о предоставлении жилья



Дело №2- 1574-12
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2012 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска

Под председательством судьи Сутягиной С.А.,

при секретаре Углановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахрушева ФИО1 к военному комиссариату УР, МО «Город Ижевск» о признании права на жилье, восстановлении в очереди на получение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Вахрушев Р.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату УР, МО «Город Ижевск» о признании права на жилье, восстановлении в очереди на получение жилья. Иск мотивировал тем, что является военным пенсионером, прошедшим военную службу в период с -Дата- по -Дата-, является участником боевых действий в Республике Афганистан с -Дата- гола по -Дата- годы. Уволен в запас приказом зам.министра обороны Украины от -Дата- по п.65 подпукту «в» по состоянию здоровья. В соответствии с п.3 Постановления СМ СССР от -Дата- установлено, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из ВС СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполкомами местных Советов народных депутатов без предоставления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения. Эти документы предоставляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений. Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей от 14.02.1992 года закрепило за военнослужащими государств-участников СНГ сохранение прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывших республик ССР, в том числе и по вопросам обеспечения жильем, прямо предусматривает проживание указанной категории в занимаемых ими жилых помещениях, право принимать после увольнения с военной службы гражданство государств пребывания, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством государств пребывания. Поэтому просит обязать министерство обороны в лице военного комиссариата УР восстановить его в правах на постановку на учет в улучшении жилья в соответствии с п.6 ст. 15 Закона РФ от 22.01..1993 года «О статусе военнослужащих», обязать муниципальное образование г.Ижевска восстановить его в правах на постановку на учет в получении жилья с -Дата-, как военнослужащего.

В последующем исковое заявление дополнил, указал, что после увольнения местом пребывания им выбрана РФ, г.Ижевск. -Дата- встал на учет в Индустриальном РВК г.Ижевска, подал заявление о выдаче ГЖС для приобретения жилья по президентской программе «Государственные жилищные сертификаты», что подтверждается документами военного комиссариата, заявлением о постановке на учет, заявлением Главе Администрации Индустриального района г.Ижевска от -Дата- о включении в состав участников подпрограммы государственных жилищных сертификатов. В последующем -Дата- Вахрушев Р.А. исключен из очереди на получение жилья, так как уволен из Вооруженных сил Украины, выдано учетное дело. -Дата- Вахрушев Р.А. вновь обратился в Администрацию г.Ижевска по вопросу получения жилой площади, -Дата- Администрация города Ижевска сообщила, что он не состоит в списках граждан, уволенных с военной службы и рекомендовано обратиться в военкомат своего района. -Дата- военным комиссариатом УР сообщено, что отсутствуют сведения о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так же указано на то, что в 2005 году все сформированные жилищные дела переданы в Администрацию г.Ижевска и снова рекомендовано обратиться в Администрацию г.Ижевска. Просит признать незаконными действия военного комиссариата УР по исключению его из очереди на получение жилья, признанать за ним право на получение жилья, возложить обязанность на МО «Город Ижевск» восстановить его в правах на жилье, передать списки граждан участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» с указанием истца в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР.

В судебном заседании Вахрушев Р.А. настаивал на удовлетворении иска.

Представитель истца Михеев Д.В., действующий по устному ходатайству, пояснил, что на Вахрушева Р.А. распространяется ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку он является гражданином РФ, при увольнении со службы пользовался всеми правами и льготами, как военнослужащий в подтверждение этого имеется удостоверение. Закон не содержит оснований для отказа в предоставлении жилья как увольнение из вооруженных сил другой страны. Единственным правовым основанием для отказа в предоставлении жилья является наличие жилого помещения у гражданина на праве собственности. В дело предоставлены данные о том, что собственности у истца не имеется. Обратного стороной ответчика не предоставлено. Есть все основания для удовлетворения иска в полном объеме.

Представитель ответчика военного комиссариата УР Ярославцева Л.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец уволен из ВС Украины -Дата-, казалось бы соглашение СНГ от -Дата- об обеспечении жилым помещением военнослужащих должно распространяться и на Вахрушева Р.А., но п.2 указанного Соглашения Украиной не подписано, поэтому не может быть распространен на истца. Кроме того, с -Дата- с Военного комиссариата УР сняты функции по обеспечению жильем, переданы в Администрацию г.Ижевска.

Представитель ответчика Администрации г.Ижевска Чирков О.Л., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что иск не подлежит удовлетворению, так как ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставил время до -Дата- всем военнослужащих определиться будут они проходить военную службу в Вооруженных силах дальше или будут уволенными. Страны СНГ подписали соглашение, по условиям которого уволенных офицеров в запас необходимо обеспечивать жильем. Украина данного соглашения не подписала. Истец уволен из ВС Украины, поэтому не обладает социальными льготами, предусмотренными ФЗ «О статусе военнослужащих» на обеспечение жильем, лишь имеет право обратиться на общих основаниях, как гражданин РФ.

Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР, извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Просил дело рассматривать в его отсутствие. Ранее представил письменные пояснения, в которых указала, что истец, как уволенный с военной службы из вооруженных силу Украины, при переезде на постоянно место жительства на территорию РФ и при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий обеспечивается жильем на общих основаниях, предусмотренных законодательством РФ. В связи с тем, что Украиной не подписано Соглашение стран СНГ от -Дата-, определяющее порядок обеспечения жилье военнослужащих, Вахрушев Р.А. и члены его семьи, как семья военнослужащего, переехавшая на постоянное место жительства на территорию РФ, не имеет право на получение льгот.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Судебным следствием установлено:

Вахрушев Р.А. уволен из Вооруженных Сил Украины по пункту 65 подпункту «в» (по состоянию здоровья с правом ношения военной формы), что подтверждено выпиской из приказа заместителя Министра обороны Украины – Командующего Сухопутными войсками ВС Украины по личному составу от -Дата-.

-Дата- Вахрушев Р.А. обратился в Военный комиссариат УР с заявление о постановке на учет и предоставлении жилья путем получения государственного жилищного сертификата.

-Дата- в адрес истца направлено письмо Администрацией г.Ижевска о том, что в -Дата- года он исключен из списка очередников на получение жилых помещений путем получения ГЖС, предложено обратиться в Военный комиссариат УР за разъяснениями причин исключения из списка.

-Дата- на обращение от -Дата- военный комиссариат УР Вахрушеву Р.А. сообщил, что военкомат УР вел учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в обеспечении жильем, до -Дата- года. В -Дата- году все дела переданы в Администрацию г. Ижевска, сведений о постановке на учет Вахрушева Р.А. не передавались.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из следующего.

После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств в целях реализации Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» N 4455-1 от 11 февраля 1993 года статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ N 4457-1 от 11 февраля 1993 года был установлен переходный период, который продолжался до 31 декабря 1994 года.

В соответствии со статьей 62 указанного Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жилыми помещениями, только до окончания переходного периода.

Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода, то есть до 31 декабря 1994 года.

В настоящее время в связи с принятием Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4457-1, Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 19 мая 1993 г. N 4983-1 признаны утратившими силу.

Действующее Российское законодательство не устанавливает общих норм, регламентирующих правовое положение указанной категории граждан Российской Федерации.

14 февраля 1992 года государства - участники Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, однако оно не содержало норм, регламентирующих вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года предусмотрено, что указанная категория лиц при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.

Данное Соглашение распространяет свое действие на военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), проходящих военную службу в государствах - участниках СНГ, состоявших ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также на граждан из числа указанных военнослужащих, уволенных с военной службы после 31 декабря 1991 года, и членов их семей и являющихся иностранными гражданами по отношению к государству их пребывания или имеющих право на приобретение гражданства государства-участника, на территории которого избрано постоянное место жительства.

Это Соглашение подписано Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. Российская Федерации и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления данного соглашения в законную силу.

До настоящего времени для России указанное Соглашение не вступило в силу.

Украина и Республика Узбекистан межгосударственное Соглашение об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семьей в государствах - участников СНГ, не подписали, поэтому никаких обязательств не несут.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что при выполнении внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и переехали из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на постоянное место жительства в Россию.

Подпунктом "в" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 предусмотрено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.)

Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства в Россию после 31 декабря 1994 года из других государств - республик бывшего СССР, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть урегулирован только национальным законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в Законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Учитывая, что Вахрушев Р.А. уволен из Вооруженных Сил Украины по пункту 65 подпункту «в» (по состоянию здоровья с правом ношения военной формы), что подтверждено выпиской из приказа заместителя Министра бороны Украины – Командующего Сухопутными войсками ВС Украины по личному составу от -Дата-, то есть после -Дата-, при отсутствии подписанного Соглашения стран СНГ от -Дата-, на него не распространяются льготы, предусмотренные п.п."в" п.10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".

В соответствии со ст. 254 гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

При этом, в силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Действуя на основании ст. 256 ГПК, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Но как установлено в ходе судебного разбирательства, у Вахрушева Р.А. отсутствует нарушенное право, оснований для удовлетворении иска Вахрушева Р.А. к Военкомату УР, МО «Город Ижевск» о признании незаконными действия Военного комиссариата УР по исключению его из очереди на получение жилья, признании за ним права на получение жилья, о возложении обязанности на МО «Город Ижевск» восстановить его в правах на жилье, передать списки граждан участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» с указанием истца в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Вахрушева ФИО1 к военному комиссариату УР, МО «Город Ижевск» о признании незаконными действия Военного комиссариата УР по исключению его из очереди на получение жилья, признании за ним права на получение жилья, о возложении обязанности на МО «Город Ижевск» восстановить его в правах на жилье, передать списки граждан участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» с указанием истца в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение по делу.

Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.

Мотивированное решение суда изготовлено судьей 24.10.2012 года.

Судья С.А. Сутягина