемый педагогический стаж должен быть выработан истцом до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Кроме того, в период с -Дата- по -Дата- истец работал в школе № ..., то есть учреждении просвещения согласно "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденному постановлением Совета Министров СССР от -Дата- N 1397 или образовательном учреждении в соответствии со ст. 12 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании". Основанием для включения данного периода в педагогический стаж истцом заявлено неправильное написание работодателем его должности в трудовой книжке «военрук» вместо «военный руководитель». Считает, что наименование должности «военрук» тождественно наименованию должности «военный руководитель», так как истец выполнял функции «военного руководителя», характер работы был тождественен работе по данной должности, он вырабатывал такую же норму часов, имел такую же продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.6). Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно (п.28). В соответствии со ст. 13 п.3 Федерального закона от -Дата- N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от -Дата- № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации (пункт 1 статьи27 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе)учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен разрешаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессии, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал). В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от -Дата- «О сроках и порядке ведения начальной военной подготовки молодежи», в общеобразовательных школах введена военная подготовка и предписано ввести в штаты средних общеобразовательных школ должность военного руководителя, в обязанности которого входило проведение учебных и внеклассных занятий по начальной военной подготовке и гражданской обороне, организационной и военно-патриотической работы с учащимися. В спорный период действовал Закон СССР от -Дата- "О государственных пенсиях". В соответствии со статьей 58 Закон СССР от -Дата- "О государственных пенсиях" Совет Министров Союза ССР принял постановление от -Дата- N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", согласно которому пенсии за выслугу лет работникам просвещения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет. В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от -Дата- №-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет"; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от -Дата- N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы по педагогический специальности включается работа учителем и преподавателем в средней школе (п. 1 подраздела 1 "Учебные заведения и детские учреждения". В соответствии с п.2.3. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от -Дата- №-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении п. 1 подраздела 1 "Учебные заведения и детские учреждения" раздела I следует иметь в виду, что пенсии за выслугу лет назначаются военным руководителям школ как учителям и преподавателям школ. Согласно приказа Минпроса СССР от -Дата- N 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения" военный руководитель организует, планирует и проводит на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне учебные, факультативные и внеклассные занятия по начальной военной подготовке и гражданской обороне; инспектор школ по начальной военной подготовке изучает качественный состав, подбор и расстановку кадров военных руководителей школ, проверяет точное соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы и льгот, предоставленных военным руководителям школ; проверяет состояние работы по повышению квалификации военруков и оказанию им методической помощи; участвует в изучении и внедрении передового опыта лучших школ и военруков, достижений педагогической науки в области начального военного обучения; ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в школе военруков, не соответствующих занимаемой должности, а также вносит предложения о поощрении военруков. Согласно п.5 раздела II Приказа Минпроса СССР от -Дата- N 94 "Об утверждении Положения о педагогическом совете общеобразовательной школы", в состав педагогического совета входят: директор школы (председатель), его заместители, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, военрук, заведующий школьным интернатом, учителя, воспитатели, старший пионервожатый, освобожденный секретарь комитета ВЛКСМ, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета. Согласно Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- N 463, предусмотрена должность военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи) школы. Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до -Дата- в соответствии со Списком №, а периоды работы после -Дата-, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 1067. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от -Дата- N 781, предусмотрена должность военного руководителя школы (раздел «наименование должности» п.1, раздел «наименование учреждения» п.1.1.). Согласно приказа № от -Дата- по школе № Петров Л.Н. принят в школу № военруком с -Дата-. Согласно приказа № от -Дата- параграф 2, Петрова Л.Н. учителя начальной военной подготовки считать в очередном отпуске с -Дата-. Согласно архивной справки № от -Дата- МУ «ЦБ учреждений образования ...», в архивных документах в описи № по личному составу за 1940-1994 г.г. сведений о штатном расписании, тарификационных списках на Петрова Л.Н., работающего в школе № за период с -Дата- по -Дата- не найдено и не сохранилось по причине затопления. Из характеристики директора школы № от -Дата-, данной для предъявления в Ленинский райвоенкомат ..., Петров Л.Н. характеризуется как учитель начальной военной подготовки школы № ..., работающий в школе с сентября 1985 года. Согласно должностных обязанностей военного руководителя, утвержденных директором школы №, с должностными обязанностями военного руководителя ознакомлен Петров Л.Н. -Дата-. Данными должными обязанностями предусмотрено, что военный руководитель организует, планирует и проводит на высоком идейно- политическом и методологическом уроне учебные, факультативные и внеклассные занятия по начальной военной подготовке и гражданской обороне, ведет учет успеваемости учащихся и посещаемости занятий, работает над повышением педагогического мастерства и опыта, внедряет новые методы и средства обучения, обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса, а также во время военной полевых сборов, должен знать материальную часть табельного оружия, приборы, технические средства обучения, педагогические формы и методы проведения занятий по начальной военной подготовке и военно- патриотического воспитания. За неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей без уважительных причин, учитель несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. Исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно приказами по средней школе №-Дата- и за 1986г., характеристиками, выданными директором школы № на имя Петрова Л.Н. от -Дата-, должностными обязанностями военного руководителя школы №, установлено, что в спорный период с -Дата- по -Дата- Петров Л.Н. фактически выполнял обязанности военного руководителя, проводил с учащимися учебные занятия по начальной военной подготовке, гражданской обороне, а также проводил с ними военно-патриотическую работу, Петрову Л.Н. предоставлялся очередной отпуск с -Дата- как учителю начальной военной подготовки, при этом каких- либо приказов о переводе Петрова Л.Н. с должности военрука на должность учителя начальной военной подготовки не представлено, однако период с -Дата- ответчиком зачтен в специальный стаж истца как педагогическая деятельность. Оценив представленные доказательства, суд считает возможным установить тождественность должности «военрук» должности «военного руководителя». В ходе судебного заседания свидетели ФИО8 и ФИО9 пояснили, что истец работал в 1985-1986 г.г. в должности военного руководителя, преподавал в школе № начальную военную подготовку и гражданскую оборону, выезжал с учащимися на военно- полевые сборы. Однако суд считает показания свидетелей недопустимыми доказательствами, так как в соответствии со ст. 13 п.3 Федерального закона от -Дата- N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Поскольку судом установлено тождество должности истца «военрук» должности «военный руководитель», при этом работа в данной должности подлежит включению в специальный педагогический стаж, суд считает исковые требования истца в части включения периода работы с -Дата- по -Дата- подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды: с -Дата- по -Дата- (1 го... месяцев 15 дней)- период прохождения военной службы в рядах Советской Армии, с -Дата- по -Дата- (1 го... месяцев 17 дней)- работа в должности военного руководителя, всего 2 года 07 месяцев 02 дня. При подсчете стажа суд руководствовался п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 555, согласно которого исчисление периодов работы, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 22 года 03 месяца 11 дней, спорных периодов 2 года 07 месяцев 02 дня, стаж истца на день подачи заявления в пенсионный орган составит 24 года 10 месяцев 13 дней. Педагогический стаж 25 лет выработан истцом -Дата-. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № об отказе в установлении пенсии, вынесенное -Дата-, является незаконным в части не включения периодов службы истца в Советской Армии и работы военным руководителем в школе № .... Несмотря на то, что ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды службы в Советской Армии и работы военным руководителем в школе № ..., оснований для установлении истцу пенсии не имелось, поскольку ни на день обращения в пенсионный орган, ни на день вынесения решения у истца не возникло право на назначение пенсии, заявление подано более чем за один месяц до указанной даты, так как 25- летний стаж педагогической деятельности истцом выработан лишь -Дата-. Так как пенсия устанавливается в заявительном порядке, а истец после возникновения права или за месяц до него не обращался в пенсионный орган с подобным заявлением, оснований для установления истцу пенсии с -Дата- суд не усматривает, так как право истца на назначение пенсии ответчиком с указанной даты не нарушено. Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> подтверждаются чеком-ордером № от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России». В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты> по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом частично. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Петрова Леонида Никоноровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики № в части исключения из льготного стажа истца периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР с -Дата- по -Дата- и работы в школе №-Дата- по -Дата-. Признать тождество наименования должностей «военрук» и военный руководитель». Обязать ответчика включить в льготный стаж Петрова Леонида Никоноровича периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР с -Дата- по -Дата- и работы в школе № военным руководителем с -Дата- по -Дата-. В исковых требованиях Петрова Леонида Никоноровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики о назначении и выплате пенсии с -Дата-- отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики в пользу Петрова Леонида Никоноровича расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 14 февраля 2012 года. Судья Сентякова Н.А.