о взыскании ежеквартальной премии



№2-251/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года г.Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Филиппова Р.Б.,

при секретаре Углановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пана Альберта Эрнестовича к Военному комиссариату Удмуртской Республики о признании незаконными действий, связанных с невключением в списки премированных сотрудников, о взыскании дополнительной премии, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Пан А.Э. обратился в суд с иском к военному комиссариату Удмуртской республики, просил признать незаконными действия ВК УР, связанные в невключением его в списки премированных сотрудников по итогам второго квартала 2011 года; взыскать с ответчика дополнительную премию за 2 квартал 2011 года в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты>., судебные расходы.

В обоснование иска указал, что работал в военном комиссариате УР в должности начальника отделения (пункта набора граждан на военную службу по контракту) отдела (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) с -Дата- по -Дата- К исполнению служебных обязанностей относился добросовестно, нареканий не имел. Полностью отработал 2 квартал 2011 года. Считает, что его незаконно лишили полагающейся ему выплаты, по аналогии с премированием за предыдущий квартал, считает, что должен был получить премию в размере <данные изъяты>. Лишение положенной ему выплаты причинило ему нравственные страдания, размер компенсации которых истец оценивает в <данные изъяты>.

Впоследствии истец уточнил исковые требования (л.д.17-20), просил признать п.п.3 п.4.3 Приложения к коллективному договору между администрацией военного комиссариата УР и трудовым коллективом ВК УР незаконным, носящим дискриминационный характер и противоречащий п.7 приказа Минобороны РФ от -Дата- в части не позволяющей включать для расчет премии лиц фактически исполнявших обязанности в период, за который производится стимулирование, но не занимающих должности по штатам и штатным расписаниям на день издания приказа; уменьшил требование о взыскании дополнительной премии за 2 квартал – просил взыскать <данные изъяты>.

В судебном заседании -Дата- представитель истца Шарафутдинов М.А. вновь уточнил требования, просил взыскать с ответчика дополнительную премию (дополнительное материальное стимулирование) в соответствии с приказом Минобороны РФ по итогам работы во 2 квартале 2011 года в размере <данные изъяты>.; признать незаконными действия ответчика, связанные в невключением истца в список премированных работников по приказу Министра обороны ; от требования о признании незаконными действий ВК УР, связанные в невключением его в списки премированных сотрудников по итогам второго квартала 2011 года отказался, определением суда производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании представитель истца Шарафутдинов М.А. отказался от требования о признании п.п.3 п.4.3 Приложения к коллективному договору между администрацией военного комиссариата УР и трудовым коллективом ВК УР незаконным, носящим дискриминационный характер и противоречащий п.7 приказа Минобороны РФ от -Дата- в части не позволяющей включать для расчет премии лиц фактически исполнявших обязанности в период, за который производится стимулирование, но не занимающих должности по штатам и штатным расписаниям на день издания приказа. Определением суда производство по делу в этой части прекращено.

В судебное заседание истец Пан А.Э. не явился, судом о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца Шарафутдинов М.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, окончательно просит: признать незаконными действия ВК УР, связанные в невключением истца в списки премированных сотрудников по итогам -Дата- в соответствии с Приказом МО РФ ; взыскать с в ВК УР дополнительную премию (дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом МО РФ ) по итогам работы во 2 квартале размере <данные изъяты>.; денежную компенсацию морального вреда <данные изъяты>., судебные расходы на оплату услуг представителя 10000 <данные изъяты>.

Представитель ответчика - военного комиссариата Удмуртской республики Кудрявцева Е.Р., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила суду возражения в письменном виде (л.д.23-26, 68-73). В возражениях указала, что порядок и условия оплаты труда работников военного комиссариата осуществляются на основании приказа Министра обороны РФ от -Дата- , премия, согласно этого приказа, не предусмотрена системой оплаты труда и не является гарантированной выплатой, она выплачивается за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС в пределах доводимых МО на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. В коллективном договоре ВК УР разработана система расчета дополнительной премии работникам (п.4.3 Положения об оплате труда и дополнительных выплатах работникам ВК УР). Приказом военного комиссара УР от -Дата- Пан А.Э. был уволен и исключен из списка работников ВК УР с -Дата-, приказ о выплате дополнительной премии сотрудникам ВК УР состоялся -Дата-. Суду пояснила, что приказ МО РБ не определил порядок выплаты данной премии, поэтому Трудовой кодекс дает право разрабатывать данный порядок внутри коллектива. Эта премия в течение года вообще может быть не получена, поэтому ни о какой дискриминации речи быть не может. Дополнительная премия выплачивалась истцу в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, исследовав обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что Пан А.Э. работал в военном комиссариате Удмуртской республики в должности начальника отделения (пункта набора граждан на военную службу по контракту) отдела (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) с -Дата- по -Дата- (приказ о приеме на работу, л.д.28, приказ об увольнении, л.д.29)

Согласно условий трудового договора от -Дата-, заключенного между Паном А.Э. и Военным комиссариатом Удмуртской республики, работнику установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>., надбавка к должностному окладу за выслугу лет в соответствии с приказом Министра Обороны РФ, стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра Обороны РФ.

Судом установлено, что за апрель 2011 года Пану А.Э. выплачена премия в размере <данные изъяты>., за май – <данные изъяты>., за июнь – <данные изъяты>., в июне также выплачена дополнительная премия по пр.1010 за 1 квартал в размере <данные изъяты>., данные обстоятельства подтверждены выписками из приказов военного комиссара УР от -Дата-, от -Дата-, от -Дата-, ведомостью перечисления в банк (л.д.52, 53-55, 57).

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В п. 5 Постановления Правительства РФ от -Дата- N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации;

Пункт 8: федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации до -Дата- поручено утвердить:

а) порядок утверждения штатных расписаний (штатов) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений;

б) размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;

в) условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;

г) условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала, включая порядок направления средств на выплату окладов (тарифных ставок) гражданского персонала, в том числе должностных окладов руководителей, а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;

Таким образом, Минобороны РФ вправе определять размеры, условия и порядок составных частей заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил.

Во исполнение указанного Постановления Правительства издан Приказ Минобороны РФ от -Дата- .

Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда определен Положением к приказу МО РФ 2008 г. .

Так, при его формировании учитываются:

должностные оклады (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей);

выплаты компенсационного характера в установленном размере;

выплаты стимулирующего характера (в расчете на год):

- надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов по всем должностям;

- премиальные выплаты - в размере 3 должностных окладов;

- единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года в размере 2 должностных окладов.

Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от -Дата- N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от -Дата- N 1010 (до него приказ Министра обороны Российской Федерации от -Дата- ), в п. 7 Приложения к которому установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

В Положении об оплате труда и дополнительных выплатах работникам военного комиссариата УР, являющегося приложением к коллективному договору, определены, в том числе, полномочия военного комиссара УР по оплате труда персонала, условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера, премиальные выплаты по итогам работы, дополнительные выплаты работникам военного комиссариата УР.

Так, в п.4.3 Положения указано, что дополнительные премии (дополнительное материальное стимулирование) работникам военного комиссариата выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до военного комиссариата УР, определен механизм расчета сумм дополнительной премии:

1)за основу берется среднедолжностной оклад сотрудников ВК УР; данный показатель исчисляется путем деления сумм должностных окладов списочной численности личного состава на количество сотрудников, занимающих должности по штатам и штатным расписаниям на день издания приказа;

2)далее определяется среднедолжностной оклад для каждого сотрудника ВК УР;

3)определяется среднерасчетная сумма материального стимулирования по военному комиссариату, которая исчисляется путем деления выделенных бюджетных средств на списочную численность сотрудников личного состава на день издания приказа.

Издание приказа военного комиссара УР на выплату дополнительного материального стимулирования работникам производится на основании представляемых непосредственными начальниками рапортов.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как установлено судом, Приказом Министра обороны РФ от -Дата- предусмотрены дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала, которые выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

В п. 6 Приказа указано, что издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.

В судебном заседании на основании объяснений представителей сторон, штатного расписания, судом установлено, что непосредственным руководителем истца в период работы у ответчика, являлся начальник отдела (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) Сон С.В.

В июле 2011 года при решении вопроса о дополнительном материальном стимулировании работников военкомата, Сон С.В. с соответствующим рапортом о выплате истцу такого вознаграждения на имя военного комиссара не обращался.

Между тем, именно такое ходатайство является основанием для издания приказа на выплату работнику дополнительного материального стимулирования.

Таким образом, поскольку указанная выплата являлась дополнительной, носила не гарантированный, а стимулирующий
(поощрительный) характер, в систему оплаты труда истца не входила, данная выплата является правом, а не обязанностью работодателя.

Оценивая изложенное в совокупности, а также учитывая то обстоятельство, что на момент разрешения вопроса о дополнительном материальном стимулировании работников, истец в военном комиссариате не работал, непосредственный руководитель истца с рапортом о выплате ему дополнительной стимулирующей выплаты не обращался, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска о признании незаконными действий, связанных в невключением истца в список премированных работников по приказу Министра обороны , взыскании указанной выплаты не имеется.

Принятие решения о выплате дополнительного материального стимулирования работников прав истца на равную оплату за труд равной ценности не нарушает, трудовые отношения между сторонами прекращены.

Поскольку нарушения трудовых прав истца не установлено – не подлежит удовлетворению требование истца о компенсации морального вреда.

Поскольку в удовлетворении иска отказано, в силу ст. 98 ГПК РФ, не подлежат возмещению и расходы истца на оплату услуг представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Пана Альберта Эрнестовича к Военному комиссариату Удмуртской Республики о признании незаконными действий, связанных с невключением в списки премированных сотрудников, о взыскании дополнительной премии, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение по делу.

Мотивированное решение изготовлено судом 07 марта 2012 года.

Судья Р.Б. Филиппов