№2-1075-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 мая 2012 года г.Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе: судьи Филиппова Р.Б., при секретаре Углановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамоновой ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Парамонова У.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав. Просит признать за ней право на назначение досрочно пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Требование обосновано тем, что она является медицинским работником, отработала в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. -Дата- она обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако Управление вынесло решение № от -Дата- об отказе ей в досрочном назначении пенсии от -Дата- Считает данное решение незаконным, необоснованным и нарушающим ее права. Считает, что периоды работы в должности медсестры санатория «Варзи-Ятчи» с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- подлежат зачету в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 мес., как работа в сельской местности. Периоды работы в санатории «Варзи-Ятчи» подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с учетом того, что санаторий является санаторием для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Просит признать указанное решение Управления незаконным; обязать ответчика досрочно назначить трудовую пенсию по старости В судебном заседании истец Парамонова У.Д. на требованиях иска настаивала, высказала доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменные возражения по иску, где указал, что в рамках предоставленных законом полномочий, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, с учетом которых определяется право на данный вид пенсии. Данный Список составлен по принципу исчерпывающего перечня и расширенному толкованию не подлежит. Законодатель определил единственную организационно-правовую форму - учреждение. С 26.07.1999 года организационно-правовая форма санатория «Варзи-Ятчи» - общество с ограниченной ответственностью. Следовательно, ООО «Варзи-Ятчи» не является учреждением в том понимании, каковое вкладывает в понятие «учреждение» законодатель во всех Списках, соответственно, работа медицинских работников в данной организации с -Дата- не может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из-за несоответствия организационно - правовой формы. Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») (в редакции ФЗ №319-ФЗ от 30.12.2008, действующей на день вынесения решения об отказе истице в назначении пенсии), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях»). В судебном заседании установлено, что истец Парамонова У.Д. с -Дата- осуществляет лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения на должностях среднего медицинского персонала. С -Дата- по -Дата- работала в должности медицинской сестры санатория «Варзи-Ятчи»; с -Дата- по настоящее время работает в должности медицинской сестры в водогрязелечебнице ООО Санаторий «Варзи-Ятчи». -Дата- Парамонова У.Д. обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как работнику, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением Управления от № от -Дата- истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», поскольку ответчиком установлено, что специальный стаж в связи с лечебной деятельностью является недостаточным и составляет менее 30 лет – 15 лет 10 месяцев 20 дн. В медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии ответчиком (Управлением) не включен период работы истца в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата-. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, имеющимися в материалах дела документами и в целом сторонами не оспариваются. Рассматривая настоящее дело, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда, выраженную в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, согласно которой, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано. Рассматривая спорный период работы истицы в санатории «Варзи-Ятчи» с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- суд приходит к следующему. Постановлением Главы Администрации Алнашского района Удмуртской Республики № от -Дата- санаторий «Варзи-Ятчи» реорганизован в ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи». При реорганизации цели и предмет деятельности санатория, а именно: диагностика и лечение больных преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебным питанием и другими методами и т.д., не изменились. Истец непосредственно до реорганизации санатория исполняла обязанности медицинской сестры, впоследствии продолжала заниматься этой же деятельностью, работает по настоящее время. В связи с реорганизацией санатория условия и характер выполняемой истицей работы фактически не изменились. Работа истца в указанной должности ответчиками по существу не оспаривается, подтверждаются имеющимися в материалах дела документами (трудовая книжка, штатным расписанием санатория, тарификационными списками работников санатория). Таким образом, работа истицы в период с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата-, осуществляемая в должности медицинской сестры, медицинской сестры в водогрязелечебнице, подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком №464, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991, предусматривавшем, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Применяя к указанному спорному периоду положения Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 29.01.2004г №-2-П о том, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет. С учетом изложенного, доводы ответчика о невозможности включения в медицинский стаж истицы периода работы с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- ввиду несоответствия организационно-правовой формы санатория «Варзи-Ятчи» (ООО, а не учреждение), как это формально предусмотрено Списками, суд находит несостоятельными. При этом суд отмечает, что пенсионные правоотношения имеют природу, отличную от гражданских правоотношений, в связи с чем, для целей пенсионного законодательства, лечебно-профилактическое (санитарно-эпидемиологическое) учреждение должно быть таковым по роду своей деятельности, а не по организационно-правовой форме. Таким образом, в соответствии с п.2 Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991 №464, подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, период с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца). Рассматривая спорный период работы истицы с -Дата- по -Дата-, суд пришел к следующему. С -Дата- применяется Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, который предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи-специалисты всех наименований, в том числе руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность, и средний медицинский персонал в учреждениях – санатории (курорты): для лечения туберкулеза, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические. Истица Парамонова У.Д. в указанный период и по настоящее время работала и работает в должности медицинской сестры в водогрязелечебницы в многопрофильном санатории «Варзи-Ятчи». Санаторий «Варзи-Ятчи», где в спорный период работала истица, осуществлял и осуществляет лечение (долечивание) больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Причем этот профиль является преимущественным. Эти обстоятельства установлены в судебном заседании, не оспариваются ответчиком в части соответствия наименования должности, которую занимала и занимает истица Спискам должностей и профессий, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и в части наличия профиля санатория для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и подтверждаются следующими доказательствами: - Уставами санатория: Уставом Санатория «Варзи-Ятчи» от -Дата-, согласно которому санаторий осуществляет лечение больных с заболеваниями нервной, костно-мышечной систем, гинекологическими и почечными заболеваниями, преимущественно природными лечебными факторами (минеральные воды, лечебная грязь, климат) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебным питанием и другими методами; - Уставом ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» от -Дата-, согласно которому ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» является универсальным правопреемником предприятия Санаторий «Варзи-Ятчи», основными видами деятельности которого является диагностика и лечение больных преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебным питанием, другими методами; - Уставами ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» в редакции от -Дата-, -Дата-, где прямо указано, что предметом деятельности общества является лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - Лицензиями: 1) от -Дата- серии № со сроком действия до -Дата- с приложением, согласно которому санаторию «Варзи-Ятчи» разрешаются медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение по профилям: терапия, неврология, педиатрия, гинекология, физиотерапия, лечебная физкультура, диетология, стоматология, терапевтическая, традиционная медицинская деятельность, иглорефлексотерапия, массаж, косметология терапевтическая; 2) от -Дата- серии № со сроком действия до -Дата- с приложением от -Дата-, согласно которому ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» разрешаются в том числе следующие виды медицинской деятельности: лечебная физкультура, неврология, педиатрия, терапия, физиотерапия, традиционная медицина: мануальная терапия, медицинский массаж, рефлексотерапия; с приложением от -Дата-, согласно которому ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» разрешается оказывать работы и услуги по оказанию медицинской помощи по специальности травматология и ортопедия. Суд отмечает, что при смене организационно-правовой формы санатория действующая лицензия -Дата- не отзывалась, санаторий продолжал осуществлять медицинскую и лечебную деятельность на основании этой лицензии; 3) от -Дата- серии ФС-1 № со сроком действия до -Дата- с приложением №, в соответствии с которым ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» разрешены работы и услуги, в том числе санаторно-курортная помощь по направлению травматология и ортопедия; Согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 01.07.1996 № 270 «Об утверждении временного перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию в РФ», приказу Министерства здравоохранения РФ от 29.04.1998 № 142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию», приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», в перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, не указывается такой вид деятельности как «лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата». Приказами Минсоцздравразвития РФ №№ 208 и 227 от 22.11.2004 утверждены Стандарты санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, согласно которым этим заболеваниям присвоен XIII класс болезней. Коды этих заболеваний по Международному классификатору болезней (МКБ-10) обозначаются с М02 по М99. К группе таких заболеваний Стандартами отнесены дорсопатии, деформирующие дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, болезни мышц, поражения синовиальных оболочек и сухожилий, другие болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии, нарушения плотности и структуры кости и др. В соответствии с п.1.1 Стандартов при лечении по данному классу заболеваний из расчета 21 день применяются в том числе: прием минеральных вод, воздействие грязью, грязевые ванны, ванны минеральные и др., воздействие ультразвуком, воздействие магнитными полями, мануальная терапия, массаж, диетическая терапия, рефлексотерапия и др. То есть, используются те виды лечения, которые, согласно уставным документам и лицензиям, осуществляются ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» в течение всего спорного периода. Отдельного стандарта санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата не утверждено. Вместе с тем, Списком № предусмотрены санатории (курорты) для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Таким образом, под лечением больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата следует понимать лечение больных с заболеваниями костно-мышечной системы; - архивной справкой Администрации Алнашского района УР о лечении санаторием «Варзи-Ятчи» больных с заболеваниями костно-мышечной системы; - медицинскими отчетами ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» за -Дата-, -Дата-.г.; - сведениями о составе выбывших больных и результатах их лечения за -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата- г.г., в соответствии с которыми в -Дата- году с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани пролечено 1757 взрослых и 43 детей, в -Дата- году – 2227 взрослых и 50 детей, в -Дата- году – 2525 взрослых и 36 детей, в -Дата- году – 1842 взрослых и 32 детей. При этом, проанализировав представленные сведения, суд усматривает, что больные с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, облеченные в санатории за указанные периоды, составляют абсолютное большинство от общего числа облеченных за указанный период больных; - штатными расписаниями санатория «Варзи-Ятчи» за -Дата---Дата-.г., где указаны должности медицинской сестры, - тарификационными списками работников санатория за -Дата---Дата- годы, в соответствии с которыми велся учет стажа медицинских работников санатория, осуществлялась выплата всех надбавок, доплата как медицинским работникам в сельской местности. Таким образом, работа истицы в должности медицинской сестры в водогрязелечебнице в многопрофильном санатории «Варзи-Ятчи», в котором в спорный период осуществлялось и осуществляется по настоящее время лечение по одному из профилей, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка №781, а именно по профилю лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан. Данная позиция суда согласуется и с позицией Верховного Суда РФ, выраженной им в Определении от 05 февраля 2009 года №36-В08-33, согласно которому работа в должности, предусмотренной Списком в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование должностей» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан. С учетом вышеизложенного, довод ответчика о невозможности включения в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с -Дата- по -Дата- ввиду многопрофильности санатория, суд находит несостоятельным. Необоснованны и доводы ответчика о том, что применяемое в Списках понятие учреждения не позволяет относить работу в Обществах с ограниченной ответственностью к льготной деятельности, учитывая, что ООО «Санаторий «Варзи -Ятчи» осуществляет коммерческую деятельность и не является учреждением в смысле ст.120 ГК РФ, поскольку пенсионные правоотношения имеют иную природу, отличную от гражданских правоотношений, необоснованным является утверждение ответчика о тождестве предусмотренного Списками понятия учреждений и понятия учреждений как вида некоммерческих организаций, предусмотренного в ст.120 ГК РФ. Позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. №11-П, также позволяет сделать вывод о том, что утвержденные Правительством РФ Списки, определяющие применительно к пенсионному обеспечению понятие «учреждения здравоохранения», позволяют отнести к данным учреждениям и коммерческие организации здравоохранения. Кроме того, Федеральным Законом от 28.12.2008 г. № 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный Закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и из подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27, регулирующие условия назначения досрочной трудовой пенсии педагогических работников и лиц, осуществлявших лечебную деятельность исключено указание на «государственные и муниципальные учреждения», тем самым законодатель уравнял право на пенсионное обеспечение лиц, работающих в учреждениях с различной организационно-правовой формой деятельности. В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее. На момент обращения истицы Парамоновой У.Д. в Управление за назначением пенсии -Дата-, ответчик засчитал ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 15 лет 10 месяцев 20 дней. Дополнительно к этому суд признал подлежащим зачету в вышеуказанный стаж следующие периоды: с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- – период работы в ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» в должности медицинской сестры в льготном исчислении; с -Дата- по -Дата- – период работы в ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» в должности медицинской сестры в водогрязелечебницы в льготном исчислении, а всего: 12 лет 02 мес. 01 день (календарно) + 3 года 15 дн. = 15 лет 02 мес. 16 дн. (льготное исчисление). Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составлял: 15 лет 10 мес. 20 дн. (зачтено Управлением) + 15 лет 02 мес. 16 дн. (по настоящему решению) = 31 г. 01 мес. 08 дн. Таким образом, стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в городах, сельской местности, составляет у Парамоновой У.Д. более 30 лет, что соответствует условиям назначения пенсии, установленным п.п. 20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», поэтому отказ Управления в назначении истице досрочно трудовой пенсии по старости суд считает незаконным. В соответствии со ст.ст.94, 98, 100 ГПК РФ, поскольку судебное решение состоялось в пользу истца, с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, расходы на оформление нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Парамоновой ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе в назначении досрочной пенсии Парамоновой ФИО1. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики назначить Парамоновой ФИО1 досрочно трудовую пенсию бессрочно с момента возникновения права, то есть с -Дата-, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности поселках городского типа, независимо от их возраста. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Парамоновой ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб., расходы на оформление нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения через районный суд. Решение изготовлено судьей в совещательной комнате. Судья Р.Б. Филиппов
с момента возникновения права на пенсию; взыскать с ответчика в счет расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> руб., в счет оплаты государственной пошлины <данные изъяты> руб., в счет оплаты услуг нотариуса по оформлению нотариальной доверенности <данные изъяты> руб.