№ 2-1264/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «09» июля 2012 года г. Ижевск Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А., пре секретаре судебного заседания Злобиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко Светланы Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в связи с исключением из подсчета стажа периодов периоды работы истца с -Дата- по -Дата- в качестве тренера-преподавателя и педагога-организатора МОУД детско-подросткового реабилитационного центра «Надежда». Истец считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, т.к. по роду своей уставной деятельности, целей и задач, реализуемых учреждением, клуб «Надежда», в котором работает истец, оказывает образовательные услуги, занимается развитием, образованием детей и подростков, т.е. является учреждением для детей. Согласно функциональным обязанностям педагога-организатора, истец фактически занималась педагогической деятельностью, по существу выполняла работу в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, включаемой в Список должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства от -Дата- №. Просит признать незаконным решение ответчика № от -Дата-, обязать ответчика досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права бессрочно. В судебное заседание не явился истец Романенко С.А., извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебное заседание не явился представитель третьего лица МБОУ «Центр дополнительного образования детей и взрослых «Надежда», извещался о времени и месте рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлением об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц. Истец Романенко С.А. в судебном заседании -Дата- на удовлетворении исковых требований настаивала, суду пояснила, что в должности педагога организатора осуществляла педагогическую деятельность: разрабатывала и реализовывала программы работы с детьми и их родителями, непосредственно проводила занятия с детьми на летней площадке, в летнем лагере. Каждый пять лет она повышает уровень профессиональной квалификации в институте усовершенствования учителей, как педагог она получает повышенную заработную плату, ей предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 42 дня. Программы, разрабатываемые истцом, утверждаются Министерством образования УР. Выполняемая ею работа имеет тождественность с внеклассной и внешкольной работой. Тренером-преподавателем истец работала с 2003 года, потом была переведена на должность педагога- организатора, по которой она совмещала работу руководителя с педагогической деятельностью. В судебном заседании представитель истца Задворкина Т.О., действующая на основании доверенности, просила исковые требования удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, представила в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых указала на законность вынесенного ответчиком решения, дополнительно пояснила, что педагог-организатор – это руководящая должность, которой нет в Списке, утвержденном постановлением Правительства №. Факт работы истца в детском образовательном учреждении не оспаривает, считает, что данное учреждение относится к учреждениям дополнительного образования. Поскольку должность педагога- организатора не содержится в Списке №, период работы истца в данной должности не подлежит зачету в педагогический стаж. Также не подлежит включению в педагогический стаж период работы истца в должности тренера- преподавателя, так как не выполняется условия включения данной должности в соответствии с п.12 Правил №: с -Дата- по -Дата- истец работала в должности воспитателя детского сада, а не в должности и учреждении дополнительного образования для детей, на -Дата- педагогический стаж истца составлял 15 лет 01 месяц, что менее 16 лет 8 месяцев. Представитель третьего лица МБОУ «Центр дошкольного образования детей и взрослых «Надежда» Николаева Н.Е., действующая на основании Устава, исковые требования поддержала как законные и обоснованные, суду пояснила, что истец выполняла педагогические функции, за работу с детьми истец получала доплаты в соответствии с Положением об оплате труда. Должность истца включена в общее с другими педагогами штатное расписание, продолжительность ее отпуска составляет 42 дня, как у других педагогических работников. Признает, что должность педагога-организатора отсутствует в Списке, дающем право на досрочное назначение пенсии, и что должность истца не была приведена работодателем в соответствие со Списком №. Данная должность была сохранена в штатном расписании учреждения, поскольку предусмотрена законодательством УР, оплата по данной должности позволяет производить доплаты к заработной плате. Данное обстоятельство было известно истцу. Несмотря на то, что названии учреждения имеются указания на направление деятельности как дополнительного образования, так и реабилитации, считает, что клуб «Надежда» относится к учреждениям дополнительного образования. Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, третьего лица, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела: Согласно трудовой книжки серии АТ- III №, и трудового договора № от -Дата- и дополнительного соглашения в нему № от -Дата-, Романенко Светлана Анатольевна, -Дата- года рождения, работала в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-подростковый реабилитационный центр «Надежда» в период: - с -Дата- по -Дата- в должности тренера-преподавателя; - с -Дата- по настоящее время в должности педагога-организатора. Согласно приказа №-О от -Дата- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-подростковый реабилитационный центр «Надежда» переименовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей и взрослых «Надежда». -Дата- истец обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. -Дата- решением № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в должности тренера-преподавателя и педагога-организатора детско-подросткового центра «Надежда». Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 20 лет 03 месяца 07 дней. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики № от -Дата- в п. 1, 2 абз 5 стр. 3 решения № от -Дата- исправлены описки. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от -Дата- за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-. Суд считает, что ответчиком правомерно не включены в педагогический стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы истца в должности тренера-преподавателя и педагога- организатора в МОУ ДОД ДПРЦ «Надежда». Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от -Дата- N 781 утвердило Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Согласно п. 3 указанных Правил, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Должность тренер-преподаватель, в которой истец работала в МОУ ДОД «Надежда», указана в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка №. При этом в обоснование требований истцом указано, что наименование учреждения, в котором она осуществляет свою деятельность, содержится в двух разделах списка, а именно: п. 2 «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» и п.п. 1.11 списка «Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». В соответствии со ст. 12 Закона «Об образовании» от -Дата- N 3266-1, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Согласно п. 5 ст. 12 названного Закона деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Согласно ст. 4 Закона об образовании, к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. В соответствии со ст. 5 Основ законодательства Союза ССР и Союзных Республики о народном образовании от 19 июля 1973 года N 4536-VIII, внешкольное воспитание является единой системой образования. Примерный перечень внешкольных учреждений утвержден Приказом Гособразования СССР от 23.04.1990 N 280. С учетом вышеуказанных нормативных актов, а также целей, основных задач и видов деятельности МОУ ДОД «Надежда», определенных в Уставе учреждения, с учетом пояснений представителя третьего лица Николаевой Е.Н. в части профиля деятельности учреждения, суд приходит к выводу, что муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-подростковый реабилитационный центр «Надежда» является учреждением дополнительного образования детей (внешкольным учреждением), т.е. относится к категории учреждений, указанных в разделе 2 «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В соответствии с п. 12 Правил № работа истца в должности тренера-преподавателя в учреждении дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) за период с -Дата- может быть засчитана в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на -Дата- у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с -Дата- по -Дата- в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. На -Дата- у Романенко С.А. педагогический стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, составлял 15 лет 1 месяц 20 дней, что менее требуемых 16 лет 8 месяцев. Кроме того, согласно трудовой книжке серии АТ- III №, Романенко С.А. в период с -Дата- по -Дата- работала в должности воспитателя детского сада №, т.е. в должности и учреждении, которые не указаны в в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Таким образом, условия, установленные в п. 12 Правил №, истцом не выполнены, что исключает возможность включения работы истца в должности тренера-преподавателя в МОУ ДОД «Надежда» в период с -Дата- в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в должности педагога- организатора учреждения дополнительного образования детей. Работодателем не было приведено в соответствие со Списком № наименование должности истца. В обоснование исковых требований истец указывает на тождественность выполняемых функции педагога-организатора и функций организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, работа по которой засчитывается при исчислении в педагогический стаж в соответствии со Списком №. Суд считает данные доводы истца не состоятельными по следующим основаниям. Постановлением Правительства УР от 30.05.2005 N 88 "О примерных штатных расписаниях учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью" постановлено, что в штатные расписания учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, могут включаться должности педагога- организатора наряду с педагогами дополнительного образования и тренерами преподавателями. Согласно Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от -Дата- N 761н, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержатся квалификационные характеристики должностей педагогических работников, в том числе, педагога- организатора. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Согласно должностной инструкции педагога-организатора, осуществляющего руководство клубом, с которой истец была ознакомлена -Дата-, в должностные обязанности Романенко С.А. входит: руководство деятельностью структурного подразделения МОУДОД ДПРЦ «Надежда», обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния помещений клуба в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности; организация образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с подразделениями учреждения, а также с другими организациями и учреждениями по вопросам, входящим в компетенцию подразделения; составление и предоставление на утверждение планов ежемесячной, квартальной, годовой работы и отчет о проделанной работе подразделении; внесение предложений руководству учреждения по подбору, расстановке и перемещению кадров, принятие мер по обеспечению подразделения квалифицированными кадрами; обеспечение организации работы творческих объединений, спортивных секций для детей, подростков, молодежи; изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей детей. подростков и молодежи в учреждении и по месту жительства, создание условий для их реализации в различных видах творческой, спортивной деятельности; организация деятельности лагерей в каникулярное время; проведение мероприятий по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы структурного подразделения; обеспечение подразделения мебелью, хозяйственным инвентарем, канцелярскими принадлежностями; руководство работами по благоустройству, озеленению и уборке территории; выполнение работы по организации табельного учета, составления графиков отпусков и распорядка рабочего времени. Должностные обязанности истца как педагога-организатора предусматривают выполнение работ по организации, контролю, руководству образовательной и административно-хозяйственной деятельности учреждения. При этом в должностные обязанности Романенко С.А. как педагога- организатора не входит осуществление непосредственно педагогической деятельности, т.е. деятельности, непосредственно связанной с образовательным процессом, обучением, преподаванием. Исходя из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года № 8-П, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости -предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Для граждан, которые в период до -Дата- занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство РФ в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после -Дата- в этой должности. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с -Дата- по -Дата- занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность преподавателя после -Дата-. Кроме того, согласно п.3 Правил №781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Согласно Списка № должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» указана в пункте 1 раздела "Наименование должностей", который относится к учреждениям, указанным в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений", куда не входят учреждения дополнительного образования детей. При указанных обстоятельствах оснований для установления тождественности выполняемых истцом функций по должности педагога- организатора функциям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми суд не усматривает, в связи с чем отсутствуют основания для включения периода работы истца в должности педагога- организатора в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку вынесенное -Дата- ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истцу соответствует требованиям пенсионного законодательства, исковые требования Романенко С.А. о признании незаконным решения ответчика № от -Дата-, а также о понуждении ответчика досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права бессрочно удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В исковых требованиях Романенко Светланы Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным и понуждении к назначению пенсии с момента возникновения права на пенсию – отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено судьей в окончательной форме 18 июля 2012 года. Судья Сентякова Н.А.