о признании бездействия незаконным и о понуждении к проведению аттестации рабочих мест



№2-340/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2012 года г.Ижевск

Индустриальный районный суд г.Ижевска в составе:

судьи Филиппова Р.Б.,

при секретаре Углановой Е.В.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Удмуртской республики» о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Истец Удмуртский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ФКУ «ЛИУ » о признания бездействия незаконным, понуждении к проведению аттестации рабочих мест, просит обязать администрацию ответчика провести аттестацию рабочих мест в срок до -Дата-.

Требования мотивированы тем, что специализированной прокуратурой проведена проверка деятельности ФКУ ЛИУ в части охраны труда осужденных, установлено, что на момент проверки исправительным учреждением не завершено проведение аттестации 102 рабочих мест, на которых устроены работники из числа осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ в виде лишения свободы, что является недопустимым, подлежит устранению, нарушает требования трудового законодательства в части охраны труда, а также права и охраняемые законом интересы осужденных, может привести к производственному травматизму.

Определением суда от -Дата- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Федеральная служба исполнения наказания России.

Определением суда от -Дата- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской республике.

В судебное заседание не явился Удмуртский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, судом о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем направил суду заявление, уточнил требования: просит обязать Администрацию ФКУ «ЛИУ » провести аттестацию рабочих мест в исправительном учреждении, на которых трудоустроены работники из числа осужденных, не позднее -Дата-. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие процессуального истца.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ЛИУ » Кузнецова Э.Ф., действующая по доверенности, не возражала против иска, суду пояснила, что проведение аттестации – это обязанность учреждения, учреждение самостоятельно заключает договор на проведение аттестации, на эти цели предусмотрено бюджетное финансирование, по мере поступления средств – администрация учреждения заключает договоры на проведение аттестации, считает, что проведение аттестации в заявленный в иске срок является неисполнимым, необходимо увеличить срок проведения аттестации.

В судебном заседании представитель УФСИН России по УР, ФСИН России Маратканов К.С., действующий на основании доверенности, представил отзыв на исковое заявление в письменном виде, суду пояснил, что бездействие ФКУ ЛИУ-4 не является незаконным, поскольку ответчик является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, без наличия финансирования из средств федерального бюджета не имеет возможности осуществить требования ТК РФ.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно Уставу, Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской республике» (далее по тексту - учреждение) является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (л.д.18-24).

Статья 103 УИК РФ устанавливает обязанность осужденных к лишению свободы, трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда, у прокурора имеются основания для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество осужденных, отбывающих наказание в учреждении, постоянно меняется вследствие их прибытия и убытия из учреждения.

В соответствии с ч.1 ст.102, ч.1 ст.104, ч.1 ст.105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется, в том числе, в части, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

В ст. 209 ТК РФ дано определение понятию охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.

Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии со ст.211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Статьей 209 ТК РФ определено, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -Дата- N342н утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок), введенный в действие с -Дата-

Порядок устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (п. 6 Порядка).

Согласно п.8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В судебном заседании установлено, что ответчиком аттестация рабочих мест по условиям труда проведена не в полном объеме.

Как следует из сообщения начальника учреждения от -Дата- , в учреждении в 2010 году была проведена работа по аттестации рабочих мест по 8 должностям, на которых занято 13 осужденных, не прошли аттестацию в связи с отсутствием бюджетного финансирования 23 должности, которые будут аттестованы после поступления бюджетного финансирования, подлежат аттестации 102 внебюджетных места, в настоящее время на стадии подписания находится договор по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в количестве 9 рабочих мест с ООО НПФ «Ижтрудсервис». В связи отсутствием финансирования остаются неаттестованными 93 рабочих места, аттестация по ним будет проводиться по мере изыскания финансовых средств (л.д.5-6).

Судом установлено, что -Дата- между ООО НПО «Ижтрудсервис» и ответчиком заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведена аттестация рабочих мест по 11 должностям (л.д.33-38).

-Дата- между ООО НПО «Ижтрудсервис» и ответчиком заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведена аттестация рабочих мест по 9 должностям (л.д.28-31).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время администрацией Федерального казенного учреждения «ЛИУ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по УР» не проведена аттестация по условиям труда 102 рабочих мест на предприятии.

Поскольку факт нарушения законодательства ответчиком по обеспечению охраны труда нашел подтверждение в судебном заседании, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

При этом суд учитывает, что ФКУ «ЛИУ » в системе ФСИН имеет статус юридического лица, его учредителем является Российская Федерация, функции учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

В судебном заседании достоверно установлено, и не оспаривается сторонами, что ФКУ «ЛИУ » и УФСИН России по УР, как распорядителями и получателями бюджетных средств, операции по расходованию выделенных ФСИН России денежных средств на проведение аттестации рабочих мест в соответствии с бюджетным законодательством затрачиваются в полном объеме непосредственно на те цели, на которые они были выделены.

Разумность определения размера расходов на содержание исправительных учреждений определяет ФСИН России, непосредственно на содержание исправительных колоний в УР - УФСИН России по УР при предоставлении учреждениям сметы расходов на следующий финансовый год, либо заявок о дополнительном финансировании в текущем году.

В судебном заседании достоверно установлено, что в ФКУ «ЛИУ » постоянно предпринимаются меры и ведутся возможные работы по проведению аттестации рабочих мест, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ответчика, поэтому требования истца в части признания бездействия незаконным удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установленных судом обстоятельствах, с учетом пояснений представителя ответчика, третьего лица, предусмотренных законом процедур, предшествующих проведению аттестации рабочих мест, учитывая финансирование ФКУ «ЛИУ », суд находит необходимым, установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до -Дата-.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний Удмуртской республики» о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению аттестации рабочих мест удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний Удмуртской республики» провести аттестацию рабочих мест, на которых трудоустроены работники из числа осужденных, в срок до -Дата-.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Мотивированное решение изготовлено судьей 27 февраля 2012 года.

Судья Р.Б.Филиппов