12-153-11
Р Е Ш Е Н И Е
28 апреля 2011 года
Индустриальный районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики
в составе судьи Андриянова А.В.
При секретаре Ажимовой И.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера ОАО «Ижевский радиозавод» Савичевой Ольги Евгеньевны на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным И.О. Мирового судьи судебного участка №1 Индустриального района г. Ижевска - Мировым судьей судебного участка № 2 по Индустриальному району г. Ижевска Сентяковой Н.А. 27 декабря 2010 года главному бухгалтеру ОАО «Ижевский радиозавод» Савичевой О.Е. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ.
Будучи несогласным с вынесенным постановлением, Савичевой О.Е. подана жалоба на указанное постановление.
В судебном заседании Савичева О.Е. и ее представитель Сорокина Е.С., настаивали на удовлетворении жалобы по основаниям изложенным в ней.
В судебном заседании представитель административного органа межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по УР Шишкин С.С. действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения лица привлекаемого к административной ответственности и его представителя, представителя административного органа, изучив материалы дела, судья находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению, по следующим основаниям.
Постановлением, являющимся предметом обжалования, действия Савичевой О.Е. квалифицированы по ст.15.11 КоАП РФ как - Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.
По тексту обжалуемого постановления указано, что вина Савичевой О.Е. как главного бухгалтера ОАО «Ижевский радиозавод» в совершенном правонарушении подтверждается совокупностью исследованных материалов дела:
- протоколом об административном правонарушении № 09-74/12 от 23.11.2010 г., согласно которого Актом выездной налоговой проверки МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 23 ноября 2010 года установлено, что Савичева О.Е. являясь главным бухгалтером ОАО «Ижевский радиозавод», находящегося по адресу г. Ижевск ул. Базисная, 19, допустила грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в искажении суммы начисления налога на прибыль за 2008 годы более чем на 10 процентов.
- Расчетом по факту административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, выразившегося в искажении суммы начисленного налога на прибыль ОАО «ИРЗ» за 2008 год более чем на 10%, согласно которого за 2008 г. по данным налогоплательщика сумма налога к уплате исчислена 20 022 840 руб., по данным налогового органа- 3933433 руб., искажение составило 16,64%,
- Выпиской акта выездной налоговой проверки ОАО «ИРЗ» от 23 ноября 2010 года №09-68/9, копией налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2008 года ОАО «Ижевский радиозавод» с отметкой представления в налоговый орган октября 2009 г., согласно которой сумма налога на прибыль к уплате исчислена 022 840 руб.,
-приказом от 29 декабря 2007 года № 164, согласно которого ответственность за осуществление принятой учетной политики, ведение бухгалтерского учета и контроль за движением имущества и выполнением обязательств на предприятии возложена на главного бухгалтера согласно ст. 7 Федерального закона №129 ФЗ от 21.11.96 г бухгалтерском учете»,
- приказом от 25 марта 2010 года №99к о назначении Савичевой О.Е. на должность главного бухгалтера ОАО «ИРЗ»,
- положением о главном бухгалтере ОАО «ИРЗ», утвержденным приказом №55 13 мая 2008 г., согласно которого в должностные обязанности главного бухгалтера входит формирование и своевременное представление в статистические и налоговые органы полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия (п.2.1.5 Положения), обеспечения правильности исчисления налогов в федеральный, региональный и местный бюджеты (п.2.1.11 Положения).
Как усматривается из материалов административного дела административным органом, в данном случае межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по УР при налоговой проверке, проводимой в 2010г. за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009г., сделаны выводы о допущенных ОАО «Ижевский радиозавод» нарушениях за 2008 год. Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, изложенной в постановлении "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении нормы ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В силу ст. 15.11 КоАП РФ, не может быть признано длящимся. Исчисление срока давности привлечения к административной ответственности по каждому установленному нарушению необходимо начинать с даты, когда Общество представило в инспекцию ФНС России декларацию по налогу за каждый конкретный налоговый период».
Согласно постановления по делу об административном правонарушении от 27.12.2010 г. совершение правонарушения подтверждается, в том числе, копией налоговой декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2008г. ОАО «Ижевский радиозавод» с отметкой представления в налоговый орган 19 октября 2009г., согласно которой сумма налога прибыль к уплате исчислена в размере 20 022 840 руб.
Таким, образом, срок привлечения к административной ответственности за названное правонарушение истек 19.10.2010г.
Данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, мировым судьей исследованы не были.
Доводы налогового органа, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 23.11.2010г. №09-74/12 о том, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ является длящимся, так как наличие состава данного правонарушения может быть установлено только в ходе проведения выездной налоговой проверки с составлением акта после исследования всех элементов аналитического и синтетического бухгалтерского учета организации, начиная с первичных документов и заканчивая главной книгой являются неверными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Действующее законодательство не препятствует налоговому органу проводить выездные налоговые проверки по окончании налогового периода.
На основании вышеизложенного, административное наказание не может быть применено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
3. Статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность должностных лиц организаций за грубое
нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Согласно примечанию к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в том числе понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов.
Поскольку ст. 15.11 КоАП РФ устанавливает ответственность за грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, то состав данного правонарушения образует искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, отраженных именно в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" от 23.02.1996 г. бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Протокол об административном правонарушении от 23.11.2010г. №09-74/12, а также акт налоговой проверки и решение Инспекции не содержат выводов о том, в каких синтетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета допущено нарушение и искажение сумм начисленных налогов и сборов.
Таким образом, нарушения порядка документального учета операций мировым судьей по рассмотренному делу не установлено.
Декларация по налогу на прибыль согласно положениям Федерального закона "О бухгалтерском учете", Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России 06.07.1999 N 43н, не является документом бухгалтерской отчетности. Следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.15.11 КоАП РФ, искажение организацией в декларации по налогу на прибыль подлежащих уплате в бюджет на основании данной декларации сумм налога на прибыль на 10 и более процентов.
Протоколом об административном правонарушении от 23.11.2010г. №09-74/12, актом выездной налоговой проверки от 23.11.2010г. №09-68/9, вынесенным на основании данного акта решением Инспекции «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 17.12.2010г. №09-71/9 не установлено искажение ОАО «Ижевский радиозавод» сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, отраженных именно в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Статья 15.11 КоАП РФ не предоставляет налоговому органу права привлекать к административной ответственности по одному факту нарушения по каждому из начисленных
налогов и сборов, что неправомерно было сделано Инспекцией:
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом сделан вывод о несоответствии цен, по которым ОАО «Ижевский радиозавод» реализованы в 2008 г. нежилые помещения по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 60 рыночным ценам, в результате чего предприятию доначислены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость с суммы «недополученной», по мнению налогового органа, выручки.
По результатам проверки по одному факту правонарушения налоговым органом составлено два протокола об административном правонарушении №09-74/11 от 23.11.2010г. и №09-74/12 от 23.11.2010г. - по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, что также является неправомерным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, нельзя подвергнуть наказанию должностное лицо за уклонение от ведения бухгалтерского учета, если его вина не доказана.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановление или решение по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В связи с этим суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановлении и истечении сроков на момент вынесения обжалуемого постановления для привлечения Савичечой О.Е. к административной ответственности.
Согласно ч.1 п.3 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и также при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление вынесенное И.О. Мирового судьи судебного участка №1 Индустриального района г. Ижевска - Мировым судьей судебного участка № 2 по Индустриальному району г. Ижевска 27 декабря 2010 года в отношении главного бухгалтера ОАО «Ижевский радиозавод» Савичевой Ольги Геннадьевны о привлечении к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ отменить. Жалобу Савичевой О.Е. удовлетворить.
Производство по делу прекратить.
Судья Андриянов А.В.