Дело № 2-483/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «27» января 2012 года г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А., при секретаре Коноваловой Е.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Имашевой Эльмиры Вагизовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал ей в назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку истица не имеет права на пенсию в соответствии с п.п.1 п.2 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от -Дата-, так как получает дополнительное образование, профессиональную подготовку. Просит восстановить право на получение пенсии по случаю потери кормильца с -Дата- на период учебы в ГОУ НПО «Профессиональное училище №», взыскать с ответчика судебные расходы. В судебном заседании истица на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, просила признать за ней право на получение пенсии с -Дата- на период учебы в ГОУ НПО «Профессиональное училище №». В судебном заседании представитель истца- Имашева З.Х. исковые требования поддержала, пояснила, что ее дочь училась в коррекционной школе, в связи с чем обучение в училище возможно только по программе профессиональной подготовки VIII вида, с -Дата- по -Дата- она обучалась в данном училище по той же специальности, получила свидетельство, однако с учетом состояния здоровья истицы, 10 месяцев для обучения по профессии «швея» было недостаточно, в связи с чем, она вновь уже на платной основе поступила на обучение по той же профессии в то же училище. Истица нигде не работает, доходов не имеет, находится на ее иждивении, обучение в училище проходит по очной форме обучения. Просила признать за дочерью право на получение пенсии по случаю потери кормильца с -Дата- до окончания училища. Представитель ответчика Созонова Е.Г. исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу. Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела: Согласно свидетельства о рождении серии III-НИ №, выданного Ленинским отделом ЗАГС ... -Дата-, отцом Имашевой Эльмиры Вагизовны -Дата- года рождения является Имашев Вагиз Вазирович. Согласно свидетельства о смерти серии III-АР №, выданного администрацией Карманского сельского ... Республики Башкортостан -Дата-, Имашев Вагиз Вазирович -Дата- года рождения умер -Дата-. Имашева Э.В. -Дата- года рождения до 2010 года обучалась в МС (К) ОУ С (К)О школа- интернат VIII вида № ... (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида), окончила школу с присвоением квалификации «вязальщица трикотажных изделия, полотна первого разряда». Данное обстоятельство подтверждается свидетельством об уровне квалификации серии ...3, выданным -Дата-. Согласно свидетельства об уровне квалификации №, выданного -Дата- ГОУ НПО «Профессиональное училище №», Имашева Э.В. обучалась с -Дата- по -Дата- по профессии «швея», с присвоением квалификации швея второго разряда. Данное обстоятельство подтверждается также справкой № от -Дата-, выданной ГОУ НПО «Профессиональное училище №», согласно которой Имашева Э.В. действительно обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» по очной форме обучения по профессии «швея» в группе для выпускников специальных коррекционных школ VIII вида с 10 месячным сроком обучения с -Дата- по -Дата-. В период с -Дата- по -Дата- истица получала пенсию по случаю потери кормильца, с -Дата- выплата пенсии прекращена, что подтверждается справкой № от -Дата-, выданной Ленинским УПФР в ... (межрайонное) УР. С -Дата- истица обучается в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» про профессии «швея», срок обучения определен с -Дата- по -Дата-. Данное обстоятельство подтверждается договором об оказании платных образовательных услуг от -Дата-, заключенным между ГОУ НПО «Профессиональное училище №» и Имашевой Э.В.; квитанцией к приходному кассовому ордеру № от -Дата- об оплате образовательных услуг, выданной ГОУ НПО «Профессиональное училище №»; выпиской из приказа №-К от -Дата- о зачислении учащихся, согласно которой Имашева Э.В. зачислена в состав учащихся с -Дата- ГОУ НПО «Профессиональное училище №» в группу №-Ш по профессии швея 19601 со сроком обучения 10 месяцев; справкой № от -Дата-, выданной ГОУ НПО «Профессиональное училище №», согласно которой Имашева Э.В. действительно обучается в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» по очной форме обучения платно по профессии «швея» в группе для выпускников специальных коррекционных школ VIII вида с 10 месячным сроком обучения с -Дата- по программе профпродготовке, так как учащиеся специальных коррекционных школ VIII вида, обучаются только по системе профподготовки в образовательных учреждениях НПО. ГОУ НПО «Профессиональное училище №» является учреждением начального профессионального образования с правом ведения образовательной деятельности. Данное обстоятельство подтверждается лицензией серии РО №, выданной -Дата- Службой по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки УР. Согласно приложения № к лицензии ГОУ НПО «Профессиональное училище №» имеет право ведения образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении. При этом в приложении разделены образовательные программы по следующим категориям: основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, куда входит начальное профессиональное образование как основное п.п.1-46, программы дополнительного профессионального образования –как дополнительное образование п.п.47-63, при этом в п.53 указана дополнительная к начальному профессиональному образованию программа по курсу «швея» с видом образования «дополнительное». Программы профессионального образования п.п.1-70, куда под ко... входит наименование профессии «швея» со сроком обучения 10 месяцев, выделены в отдельную категорию без определения по виду образовательной программы основная или дополнительная. В соответствии со ст.5 ч.1 Закон РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо, в том числе, от состояния здоровья. В соответствии со ст.5 ч.6 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В соответствии со ст.7 ч.5 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В соответствии со ст.9 ч.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки. В соответствии со ст.9 ч.4 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. В соответствии со ст.9 ч.5 п.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" к основным профессиональным относятся, в том числе, программы начального профессионального образования. В соответствии со ст.9 ч.5 п.6.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В соответствии со ст.9 ч.5 п.8 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). В соответствии со ст.9 ч.5 п.9 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст.17 ч.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, образования при наличии соответствующей лицензии. В соответствии со ст.17 ч.2 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. Согласно п.1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от -Дата- N 288, специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения. Согласно п.2 Типового положения государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Согласно п.18 Типового положения содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. Согласно п.1 письма Минобразования РФ от -Дата- N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов", коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Согласно п.6 письма Минобразования РФ от -Дата- N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов", обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Согласно ст. 20 ч.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" профессиональные образовательные программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и направлений подготовки (специальностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено федеральными законами. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия. Согласно ст. 20 ч.2 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Согласно ст. 21 ч.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании". профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Согласно п.24 наименования профессий профессиональной подготовки «Швейное производство» Перечня профессий профессиональной подготовки, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от -Дата- N 1440, под ко... указана профессия «швея». Согласно ст. 26 ч.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ст. 26 ч.2 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности; в научных организациях. В соответствии со ст. 12 ч.1 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 12 ч.4 Закона РФ от -Дата- N 3266-1 "Об образовании" к образовательным относятся учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (п.п.3); учреждения дополнительного образования взрослых (п.п4). Так, к учреждениям дополнительного образования для взрослых действующее законодательство относит образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, которое создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций (Постановление Правительства РФ от -Дата- N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"). Из анализа вышеперечисленных норм следует, что обучение истицы по программе профессиональной подготовки в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» не является обучением в образовательном учреждении дополнительного образования, поскольку данная образовательная программа не является дополнительной, так как не направлена на повышение квалификации истицы в связи с совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов, повышения ее профессиональных знаний как специалиста, совершенствования ее деловых качеств, а также подготовки к выполнению новых трудовых функций, а преследует своей целью обучение истицы начальным навыкам, необходимым для выполнения определенной работы по профессии швея. Поскольку истица являлась учащейся специальной (коррекционной) школы VIII вида, иного вида образовательной программы кроме как программы профессиональной подготовки при получении начального профессионального образования, для нее не предусмотрено. Факт повторного обучения истца в одном и том же образовательном учреждении на платной основе, по одной и той же образовательной программе и профессии не является основанием для отнесения данного обучения истца к дополнительному образованию. -Дата- истица обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о назначении ей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. -Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истице на основании п.п.1 п.2 ст.9 ФЗ Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении пенсии по случаю потери кормильца отказано, в ввиду того, что истица получает дополнительное образование, профессиональную подготовку, в ходе которых получает ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, а не осваивает образовательные программы с целью достижения определенного образовательного уровня. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 3 ч.2 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 3 ч.1 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 5 ч.1 п.3 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий, в том числе, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 9 ч.1 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. В соответствии со ст. 9 ч.2 п.1 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. В соответствии со ст. 9 ч.4 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. В соответствии со ст. 9 ч.10 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи. Из вышеперечисленных норм следует, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца значимыми обстоятельствами являются родственные отношения между членом семьи и умершим кормильцем как ребенком и родителем, обучение ребенка по очной форме в образовательном учреждении не дополнительного образования, а также не достижение ребенком возраста 23 лет. Действующим законодательством не предусмотрено, что повторное очное обучение в одном и том же образовательном учреждении, по той же программе обучения, той же профессии, является ограничением при решении вопроса о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца, если данное обучение не несет признаков дополнительного образования. Указанные условия для назначения истцу трудовой пенсии по случаю потери кормильца соблюдаются. Согласно пункта 1 статьи 19 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 19 п.4 п.п.3 Федерального закона от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком вынесено решение об отказе истцу в назначении пенсии незаконно, поскольку истица является дочерью умершего кормильца, обучается по очной форме в образовательном учреждении не дополнительного образования, не достигла возраста 23 лет, в связи с чем она имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца с даты поступления в образовательное учреждение до его окончания, но не больше чем до достижения возраста 23 лет. Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> подтверждаются чеком- ордером № от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России». Расходы истца по оплате юридических услуг по написанию искового заявления в размере <данные изъяты> подтверждаются чеком- ордером № от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России» и счетом № от -Дата-, выданным ИП Родыгиной Т.Г. В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты> по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и в размере <данные изъяты> по оплате юридических услуг по составлению искового заявления, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Имашевой Эльмиры Вагизовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить. Признать за Имашевой Эльмирой Вагизовной право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца с -Дата- на период учебы в ГОУ НПО «Профессиональное училище №». Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики в пользу Имашевой Эльмиры Вагизовны расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты>. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 02 февраля 2012 года. Судья Сентякова Н.А.