Дело № 2- 3996\2010.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 октября 2010 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Осиповой И.Н.,
при секретаре Ермоловой Е.Ю.,
с участием истца Савочкина Г.А.,
представителя ответчика избирательной комиссии Хабаровского муниципального района - Безруковой А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; Власюк З.Т., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, - председателя избирательной комиссии Хабаровского района - Снесарь С.И.,
представитель партии ЛДПР - Хабаровского регионального отделения - Грешняковой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савочкина Геннадия Александровича к Избирательной комиссии Хабаровского муниципального района о защите избирательных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Савочкин Г.А. обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с указанным иском о защите его избирательного права. Просит признать постановления избирательной комиссии Хабаровского муниципального района от 27 августа 2010 года № « Об отказе Савочкину Г.А. в регистрации кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района» незаконным, зарегистрировать его кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района. В обосновании заявленного иска указал, что Постановлением избирательной комиссии Хабаровского муниципального района (далее - Комиссия) от 27 августа 2010 года № «Об отказе Савочкину Г.А. в регистрации кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района» ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района. С данным постановлением он не согласен по следующим причинам:
В данном постановлении Комиссия ссылается на нарушение требований статьи 45 Избирательного кодекса Хабаровского края (далее - Кодекса): «им не были одновременно представлены копия устава избирательного объединения и копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц». Им 11 августа 2010 года в избирательную комиссию Хабаровского муниципального района были сданы документы для выдвижения кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 45 Кодекса в избирательную комиссию предоставляется копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц. В Комиссию было предоставлено свидетельство «О государственной регистрации некоммерческой организации», в котором указан факт внесения записи о создании некоммерческой организации «Хабаровское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» в Единый государственный реестр юридических лиц. Комиссия отказалась принять данное свидетельство, сделав пометку в подтверждении о принятии документов на выдвижение об отсутствии копии документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц. Следует отметить, что избирательным законодательством не предусмотрено основание для отказа в регистрации кандидата в связи с предоставлением недостающих документов (сведений) после окончания срока отведенного для выдвижения. В избирательном законодательстве не прописана категоричная невозможность донесения недостающих документов до дня, предшествующему дню регистрации.
Согласно статье 41 Кодекса избирательное объединение назначает представителей, уполномоченных в соответствии с Избирательным кодексом Хабаровского края представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанных с участием избирательного объединения в выборах. Конференцией Хабаровского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (далее - ХРО ЛДПР) от 31 июля 2010 года уполномоченным представителем была назначена Грешнякова Елена Геннадьевна. Ею 13 августа 2010 года в Комиссию были предоставлены документы и приняты Комиссией: Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года и Устав Политической партии «Либерально-демократическая партия России». Однако, Комиссия считает, что избирательное законодательство не дает уполномоченному представителю избирательного объединения права представлять недостающие документы, необходимые для выдвижения кандидата. Об этом избирательное объединение ХРО ЛДПР было извещено 26 августа 2010 года письмом от избирательной комиссии Хабаровского муниципального района от 17 августа 2010 года №.
После получения вышеуказанного письма, 26 августа 2010 года он лично представил данные документы в Комиссию. Однако Комиссия отказалась принять у него эти документы, хотя согласно пункту 2.2 части 2 статьи 49 Кодекса: «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное, объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 3 статьи 43 настоящего кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Комиссия не уведомила его ни о неполноте сведений, ни о дате заседания комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о его регистрации кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района. Кроме того, Комиссия также не уведомила об этом и избирательное объединение. О дате заседания он узнал только в обед 27 числа от уполномоченного избирательного объединения, Грешняковой Е.Г, которую о рассмотрении этого вопроса на заседании Комиссии 27 августа 2010 года уведомил член Комиссии, ФИО2. Тем самым Комиссия лишила его возможности вносить изменения и дополнения в представленные документы.
В постановлении Комиссии от 27 августа 2010 года № указано, что комиссия не была уведомлена о проведении конференции по вопросу выдвижения кандидата на должность главы Хабаровского муниципального района в соответствии подпунктом «г» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях». Тем не менее, ХРО ЛДПР 26 июня 2010 года в адрес Комиссии было направлено почтовое отправление с уведомлением о дате, месте и повестке дня планируемой конференции по выдвижению кандидата, которая состоялась 31 июля 2010 года. В тоже время созыв конференции не является стадией выдвижения кандидатов как такового, а потому ее порядок не подлежит проверке со стороны избирательной комиссии. Следовательно, это не может являться основанием для отказа в регистрации кандидату.
Просит суд признать постановление избирательной комиссии Хабаровского муниципального района от 27 августа 2010 года № «Об отказе в Савочкину Г.А. в регистрации кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района»
незаконным, зарегистрировать его кандидатом на должность главы Хабаровского
муниципального района.
В судебном заседании истец Савочкин Г.А. на заявленных требованиях настаивал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Дополнительно пояснил, что по технической причине он действительно не предоставил 11 августа 2010 года в избирательную комиссию копию Устава Политической партии ЛДПР и свидетельства о внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, а также им было предоставлено свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Устав и свидетельство были предоставлены представителем партии Грешняковой Е.Г. 13 августа 2010 года, и были 17 августа 2010 года не приняты комиссией и возвращены, по причинам, которые он считает формальными. Его письменно не уведомили, что представленные документы представителем партии Грешняковой Е.Г. возвращены. При приеме документов и в последующем со стороны комиссии к нему было предвзятое отношение, также со стороны членов комиссии в письменном виде его не уведомляли о недостающих документах, что давало ему повод полагать, что представленные им документы соответствуют требованиям.
Представитель ответчика - Безрукова А.Г., требования истца не признала в полном объеме, по обстоятельствам указанным в письменных возражениях. В дополнение указала, что законодателем не предусмотрено письменное извещения кандидата о недостающих документах. При этом необходимо принять во внимание, что комиссия указала на отсутствия документов в письменном виде в подтверждении от 11 августа 2010 года. При этом необходимо принять во внимание, что от Савочкина Г.А. принимались дополнительные документы, которые им были представлены в отношении него как кандидата, при этом ему в устном порядке неоднократно говорилось, что отсутствуют не предоставленные документы.
В судебном заседании председатель избирательной комиссии Хабаровского района Сенсарь С.И. пояснил, что при подаче документов на выдвижение Савочкина Г.А. как кандидата в выборы главы Хабаровского района изначально ему было указано на недостающие документы, данные документы не были предоставлены Савочкиным Г.А. и в последующем. Устно ему неоднократно говорилось об отсутствии данных документов. Считает, что указанные в ст. 45 Избирательного кодекса Хабаровского края документы являются равноправными и нельзя говорить, что одни документы являются основными, а остальные второстепенными. Указанные в данной статье документы должны быть предоставлены при подачи заявления о выдвижении и регистрации кандидата. 26 августа 2010 года Савочкин Г.А был в избирательной комиссии, он держал в руках почтовый конверт с возвращенными избирательной комиссией документами, но ни каких обращений о регистрации данных документов не высказывал и документы на регистрацию не давал..
Представитель ответчика Власюк З.Т. дала аналогичные показания, указав, что Савочкину Г.А. было изначально указано на отсутствие данных документов, которые не были предоставлены и в последующем в избирательную комиссию. От Политической партии ЛДПР в избирательную комиссию до настоящего времени не поступило уведомление о том, что данная партия участвует в выборах и выдвигает своего кандидата. Согласно Избирательного кодекса Хабаровского края предусмотреыо две даты: первая дата для регистрации выдвинутых кандидатов участвующих в выборах - это в течении 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и вторая дата за 45 дней до выборов, для предоставления документов в виде подписных листов для регистрации кандидата участвующего в выборах. Савочкину Г.А. необходимо было до 11 августа предоставить весь пакет документов указанный в ст. 45 Избирательного кодекса Хабаровского края. О том, что он не предоставил документы и какие именно, ему было сообщено 11 августа 2010 года.
Представитель Грешнякова Е.Г. в судебном заседании поддержала требования Савочкина Г.А. по обстоятельствам указанным в заявлении. В дополнение указала, что уведомление о проведении выборов было направлено в избирательную комиссию простой почтой, подтверждающих документов о направлении письма почтовой корреспонденцией не имеется. При этом указывает, что напечатанная информация по выборам главы Хабаровского района о датах и процессах указана не в полном объеме, что и ввело в заблуждение Савочкина Г.А. об окончательной дате подачи документов. При этом она считает, что возврат недостающих документов, которые ею были переданы в комиссию 13 августа 2010 года необоснован, поскольку она имела все права на представление интересов Савочкина Г.А., в соответствии с положением ст. 41 Избирательного кодекса Хабаровского края. Просит удовлетворить требования Савочкина Г.А.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Взаимоотношения при рассмотрении данного искового заявления регламентированоФедеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательным Кодексом Хабаровского края.
На основании п. 10 ст. 42 Избирательного кодекса Хабаровского края предусмотрено, что выдвижение кандидата на должность главы муниципального образования может производиться в течение 20 дней после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов.
В соответствии с представленной копией решения о назначении выборов главы Хабаровского района выборы назначены 10 октября 2010 года, данное решение опубликовано в газете «Сельская новь» 22 июля 2010 года. Данный факт не оспаривается участниками процесса.
На основании ст. 45 Избирательного кодекса Хабаровского края в избирательную комиссии кандидат предоставляет: - решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, его регионального или местного отделения, иного органа, уполномоченного на то уставом избирательного объединения, о выдвижении кандидата представляется кандидатом в избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата. Одновременно с указанными документами представляются документы:
1) копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;
2) копия устава избирательного объединения;
3) список кандидатов, выдвинутый по единому избирательному округу, и (или) список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
4) решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения либо решение органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, собранием) избирательного объединения, о назначении уполномоченных представителей и список уполномоченных представителей с указанием сведений о них, установленных настоящим кодексом;
5) оформленные в установленном настоящим кодексом порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам (в случае выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу);
6) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;
7) нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов, если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением.
В судебном заседании было установлено, что последним днем для предоставления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата по выборам на должность главы Хабаровского муниципального района являлась дата 11 августа 2010 года. До этого дня и непосредственно в данный день кандидаты желающие участвовать в выборах должны были предоставить документы установленные законодательством. В судебном заседании Савочкин Г.А. пояснил, что он действительно не предоставил 11 августа 2010 года в избирательную комиссию копию Устава Политической партии «ЛДПР», а также не предоставил копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, вместо указанного документа он предоставил свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, в котором имеются сведения о внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с требованиями п. 8.1. ст. 50 Избирательного кодекса Хабаровского края установлено, что одним из оснований для отказа в регистрации кандидата являются: - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Избирательных кодексом Хабаровского края для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Вышеуказанные требования предусмотрены и положениями ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Исходя из буквального толкования установленных норм суд приходит к выводу, что ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона, возложена на кандидата. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Требования ст. 45 Избирательного Кодекса Хабаровского края является обязательным условиям, которые должны быть соблюдены кандидатом, при подаче документов в избирательную комиссию.
Доводы истца о том, что он не знал о дате окончания подачи документов в избирательную комиссию, судом не могут быть приняты как достоверными, поскольку информация о дате проведения выборов, также о выдвижении кандидатов на выборы главы Хабаровского муниципального района являлась общедоступной, опубликованной в средствах массовой информации. При этом установленный календарный план по подготовке и проведении выборов главы Хабаровского муниципального района основан на положениях ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Хабаровского края.
Также суд не может принять доводы истца о том, что им был предоставлен документ имеющий сведения о подтверждающий о внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц. По представленному в материалах дела документу, а именно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации действительно имеется указания о внесении данной организации в единый государственный реестр юридических лиц 31 декабря 2002 года. Однако законодатель в ст. 45 не указал, что должны быть предоставлены сведения о внесении записи в единый государственно реестр, законодатель установил, что должна быть предоставлена копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц. Данный документ, который должен подтвердить установленный факт предусмотрен положением ч.3 ст. 11 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», где указано, что форма и содержание документа подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр юридических лиц устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная форма установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а такжефизическихлицвкачестве индивидуальных предпринимателей» ( соответственно формы N Р51001, N Р50003 N Р57001). Таким образом, суд приходит к выводу, что Савочкиным Г.А. в избирательную комиссию не был предоставлен установленный законом документ.
Доводы истца о том, что комиссия не поставила его в письменной форме о выявленных недостатках, суд не может принять как достоверное, так согласно предоставленного подтверждения от 11 августа 2010 года Савочкин Г.А знал о неполноте предоставленных документов, что также подтверждается его показаниями в судебном заседании, записью в подтверждении и подпись Савочкина Г.А в данном документе. Доводы истца, что им были предоставлены данные документы в избирательную комиссию 26 августа 2010 года не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Также не нашли своего подтверждения в судебном заседании и доводы истца, что избирательная комиссия была уведомлена о проведении конференции по вопросу выдвижения кандидата на должность главы Хабаровского муниципального района. В соответствии с требованиями ст. 27 ФЗ «О политических партиях» одной из обязанностью политической партии является заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий связанных с выдвижением своих кандидатов. Представленная в материалах дела копия уведомления адресованная в избирательную комиссию, не свидетельствует, что избирательная комиссия была уведомлена, т.к. не представлено, что данное письмо было направлено в избирательную комиссию. По показаниям председателя избирательной комиссии Снесаря С.И., секретаря Власюк З.Т. данное уведомление не поступало в избирательную комиссию.
Суд не может принять доводы истца о том, что в соответствии с требованиями ст. 49 Избирательного кодекса Хабаровского края он мог не позднее 3-х дней до заседании комиссии предоставить в избирательную комиссию дополнительные документы, а именно устав и свидетельство подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, данные доводы не основаны на положениях закона. В связи с толкованием указанных в данной статье положениях суд приходит к выводу, что кандидат имеет право вносить уточнения и изменения к ранее поданным документам содержащих сведения о кандидате, при этом положения данной статьи не предусматривает вносить изменения и дополнения о политическом объединении. Не предоставленные документы копия Устава политической партии «ЛДПР» и копия свидетельства о внесении записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц не являются сведениями о кандидате, таким образом суд считает, что данное положение не может быть применимо при рассмотрении данного дела.
Иных нарушений избирательной комиссии при решении вопроса об отказе в регистрации кандидата на выборы главы Хабаровского муниципального района Савочкина Г.А судом не установлено.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных исковых требований Савочкину Геннадию Александровичу о признании постановления избирательной комиссии Хабаровского муниципального района от 27 августа 2010 года № « От отказе Савочкину Г.А. в регистрации кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района» незаконным, регистрации его кандидатом на должность главы Хабаровского муниципального района - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в пятидневный срок в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение.
Судья: И.Н.Осипова