о признании отказа незаконным , об обязании выдать удостоверение `Ветеран труда`, взыскании судебных расходов



Дело № 2-220/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» февраля 2012г. г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Исматовой Л.Г.,

при секретаре Кольцовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Килиной Людмилы Константиновны к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании отказа МСЗН УР в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,

с участием:

истицы Килиной Людмилы Константиновны,

представителя истицы Строевой Натальи Сергеевны, действующей на основании допуска к участию в процессе,

представитель истицы Кузнецова Наталья Федоровна, действующей на основании допуска к участию в процессе,

представителя ответчика Барановой Ольги Николаевны, действующей на основании доверенности от -Дата- (л.д.26),

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в Индустриальный районный суд ... с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании отказа МСЗН УР в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов.

Свои требования мотивировала тем, что обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран труда». Ответчик отказал истице в выдаче удостоверения.

Отказ мотивирован следующим. В соответствии со ст.7 ФЗ РФ от -Дата- «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет.

К ведомственным знакам отличия в труде относятся знаки, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР или Российской Федерации, т.е решение о награждении должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем) и т.д.

Полученная истицей награда - звание «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» по мнению Минсоцзащиты УР не соответствует вышеназванным условиям и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

С отказом истица не согласна и считает его незаконным.

Решение о награждение ведомственным знаком отличия «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» принималось исполнительным органом субъекта имевшего полномочия принимать такое решение.

В судебном заседании истица, представители истицы на исковых требованиях настаивали.

Представитель истицы Кузнецова Н.Ф. дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на иск (л.д.27-28), в которых ссылалась на следующее.

Министерством было принято решение об отказе Килиной Л.К. в присвоении звания «Ветеран труда».

Из прилагаемых документов следует, что Килиной Л.К. в 1988 году было присвоено звание «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР».

Награждение Килиной Л.К. званием «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» не производилось от имени какого-либо федерального органа исполнительной власти или министерством, ведомством СССР или РСФСР. Данное звание было присвоено истице Управлением общественного питания при Совете Министров Удмуртской АССР.

Звание «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» не соответствует законодательно закрепленным условиям, и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Министерством на законных основаниях было отказано Килиной Л.К. в присвоении звания «Ветеран труда» и исковые требования Килиной Л.К. неправомерны и не обоснованы, просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав пояснения истицы, представителей истицы, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании выписки из решения коллегии Управления общественного питания при Совете Министров Удмуртской АССР и Президиума Обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации от -Дата- (л.д.7), свидетельства (л.д.8), судом установлено, что Килиной Л.К. -Дата- присвоено звание «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР».

Истица обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда», что подтверждается письмом от -Дата- (л.д.29). Письмом Министерства социальной защиты населения УР от -Дата- №К-1958 (л.д.6) истице было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как почетной звание «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» не соответствует условиям, предусмотренным ст. 7 ФЗ от -Дата- , и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией РФ, ФЗ от -Дата- «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2,5 ст. 76 Конституции РФ).

ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от -Дата- установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от -Дата- «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом РФ от -Дата- статья 7 ФЗ от -Дата- дополнена пунктом 4, который предусматривает, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Приведенная норма согласуется с положениями ФЗ от -Дата- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и Бюджетного кодекса РФ.

Согласно подп. 24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от -Дата- , вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ст. 85 БК РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативно правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным судом РФ, указавшим, что ФЗ «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п.1 ст.7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.4 ст. 7 этого ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от -Дата- -О-О, от -Дата- -О-О и от -Дата- -О-О).

Указом Президента УР от -Дата- утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Удмуртской Республике.

Положением утвержден перечень орденов, медалей, почетных званий и ведомственных знаков отличия в труде дающих право на присвоение званий «Ветеран труда».

В соответствии с п.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Удмуртской Республике, звание «Ветеран труда» присваивается Министерством социальной защиты населения УР:

- лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенные почетных звании СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде в соответствии с Перечнем перечень орденов, медалей, почетных званий и ведомственных знаков отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

- лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В Перечень орденов, медалей, почетных званий и ведомственных знаков отличия в труде, утвержденный Указом Президента УР от -Дата- «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Удмуртской Республике» входят:

1. Ордена и медали СССР, РСФСР и Российской Федерации.

2. Почетные звания СССР, РСФСР и Российской Федерации.

3. Нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР. Федерального Собрания Российской Федерации, Советов Министров СССР и РСФСР. Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства и др.

Приведенные выше положения регионального акта не определяют круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливают перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания «Ветеран труда», предусматривая, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Статья 7 ФЗ «О ветеранах» не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом, субъект РФ правомерно предусмотрел условия присвоение звания «Ветеран труда», а не категорию лиц, которые могут быть признаны таковыми.

Региональный акт не снижает уровень социальной защищенности граждан, имеющих ведомственные знаками отличия в труде, выданные не отнесенными к органам государственной власти СССР, РСФСР, РФ ведомствами.

Субъект РФ вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Однако установить обязательность такого регулирования суд не вправе. Иное противоречило бы конституционному принципу разделения властей. Суд не может принять на себя или обязать органы государственной власти субъектов РФ принять дополнительные нормы о включении в перечень ведомственных знаков для присвоения звания «Ветеран труда» наградой, которой отмечена истица.

Награждение Килиной Л.К. званием «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» не производилось от имени какого-либо федерального органа исполнительной власти или министерством, ведомством СССР или РСФСР. Данное звание было присвоено истице Управлением общественного питания при Совете Министров Удмуртской АССР.

Следовательно, звание «Ветеран общественного питания Удмуртской АССР» не соответствует законодательно закрепленным условиям, и, следовательно, не может служить основанием для присвоения истице звания «Ветеран труда».

Таким образом, исковые требования Килиной Л.К. удовлетворению не подлежат в виду отсутствия оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда». Отказ Министерства социальной защиты населения УР является законным и обоснованным, права истицы не нарушает.

Истица просила взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судом установлено, что исковые требования истицы не подлежат удовлетворению.

Таким образом, требование истицы о взыскании с ответчика в ее пользу уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Килиной Людмилы Константиновны к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании отказа МСЗН УР в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2012 года.

Судья Исматова Л.Г.