РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 апреля 2012 года Индустриальный районный суд г. Ижевска Под председательством судьи Сутягиной С.А., при секретаре Соловьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрягина Николая Андреевича к Администрации Индустриального района г.Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Дрягин Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Индустриального района г. Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, свои требования мотивировал тем, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году на объекте «Укрытие». Гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, один раз на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», реализуемое путем социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В настоящее время истец проживает в комнате площадью 8,9 кв.м в квартире коммунального типа, расположенной по адресу: ..., ул. .../ 4. -Дата- он обратился с заявлением в Администрацию Индустриального района г. Ижевска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ответом главы Администрации от -Дата- в постановке на учет ему отказано на основании, что он должен быть признан малоимущим, и общая площадь жилого помещения не превышает 10 кв.м. на одного человека. Считает, что действия Администрации Индустриального района г. Ижевска по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконны, так как не учтено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право не только малоимущие граждане, но и граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ категории, и такие граждане по своем выбору могут быть приняты на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Такой категории граждан как истец не предоставляются помещения по договору социального найма, им предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения и выдается государственный жилищный сертификат. Кроме того, просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, взыскать судебные издержки с ответчика в его пользу: <данные изъяты> – государственная пошлина, <данные изъяты> – оплата услуг нотариуса по оформлению доверенности. В последующем исковые требования изменены, представитель истца просил признать действия Администрации Индустриального района г. Ижевска по отказу в постановке на учет Дрягина Н.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными, обязать ответчика поставить истца на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с -Дата-, то есть с даты подачи заявления в Администрацию Индустриального района г.Ижевска. Истец Дрягин Н.А., извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца Сармакеев С.П., действующий по доверенности, на иске настаивал. Суду пояснил, что истец проживает в комнате 8,9 кв.м., кухня и коридор – места общего пользования всех жителей. Дрягин Н.А. имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем, ответчик обязан поставить его на такой учет. Нет необходимости признавать истца малоимущим, так как размер его жилой площади ниже учетной нормы. Данное жилье получено истцом до участия в ликвидации аварии, место жительства Дрягин не менял. Истцу, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подвергшемуся воздействию радиации, гарантируется улучшение жилищных условий. Представитель ответчика Черников С.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что истец относится к категории участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Отказ Администрации Индустриального района г. Ижевска в постановке на учет истца основан на том, что участники ликвидации последствий аварии, не вступившие на учет до -Дата-, в обязательном порядке должны проходить процедуру признания их малоимущими. Сертификат выдается лицам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, таковым Дрягин Н.А. не является. Общая площадь жилого помещения, в котором он проживает, составляет 13,6 кв.м., что выше учетной нормы, установленной Решением Городской Думы. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска. Судебным следствием установлено: Дрягин Н.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 года, что подтверждается удостоверением, выданным -Дата-. Дрягину Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение из 1 комнаты в квартире, состоящей из 5 комнат, общей площадью 94,1 кв.м., в том числе жилой площадью 61,7 кв.м. (назначение: жилое, площадь: жилая – 8,9 кв.м., этаж 1) по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права собственности ...), где он проживает. Справка расчетно-информационного отдела от -Дата- подтверждает, что Дрягин Н.А., уроженец УАССР Завьяловского района ст. Ударник, -Дата- года рождения прописан и проживает по адресу: ... зарегистрирован с -Дата-, аналогичные сведения изложены в поквартирной карточке на комнату 4 ..., из которой усматривается, что в ней значится зарегистрированным Дрягин Н.А. с -Дата-. По сведениям ГУП УР «Удмурттехинвентаризация» на -Дата- на территории г. Ижевска Дрягин Н.А., 1-Дата- года рождения, зарегистрированного на праве собственности недвижимого имущества не имеет. По сведениям ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Дрягину Н.А., -Дата- года рождения, принадлежит жилое помещение из 1 комнаты (8,9 кв.м.), в квартире, состоящей из 5 комнат, общей площадью 94,1 кв.м., в том числе жилой площадью 61,7 кв.м. по адресу: УР, ... (основание – договор на право собственности, заключенный с Администрацией Индустриального района г. Ижевска от -Дата-). Дрягин Н.А. обратился с заявлением от -Дата- к главе Администрации Индустриального района, в котором просил поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 года. Письмом от -Дата- № главы Администрации Индустриального района г. Ижевска Зайцевой Л.Е. Дрягину Н.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий поскольку он в установленном порядке не признан малоимущим и обеспеченным менее учетной нормы площади жилым помещением. Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из следующего: В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Заявленный истцом спор об оспаривании отказа Администрации Индустриального района г. Ижевска в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит публично-правовой характер. Учитывая, что истец обратилась в суд в порядке искового производства, и действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового производства, суд полагает, данный спор должен рассматриваться, с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ГПК РФ. К такому выводу суд пришел основываясь на правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее по тексту - Постановление от -Дата- №). В п.9 данного постановления, указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Согласно п.п. 22 и 24 постановления от -Дата- № к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся соблюдение срока обращения с заявлением в суд, при этом по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Действия Администрации Индустриального района г. Ижевска по отказу в постановке Дрягина Н.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий суд признает незаконными. Доводы ответчика Администрации Индустриального района г. Ижевска о том, что на учет могут быть постановленными лишь лица, признанные в установленным порядке малоимущими не соответствует требованиям закона. Из письма Министерства регионального развития РФ №-АД/07 от -Дата- следует, что в соответствии с положениями Закона РФ от -Дата- № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» одним из основных условий наличия права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета для категории граждан – участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий и приравненных к ним лиц, является их постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определены положениями ст.ст. 49,51,52 ЖК РФ, действующего с -Дата-. В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует, так как порядок предоставления жилья предусмотрен по иным федеральным нормам, как лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Но вместе с тем, Дрягин Н.А. не может быть постановлен на учет Согласно п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется «обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до -Дата-, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после -Дата-, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации». Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в Жилищном кодексе РСФСР, который действовал до -Дата- Правительством Российской Федерации -Дата- принято Постановление № «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц», пунктом 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц. Как следует из содержания вышеназванных Постановления и Правил, обеспечение жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до -Дата-, осуществляется путем предоставления им субсидий. Следовательно, постановка на учет происходит по основаниям ст.37, 50, 51, 52 ЖК РФ. В соответствии с п. 4. ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ предусмотрено, что оценка обеспеченности гражданина общей площадью на одного члена семьи осуществляется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, а расчет обеспеченности собственника общей площадью жилого помещения исходя из его доли в праве общей долевой собственности положениями ст.51 ЖК РФ не предусмотрен. В соответствии с п. 1 ст.37 доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В силу п.1,2 ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты; доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире. Пунктом 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилье предоставляется нуждающимся по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Решением Городской думы г. Ижевска от -Дата- установлена на территории г. Ижевска учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Городская Дума г. Ижевска в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Удмуртской Республики «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», руководствуясь Уставом города Ижевска, установила на территории города Ижевска: норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,3 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека; учетную норму площади жилого помещения в размере 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Общая площадь жилого помещения, занимаемого Дрягиным Н.А., составляет более 13,6 кв.м. (жилая площадь – 8,9 кв.м., 4,7 кв.м - места общего пользования), что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, оснований для признания Дрягина Н.А. нуждающимся в жилом помещении не имеется, что влечет за собой отказ в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Администрацию Индустриального района г. Ижевска поставить Дрягина Н.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Принимая во внимание, что основные требования иска удовлетворению не подлежат, со ст. 98 ГПК РФ, следовательно, не подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом, с ответчика в пользу истца Дрягина Н.А. На сновании изложенного, руководствуясь требованиями ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Дрягина Николая Андреевича к Администрации Индустриального района г.Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить частично. Признать действия Администрации Индустриального района г.Ижевска по отказу в постановке Дрягина Николая Андреевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным удовлетворить. В удовлетворении иска о возложении на Администрацию Индустриального района г.Ижевска обязанности поставить Дрягина Николая Андреевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение по делу. Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате. Мотивированное решение суда изготовлено судьей 15.05.2012 года. Судья С.А. Сутягина
Дело №2-841-12
как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям: