оспаривание действий должностного лица



2-4119/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 октября 2010 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Подрез О.А.,

при секретаре Сторублевцевой Н.А.,

с участием

представителя заявителя ООО «Ассорти» Мотрука Р.Б., доверенность от 03.08.2010 г.,

представителя заинтересованного лица Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края Гайдук М.В., доверенность от 11.10.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственности «Ассорти» об оспаривании действий исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ассорти» обратилось в суд с заявлением, о признании незаконными требований исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска Коломина Г.А., указанные в запросах от 10.09.2010 г., от 14.09.2010. Так, 10 сентября 2010 г. исполняющим обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска в адрес ООО «Ассорти» был направлен запрос, о предоставлении документов о ценах, договорах поставки с приложением счет-фактур и объемах реализации соли «Экстра» и соли первого помола. Срок исполнения был установлен до 11 часов 14.09.2010 г. В указанное время представителем Общества был подготовлен и передан ответ с приложением ведомости по партиям с количественными и качественными характеристиками продукта за 8 месяцев 2010 г., а также его остатков, с приложенной копией выписке ЕГРЮЛ от 27.08.10 г. Данный ответ был признан неполным, в связи с чем, представителю Общества был вручен повторный запрос. ООО «Ассорти» считает указанные действия прокурора необоснованными, противоречащими действующему законодательству Российской Федерации. Так, исключительная компетенция по сбору, анализу состояния рынка и регулированию цен в отношении продуктов первой необходимости принадлежит Министерству экономического развития, и ее территориальным органам. Уведомлений о намерениях проведения как плановых, так и внеплановых проверок контролирующим органом в адрес Общества не поступало (п.4 ст.14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В соответствии со ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции и исполнение законов действующих на территории Российской Федерации, в том числе руководителями коммерческих организаций. При этом, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Однако, ООО «Ассорти» не было допущено нарушение законов.

В судебном заседании представитель заявителя Мотрук Р.Б. поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно указав, что прокурорская проверка может быть проведена только при наличии информации о нарушении закона, но не подзаконного акта, каким является постановление Правительства РФ №530.

В судебное заседание представитель прокуратуры Индустриального района г.Хабаровска не прибыл, что не является препятствием к разбирательству дела (ч.3 ст.167 ГПК РФ).

В письменном возражение заместитель прокуратуры Индустриального района г.Хабаровска Сидорова А.А. указала, что истребование документов у ООО «Ассорти» производится на основании задания прокуратуры Хабаровского края от 26.08.2010 г. №7/3/6-10 и дополнительного задания прокуратуры Хабаровского края от 06.09.2010 г. №7/3/6-10; по запросу прокуратуры Индустриального района г. Хабаровска от 10.09.2010 г. ООО «Ассорти» были предоставлены только ведомости по партиям на 1 листе, без расшифровки ценообразования; прокуратура, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, осуществляет надзор за исполнением руководителями коммерческих и некоммерческий организаций законов, в связи с чем и проводится проверка; Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не распространяется на прокуратуру РФ в части проведения проверок и их согласования, что указано в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», - прокуратура осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти.

Представитель заинтересованного лица Гайдук М.В. с жалобой ООО «Ассорти» не согласна, указав, что в связи с ростом розничных цен на ряд продуктов питания (соль, гречка) на территории Хабаровского края организована работа по анализу ценовой ситуации на продовольственном рынке Хабаровского края, для чего на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 13.09.2010 №516-р создана межведомственная рабочая группа. В состав указанной рабочей группы вошли представители Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Прокуратуры Хабаровского края, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. В отношении ООО «Ассорти» проверки в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, так как рост цен на соль не является критическим.

Суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т.п.) Обеспечение единства законности на территории всей страны - необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.

Так, в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 г. №530, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждены «Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

Таким образом, исполняя постановление Правительства Российской Федерации №530, прокурор прежде всего осуществляет надзор за исполнением Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», во взаимодействии с другими государственными органами.

Согласно указанным правилам, к социально значимым продовольственным товарам первой необходимости относится соль поваренная пищевая.

В соответствии с п.2 указанных выше правил, предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

Пунктом 3 указанных правил, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары. Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования торговой деятельности отнесено проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ. В рамках указанных полномочий министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края ведется мониторинг изменения розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, включая розничные цены на соль.

Из представленных материалов следует, что в связи с ростом розничных цен на ряд продуктов питания (соль, гречка) на территории Хабаровского края организована работа по анализу ценовой ситуации на продовольственном рынке Хабаровского края, для чего на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 13.09.2010 №516-р создана межведомственная рабочая группа по анализу ценовой ситуации на продовольственном рынке. В состав указанной рабочей группы вошли представители Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Прокуратуры Хабаровского края, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю и представители других органов.

В соответствии с указаниями прокуратуры Хабаровского края (от 26.08.2010 г.), в связи с поручением Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я., прокурорам районов поручено во взаимодействии с органами местного самоуправления и подразделениями по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, принять оперативные меры, направленные на предотвращение необоснованного повышения цен на продукты питания первой необходимости.

Согласно письму первому заместителю прокурора Хабаровского края Волкову В.А. от 06.09.2010 г., Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края в ходе проведения 3.09.2010 г. выездной проверки магазина ООО «Ассорти», расположенного в <адрес>, по вопросу обоснованности установления розничных цен на отдельные виды социально значимые продовольственные товары первой необходимости зафиксирована розничная цена на соль «Экстра» - 23,40 руб., соль первого помола - 15,50 руб. Розничная надбавка составила 30%. В связи с чем, министерство просит рассмотреть вопрос о принятии мер прокурорского реагирования.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, в том числе и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

10 сентября 2010 г. исполняющим обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска Коломиным Г.А. был направлен в ООО «Ассорти» запрос о предоставлении документов о ценообразовании и объемах поставок соли «Экстра» и соли первого помола.

Повторный запрос, о предоставлении указанных документов был направлен в ООО «Ассорти» 14.09.2010 г.

При указанных выше обстоятельствах, требования исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска Коломина Г.А., о предоставлении документов о ценообразовании и объемах поставок соли в ООО «Ассорти», является законными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Обществу с ограниченной ответственности «Ассорти» в удовлетворении заявления о признании незаконными требования исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска Коломина Г.А., указанные в запросах от 10.09.2010 г. и 14.09.2010 г., о предоставлении документов о ценообразовании и объемах поставок соли «Экстра» и соли первого помола.

На решения суда может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 19.10.2010 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200