о защите прав потребителей



2-900/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2012 года г.Ижевск

Индустриальный районный суд Удмуртской республики в составе

председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.

при секретаре Ложкиной И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетниковой Татьяны Вячеславовны, Соломенниковой Татьяны Александровны, Юнусовой Гузяль Габбасовны, Гомоюновой Людмилы Петровны, Мещеряковой Екатерины Андреевны к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о защите прав потребителей

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Решетникова Т.В., Соломенникова Т.А., Юнусова Г.Г. обратились в суд с иском к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о защите прав потребителей. Свои требования мотивировали тем, что истцы являются потребителями коммунальных услуг, в том числе услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

04.10.2011 потребитель Решетникова Т.В. обратилась в ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах тепловой энергии, отпущенной потребителям д.233 по прибору учёта с октября 2009 года с разбивкой по месяцам. До истечения 10 дней информация (на 9 листах) была вручена Решетниковой Т.В. лично.

31.10.2011 потребитель Соломенникова Т.Л. обратилась в ООО «УКС» с аналогичным запросом по д. 177 по ул. 9 января. Информация потребителю Соломенниковой Т.Л. в установленный законом срок не была предоставлена. Информация была предоставлена 30.11.2011 только по запросу мирового судьи Индустриального района.

19.12.2011 потребитель Юнусова Г.Г. обратилась в ООО «УКС» с аналогичным запросом по д.243 по ул. 9 января г. Ижевска. Информация Юнусовой в установленный законом срок не предоставлена.

19.12.2011 потребители Решетникова и Соломенникова обратились в ООО «УКС» за дополнительной информацией (2008-2009 г.г.), а также за разъяснениями по ранее предоставленной информации.

Ответом от 28.12.2011 г.(отправлен из УКСа 13.01.2012) Решетниковой Т.В. было отказано в предоставлении и разъяснении информации по мотиву отсутствия у собственников непосредственных прямых договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.

Потребителю Соломенниковой Т.А. ответ и информация в установленный законом срок не направлены.

Считают бездействие ООО «УКС» по предоставлению информации потребителям Соломенниковой Т.А., Юнусовой Г.Г., отказ ООО «УКС» в предоставлении информации и разъяснении ранее выданной информации потребителю Решетниковой неправомерными, нарушающими порядок, установленный законодателем.

Не может быть признана состоятельной ссылка ответчика в ответе-отказе, данном потребителю Решетниковой, на возможность получения информации только от управляющей организации по письменному запросу собственника помещения в многоквартирном доме.

Во-первых, в соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) и Законом РФ «О защите прав потребителей» именно гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, является потребителем.

Во-вторых, информация предоставляется по запросу не только собственников, но и нанимателей жилых помещений, поскольку все они являются потребителями коммунальных услуг.

В-третьих, в соответствии со ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать информацию любым законным способом.

В-четвёртых, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями коммунального комплекса (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140) обязанность по раскрытию информации, то есть по обеспечению доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации, возложена именно на регулируемые организации.

В-пятых, в соответствии с пунктами 63-67 Стандарта, определяющими порядок раскрытия информации по письменным запросам потребителей, именно граждане и именно от регулируемой организации имеют право получить информацию в срок не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса.

В 2006 году собственниками д.233 управляющей организацией было избрано МУП «ЖРП №8», правопреемником которого является ЗАО «ЖРП №8», владеющее производственной базой, техникой, механизмами, офисным помещением (примерно 900 кв.м.) по адресу ул.Буммашевская, д.38. В декабре 2008 года денежные средства потребителей д.233 вообще ушли в некое ОАО «ЖРП №8». С января 2009 года собственники д.233 по непонятной причине решили избрать другую управляющую организацию - ООО УК «ЖРП-8», в распоряжении которой не было никакого имущества.

Попытки Решетниковой Т.В. истребовать какую-либо информацию у предыдущей управляющей организации не увенчались успехом, письмо с адреса ул. Буммашевская, 38 вернулось невручением по причине «Нет такой организации».

Действиями (бездействием) ответчика существенно нарушаются права и законные интересы истцов, как потребителей коммунальных услуг на получение достоверной информации, нарушается конституционное право граждан на свободный поиск и получение информации любым законным способом.

Неправомерными действиями (бездействием) ответчика причиняется моральный вред. Истцы чувствуют себя беспомощными перед правовым нигилизмом ответчика, беспомощными в реализации своих неотъемлемых прав, униженными неуважением к себе, теряют уважение к себе, уважение к Закону. Истцы стали мнительными, подозрительными: если так ревностно охраняется информация об объёмах потребления теплоэнергии, оплаченной истцами, то каковы масштабы сокрытых объёмов, каковы масштабы неосновательного обогащения, масштабы переплаты потребителями денежных средств за теплоэнергию. Возникает неприятное подозрение в наличии сговора между ООО «УКС» и управляющими организациями по сокрытию информации, имеющего признаки коррупции.

Ответчик в своём отказе, применив множество нормативно-правовых актов, намеренно не применил тот Стандарт, который утверждён специально для него, и истцам трудно жить с ощущением, что их постоянно обманывают, пытаются ввести в заблуждение, неприятно осознавать всю тщетность, неэффективность усилий, предпринимаемых государством в целях защиты прав потребителей, пока существуют такие регулируемые организации, как ООО «УКС». Причиняемый действиями (бездействием) ответчика моральный вред оценивают в следующих размерах: <данные изъяты>. - Решетниковой Т.В., <данные изъяты>. - Соломенниковой Т.А., <данные изъяты>. - Юнусовой Г.Г. Просят

1. Признать отказ ООО «УКС» в предоставлении и разъяснении информации по запросу от 19.12.2011 потребителя Решетниковой Т.В. неправомерным, существенно нарушающим права и законные интересы потребителя Решетниковой Т.В., причиняющим Решетниковой Г.В. моральный вред.

2. Признать бездействие ООО «УКС» по предоставлению информации потребителям Соломенниковой Т.Л. и Юнусовой Г.Г. по запросам от 19.12.2011 в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд неправомерным, существенно нарушающим права и законные интересы Соломенниковой Т.Д. и Юнусовой Г.Г., причиняющим им моральный вред.

3. Обязать ООО «УКС» устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов потребителей Решетниковой Т.В., Соломенниковой Т.А., Юнусовой Г.Г. немедленным всесторонним иобъективным рассмотрением по существу запросов потребителей от 19.12.2011 и предоставлением Решетниковой Т.В., Соломенниковой Т.А., Юнусовой Г.Г. полной, достоверной информации и разъяснений по существу всех вопросов, поставленных в обращениях.

4. Взыскать с ООО «УКС» денежную компенсацию причинённого истцам морального вреда в следующих размерах: Решетниковой ТВ. - <данные изъяты> Соломенниковой Т.А. - <данные изъяты>., Юнусовой Г.Г. - <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела иск Решетниковой Т.В., Соломенниковой Т.А. к ООО «Удмуртские коммунальные системы» был объединен с иском к Гомоюновой Л.П., Мещеряковой Е.А. о защите прав потребителей. Свои требования Гомоюнова Л.П., Мещерякова Е.А. мотивировали тем, что истцы являются потребителями коммунальных услуг, в том числе услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

27.12.2011 потребители Гомоюнова и Мещерякова обратились в ООО «УКС» (регулируемая организация) за доставлением информации об объёмах тепловой энергии, отпущенной потребителям д.32 по ул. Буммашевской и д.274 по. К.Маркса за 2009-2011 годы.

Ответами от 25.01.2012 №14-22-128 гражданам РФ - потребителям было отказано в предоставлении информации по мотиву отсутствия у собственников непосредственных прямых договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.

Считают бездействие ООО «УКС» по предоставлению информации потребителям Гомоюновой Л.П., Мещеряковой Е.А., отказ ООО «УКС» в предоставлении информации неправомерными, нарушающими порядок, установленный законодателем.

Обоснование требований аналогично изложенным в иске Решетниковой Т.В., Соломенниковой Т.А., Юнусовой Г.Г. Просят суд

1.Признать отказ ООО «Удмуртские коммунальные системы» в предоставлении информации по запросам от 27.12.2011 г.
потребителей Гомоюновой Л.П.. Мещеряковой Г.Л. неправомерным, существенно нарушающим права и законные интересы
потребителей, причиняющим Гомоюновой Л.П. Мещеряковой Е.А. моральный вред.

2.Обязать ООО «УКС» устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов потребителей
Гомоюновой Л.П.. Мещеряковой Е.А. немедленным всесторонним и объективным рассмотрением по существу запросов потребителей от 27.12.2011 и предоставлением Гомоюновой Л.П. и Мещеряковой Е.А. полной, достоверной информации по существу всех вопросов, поставленных в обращениях.

3.Взыскать с ООО «УКС» денежную компенсацию причинённого истцам морального вреда в следующих размерах: Мещеряковой Е.А. - <данные изъяты>., Гомоюновой Л.П. - <данные изъяты>.

В судебном заседании истцы Юнусова Г.Г., Гомоюнова Л.П. заявленные требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Истцы Решетникова Т.В., Соломеникова Т.А., Мещерякова Е.А., будучи уведомленными о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.

Третьи лица ООО «УК ЖРП-8» (ООО «Правовед»), ООО «Спектр», МАУ ГЖУ, будучи уведомленными о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители ООО «Удмуртские коммунальные системы» в судебном заседании иск не признали, пояснили, что исковые требования Решетниковой Т.В., Соломенниковой Т.А., Юнусовой Г.Г. являются законными и необоснованными, по следующим основаниям:

1) Истцы ссылаются на то, что «гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд являются потребителем и имеет право получать информацию об объемах тепловой энергии, отпущенной на конкретный многоквартирный жилой дом».

В тоже время вывод истца не соответствует действующему законодательству. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения потопления.

Исходя из вышеизложенного, потребителем услуг по теплоснабжению может быть как физическое, так и юридическое лицо.

В свою очередь, согласно п.1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее по тексту - Правила) Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность и др.

Пункт 3 вышеуказанных Правил устанавливает, что под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо (в том числе управляющая организация) независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, Правила выделяют отдельно понятие «ресурсоснабжающая организация», под которой понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Таким образом, действующее законодательство выделяет следующую схему договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг:

- договор оказания коммунальных услуг - заключается между потребителем и Исполнителем (управляющей организацией);

- договор энергоснабжения - который может быть заключен между Исполнителем (управляющей организацией) и регулируемой (ресурсоснабжающей) организацией.

Следует заметить, что в двух случаях регулируемые организации могут вступать в непосредственные договорные отношения с потребителями:

1)               Если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников было выбрано непосредственное управление в качестве способа управления многоквартирным домом.

2)               Если потребителем является собственник жилого дома, который не имеет заключенного с тем или иным исполнителем (управляющей организацией) договора оказания коммунальных услуг.

Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 " О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждении постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома.

В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Поскольку в многоквартирных жилых домах, в которых проживают истцы, в качестве способ управления выбраны управляющие организации (ООО УК «ЖРП-8», 000 «Спектр»), то субъекта предоставления информации по письменным запросам потребителей о количестве потреблении, ресурса по многоквартирному жилому дому является именно управляющая организация, a не регулируемая организация (ООО «УКС»).

2) Истец в исковом заявлении указывает на нарушение ответчиком «Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополии осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №1140 (далее по тексту - Стандарты).

Согласно пункту 2 Стандартов под раскрытием информации в данном документе понимаете обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта ООО «Удмуртские коммунальные системы» в полном объеме раскрывает необходимую информацию путем размещения на официальном сайте www.udmks.ru в разделе «Раскрытие информации», а также путем направления специальных форм, утвержденных РЭК УР.

Кроме того, согласно пункту 10 Стандартов Перечень информации, подлежащей раскрытию, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается, в том числе путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.

Поскольку граждане-собственники помещений в многоквартирных жилых домах не являются потребителями товаров и услуг регулируемых организаций с позиции вышеуказанных стандартов, то считает, что ООО «УКС» правомерно отказал истцам в запрашиваемой информации.

3)Истцы указывают, что бездействиями ответчика им был причинен моральный вред и просят взыскать с ООО «УКС» денежную компенсацию морального вреда.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ моральный вред, если гражданину, причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица которому причинен вред.

Для возложения на ответчика ответственности по компенсации истцу морального вреда предусмотренного статьей 151 ГК РФ, необходимо наличие доказанности совокупности следующих условий: факта наступления вреда, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, размер вреда и наличие вины причинителя вреда.

Следует заметить, что доказательств наличия необходимой совокупности условий для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда, истцами суду не представлено, кроме того, истцами не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые по своей сути подпадают под признаки нравственных и физических страданий.

Из содержания искового заявления следует, что истец связывает причинение ему морального вреда с переживаниями, связанными с ощущением беспомощности в связи с невозможностью получить информацию.

В тоже время, исходя из положений статьи 151 ГК РФ, денежная компенсация морального вреда присуждается, если он причинен гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Их перечень приведен в статье 150 ГК РФ: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и другое.

Указанные истцом переживания по своему содержанию не являются физическими или нравственными страданиями, которые в соответствии со статьей 151 ГК РФ являются основанием для денежной компенсации морального вреда.

Кроме того в действиях ответчика отсутствует вина, поскольку ответчик не является субъектом предоставления информации, указанной в исковом заявлении. Истцы имеют возможность обратиться за получением заявленной информации в свою управляющую компанию. Исходя из вышеизложенного считают требования о компенсации морального вреда необоснованными и подлежащим отклонению. Просит в исковых требованиях к ООО «УКС» отказать в полном объеме.

Также представителем ответчика представлены дополнительные пояснения по иску, согласно которым с 1 января 2008 года ООО «УКС» является энергоснабжающеи организацией потребителей, чьи теплопотребляющие установки присоединены к муниципальным распределительным сетям г. Ижевска, переданным ООО «УКС» в аренду.

Согласно заключенным договорам теплоснабжения, его сторонами являются юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность: ресурсоснабжающая организация (ООО «УКС») и управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг). Предметом договора теплоснабжения является купля-продажа коммунальных ресурсов, тепловой энергии и горячей воды, используемых для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п.49 пп. «в» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Постановление Правительства № 307 от 23.05.2006 г. «О правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» различает два понятия - «коммунальная услуга» (деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях) и «коммунальный ресурс» (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемое для предоставления коммунальных услуг).

Исходя из вышеизложенного, необходимо рассматривать отношения между ресурсоснабжающими организациями - управляющими организациями и управляющими организациями - потребителями коммунальных услуг (гражданам) отдельно.

В первой ситуации отношения строятся на договорах купли-продажи соответствующих видов ресурсов, а во втором случае отношения могут выстраиваться, например, в рамках договора управления многоквартирным жилым домом, предусмотренным статьей 162 Жилищного кодекса РФ.

Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между гражданами - потребителями коммунальных услуг и управляющими организациями - исполнителями коммунальных услуг, возникающие в связи с предоставлением коммунальных услуг. Отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями - исполнителями коммунальных услуг регулируются Гражданским кодексом РФ и иными нормативными актами, регламентирующими отношения по энергоснабжению.

В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвовавших в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Оказание гражданам, использующим коммунальные услуги для личных, семейных, домашних иных нужд, услуг по горячему водоснабжению не является видом уставной деятельности ООО «УКС».

В соответствии со статьей 129, 455 ГК РФ, а также Законом «О защите прав потребителей» под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

Согласно Разъяснениям "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденных Приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160, в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и специальному закону.

Исходя из норм действующего гражданского законодательства, регулирующего отношения по энергоснабжению, с учетом Разъяснений ГАК РФ, изложенных в приказе от 20.05.1998 г. № 160, следует вывод, что нормы Закона "О защите прав потребителей" и принятых в соответствии с ним иных правовых актов в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, применяются к отношениям по энергоснабжению между энергоснабжающими организациями и абонентами-гражданами.

Энергоснабжающие организации и потребители коммунальных услуг (физические лица) -собственники помещений в многоквартирном жилом доме, не избравшие в качестве способа управления непосредственное управление, не связаны между собой какими-либо отношениями. Граждане платят управляющей организации за коммунальные услуги, а управляющие организации в свою очередь покупают у энергооснабжающей организации коммунальный ресурс (тепловая энергия, горячая вода).

Следовательно, к рассматриваемым отношениям, ввиду отсутствия у ООО «УКС» потребителей, избравших в качестве способа управления многоквартирным жилым домом непосредственное управление, нормы Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и Закон о защите прав потребителей не применимы.

Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном жилом доме договора управления, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, тепловой энергии непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

В письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 №4967-СК/07, содержащем в соответствии с п.6 Постановления №307 от 23.05.2006 разъяснения по применению п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, указано, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие в многоквартирном жилом доме, получают от управляющих организаций коммунальную услугу (теплоснабжение, горячее водоснабжение). Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию об услуге.

В свою очередь, между ООО «УКС» и ресурсоснабжающими организациями заключен договор купли-продажи коммунального ресурса (тепловая энергия, горячая вода), в котором прописаны все основные параметры коммунального ресурса (температурный режим, порядок подачи, приостановления подачи коммунального ресурса и др.). То есть по данному договору управляющая организация выступает как покупатель, а ресурсоснабжающая организация -продавец.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация предоставляет управляющей компании полную и достоверную информацию о товаре. В свою очередь, управляющая компания обязана предоставлять полную и достоверную информацию потребителю о коммунальной услуге в установленном законом порядке.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, включая их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами оказания коммунальных услуг.

В соответствии со ст.10 ч.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Согласно статье 541 и 542 Гражданского кодекса РФ в качестве основных параметров тепловой энергии как товара выступает количество, качество тепловой энергии, а также режим подачи тепловой энергии.

Исходя из положений статьи 10 Закона о защите прав потребителей в отношении тепловой энергии как товара установлен специальный перечень и способы раскрытия информации до потребителя - а именно Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 (далее - Стандарты № 1140).

ООО «УКС» предоставило соответствующую информацию о тепловой энергии как о товаре путем раскрытия информации в полном объеме путем размещения на Интернет-сайте ООО «УКС». Информация об объеме тепловой энергии, поставленной на многоквартирный жилой дом и иные разъясняющие эту информацию данные, не относится к перечню информации, подлежащей обязательному раскрытию.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Исходя из вышеизложенных определений гражданин - собственник жилого помещения, не имеющий собственных теплопотребляющих установок, не относиться к потребителям тепловой энергии с точки зрения Стандартов № 1140.

Таким образом, в отношении предоставления такого специфического товара как тепловая энергия действуют специальные правовые нормы (закон о теплоснабжении, стандарты раскрытия информации для организаций коммунального комплекса), которые не обязывают теплоснабжающие организации отвечать на письменные запросы граждан - о количестве тепловой энергии, поставленной на многоквартирный жилой дом.

Представитель ЗАО Технический центр «ЖРП №8» в судебном заседании поддержала доводы представителей ООО «УКС», просила суд в иске отказать.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы гражданского дела, исследовав обстоятельства по делу, приходит к следующему:

31.10.2011 г. Соломенникова Т.А. обратилась в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с запросом о предоставлении информации по объемам тепловой энергии, отпущенной потребителям по д.177 по ул. 9-е Января.

Информация Соломенниковой Т.А. предоставлена не была.

19.12.2011 г. Юнусова Г.Г. направила в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» запрос о потреблении тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения домом № 243 по ул. 9-е Января г.Ижевска за 2008г.-2011гг. с разбивкой по месяцам (с разделением жилых и нежилых помещений).

Информация в установленный срок предоставлена не была.

19.12.2011 г. Соломенникова Т.А. и Решетникова Т.В. обратились в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с запросами о предоставлении дополнительной информации о потреблении тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения домами по ул. 9-е Января, 233 и ул. 9-е Января, 177 с января 2008г. по декабрь 2009г. с разбивкой по месяцам и разделением на жилые и нежилые помещения, а также просили дать разъяснения по ранее предоставленной информации по потребленной тепловой энергии.

28.12.2011 г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» Решетниковой Т.В. был направлен отказ в предоставлении информации со ссылкой на то, что Решетникова Т.В. должна получать указанную информацию в своей управляющей компании.

Соломенниковой Т.А. ответ за запрос от 19.12.2011 г. направлен не был.

27.12.2011 г. Гомоюнова Л.П. и Мещерякова Е.А. обратились в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлением о предоставлении информации об объемах тепловой энергии, отпущенной потребителям д. 32 по ул. Буммашевская и д. 274 по ул. К. Маркса за 2009-2011гг.

Ответом от 25.01.2012 г. № 14-22-128 Гомоюновой Л.П. и Мещеряковой Е.А. в предоставлении информации было отказано по мотиву отсутствия у собственников непосредственно прямых договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.

Истцы считают, что ответчик не имеет права отказать им в предоставлении вышеуказанной информации, а его отказ в предоставлении является незаконным.

Постановлением Правительства от 30.12.2009 г. № 1140 утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» согласно которому организации коммунального комплекса, к которым относятся и ООО «Удмуртские коммунальные системы», должны обеспечить доступ к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

В соответствии с пп. «в» п.3 Стандарта Регулируемыми организациями информация раскрывается в том числе и на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.

Учитывая, что Юнусова Г.Г., Решетникова Т.В., Соломенникова Т.А., Гомоюнова Л.П., Мещерякова Е.А. являются непосредственными (конечными) потребителями услуг ООО «Удмуртские коммунальные системы» как собственники жилых помещений, они имеют право на получение информации в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии в многоквартирные дома, в которых они проживают.

В соответствии с п.11 Стандарта в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация:

а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);

б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;

д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения;

е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;

ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.

В частности п.14 Стандарта установлено, что информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), содержит сведения в том числе сведения об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, в том числе об объемах, отпущенных по приборам учета и по нормативам потребления (расчетным методом) (тыс. Гкал).

Также с соответствии с п.22 Стандарта в сфере горячего водоснабжения раскрытию подлежит информация:

а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);

б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;

д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе горячего водоснабжения;

е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;

ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 25 Стандарта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) в том числе содержит сведения об объеме покупаемой тепловой энергии (мощности), используемой для горячего водоснабжения (тыс. Гкал (Гкал/ч)).

При этом предоставление информации организацией коммунального комплекса осуществляется в письменной форме посредством направления в адрес потребителя почтового отправления, либо выдачей лично потребителю по месту нахождения регулируемой организации не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса, либо направлением раскрываемую в соответствии с настоящим документом информации в адрес потребителя согласно избранному потребителем способу получения информации. (пп. 64, 67 Стандарта).

Учитывая, что в установленные законом сроки запрашиваемая потребителями информация предоставлена не была, суд полагает отказ ООО «УКС» в предоставлении и разъяснении информации по запросу от 19.12.2011 потребителя Решетниковой Т.В., по запросу Гомоюновой Л.П., Мещеряковой Е.А. от 17.12.2011 г. неправомерным, бездействие ООО «УКС» по не предоставлению информации потребителям Соломенниковой Т.Л. и Юнусовой Г.Г. по запросам от 19.12.2011 г. в установленный законом срок незаконным.

Поскольку не предоставление информации потребителям в установленные сроки нарушают их права потребителя, в частности право на информацию, предусмотренное ст.8 Закона о защите прав потребителя, согласно которой потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), суд считает возможным исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворить.

При этом, оценивая доводы представителя ответчика о том, что истцами не доказано, что они являются потребителями ООО «УКС», суд не может принять их во внимание. Никем не оспаривается что истцы зарегистрированы и проживают по указанным им адресам, получают и оплачивают коммунальные услуги в том числе по теплоснабжению.

Согласно ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителя» продублировала общие нормы ГК РФ, Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку вина ответчика в нарушении прав потребителей установлена, уважительности причин нарушения суду не представлено, суд не находит оснований для отказа во взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда и полагает возможным взыскать по <данные изъяты>. в пользу каждого истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст., суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать отказ ООО «Удмуртские коммунальные системы» в предоставлении и разъяснении информации по запросу от 31.10.2011 г. Соломенниковой Татаьяне Александровне, по запросу от 19.12.2011 г. потребителя Решетниковой Татьяне Вячеславовне, Соломенниковой Татьяне Александровне и Юнусовой Гузяль Габбасовне, по запросу от 27.12.2011 г. потребителям Гомоюновой Людмиле Петровне, Мещеряковой Екатерине Андреевне - незаконным.

Обязать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предоставить Юнусовой Гузяль Габбасовне информацию о потреблении тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения домом № 243 по ул. 9-е Января г.Ижевска за 2008 г. -2011 г.г. с разбивкой по месяцам в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предоставить Соломенниковой Татьяне Александровне информацию о потреблении тепловой энергии зафиксированной узлом учета тепловой энергии домом № 177 по ул. 9-е Января г.Ижевска с января 2008 г. по сентябрь 2009 г.. с октября 2009 года по октябрь 2011 года с разбивкой по месяцам в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предоставить Решетниковой Татьяне Вячеславовне информацию о фактически потребленной тепловой энергии на отопление и ГВС № 233 по ул. 9-е Января г.Ижевска с января 2008 г. по декабрь 2009 г. с разбивкой по месяцам в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предоставить Мещеряковой Екатерине Андреевне информацию об объемах тепловой энергии, отпущенной потребителям д.274 по ул.К.Маркса г.Ижевска за период с января 2009 года по декабрь 2011 года с разбивкой по месяцам, предоставить Гомоюновой Людмиле Петровне информацию об объемах тепловой энергии по отоплению и горячему водоснабжению дома 32 по ул. Буммашевская за период с мая 2009 года по декабрь 2011 года с разбивкой по месяцам и суммы, предъявленные для оплаты ООО «Спектр» за этот период в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу..

Взыскать с ООО «Удмуртские коммунальные системы» компенсацию морального вреда в пользу Решетниковой Татьяны Вячеславовны <данные изъяты> в пользу Соломенниковой Татьяны Александровны <данные изъяты>., в пользу Юнусовой Гузяль Габбасовны в размере <данные изъяты>., в пользу Гомоюновой Людмилы Петровны <данные изъяты>., в пользу Мещеряковой Екатерины Андреевны <данные изъяты>.

Взыскать с ООО «Удмуртские коммунальные системы» в доход бюджета расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в тече­ние 30 дней, после изготовления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено судьей 12 сентября 2012 года.

Судья Сутягина Т.Н.

Копия верна. судья

С уведомлением

УР г....

Решетниковой Татьяне Вячеславовне

...

Соломенниковой Татьяне Александровне

...

Мещеряковой Екатерине Андреевне

Г.Ижевск ул.___________________

ООО «Спектр»

Г.Ижевск ул.____________________

ООО УК «ЖРП-8» (ООО «Правовед»)

Г.Пермь ул.______________________

ООО «Правовед» (ООО УК «ЖРП-8»)

Г.Ижевск ул.___________________

МАУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г.Ижевска»

Г.Ижевск ул.__________________________

ЗАО Технический центр «ЖРП№8»

13.09.2012 г.

В виду неявки в суд 7.09.2012 г. на рассмотрение гражданского дела по иску Решетниковой Т.В., Соломенниковой Т.А., Юнусовой Г.Г., Гомоюновой Л.П., Мещеряковой Е.А. к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о защите прав потребителей направляю в Ваш адрес копию решения суда.

Судья Индустриального районного

суда г.Ижевска УР Сутягина Т.Н.