2-4210/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Подреза О.А.,
при секретаре Сторублевцевой Н.А.,
с участием
представителя истца прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Третьяка Н.Н. - помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Сова А.В.,
представителей ответчика открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» - Сидоренко Ю.А., доверенность от 21.07.2010 г., Яскиной О.В., доверенность от 27.10.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, в интересах Капиной Зинаиды Павловны, к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию,
установил:
Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска, в интересах Капиной Зинаиды Павловны, обратился к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию.
В обосновании требований истец указал, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию гражданки Капиной З.П., проживающей по адресу: <адрес> По результатам проверки установлено, что Капиной З.П. филиалом ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Хабаровскэнергосбыт» в 2010 г. ежеквартально направлялись квитанции на оплату электрической энергии потраченную на общедомовые нужды (ОДН) с использованием показаний общедомовых приборов учета электричкой энергии №060357080103294, №0603570706788539 принятых в качестве расчетного в составе представителей сетевой организации ХГПЭС ВМФ, управляющей компании МУП «СЗ по ЖКУ» с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» 24.03.2009 г. Согласие Капиной З.П. на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление указанных общедомовых приборов учета электрической энергии отсутствует. При этом, из п.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что установление общедомовых приборов учета электрической энергии должно осуществляться только с согласия проживающих в конкретном многоквартирном доме граждан и осуществляется совместно с установлением индивидуальных приборов учета электрической энергии всех жильцам конкретного жилого дома. Обязанность по установке общедомовых приборов учета возникает лишь с 01.01.2012 г. Установленный общедомой прибор учета должен быть зарегистрирован в уполномоченном органе по форме КС-2. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать его как расчетный
В судебном заседании представитель истца Сова А.В. исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание истица Капина З.П. не явилась. В соответствии с ч.3 ст167 ГПК РФ, суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие Капиной З.П.
В судебном заседании 12 ноября 2010 г. Капина З.П. поддержала иск прокурора, пояснив, что она не оплачивает потребление электроэнергии на общедомовые нужды, так как в ее квартиру проведена отдельная электропроводка, вход в ее квартиру сделан также отдельно. Таким образом, она не пользуется освещением в подъезде. Кроме того, она не является собственником жилого помещения.
Представитель ответчика Сидоренко Ю.А. с иском не согласна.
В письменном возражении Сидоренко Ю.А. указала, что в соответствии со ст.39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ч.2 ст.39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Статья 153 Жилищного кодекса РФ обязывает граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги, согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством РФ 23 мая 2006 г. были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление №307). В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяются между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энергоснабжения (соглашения о взаимодействии) основными документами, требование которых у контрагента по договору допускается для гарантирующего поставщика, определены в п.62 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.10г. и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статуса контрагента по договору. При заключении договора энергоснабжения или Соглашения о взаимодействии, гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что в своем Представлении указывает прокурор, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы на собственников возложена императивно жилищным и гражданским кодексами РФ. Кроме того, ответчик считает необоснованной ссылку прокурора на нарушение нормы ФЗ №261. Так, согласно ч.1 статьи 13 указанного закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. В целях исполнения данной нормы, сетевой организацией к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного дома, был установлен общедомовой прибор учета, принятый в качестве расчетного для учета энергетических ресурсов жилого дома совместно с представителем управляющей организации, в чьем управлении находится данный дом. Между тем, часть 5 ст.13 предусматривает, что до 1 января 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Указанной правовой нормой на собственников возложена обязанность, за неисполнение которой последует ответственность, но не отсрочка исполнения федерального закона как это трактует прокурор, и кроме того, указанный дом уже фактически оборудован данным общим прибором учета, в связи с чем, также непонятна ссылка прокурора на п.10 ст.13 ФЗ-261. Данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставлению услуг, организацией, на которую законом возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета автоматически станет собственностью собственников жилого дома. Кроме того, положения п.10 ст.13 распространяются для ресурсоснабжающей организации, исключительно в части направления до 01.07.10г. собственникам перечня организаций, которые имеют право производить соответствующие виды работ по оборудованию многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборами учета, которая была исполнена ОАО «ДЭК» в полном объеме. Ответчик считает незаконным требование прокурора о необходимости соблюдения требований Постановления Правительства Хабаровского края от 30.07.09г. № 222-пр «Об утверждении Адресной программы Хабаровского края поэтапного перехода на отпуск ресурсов...), поскольку в Программу включены многоквартирные дома, расположенные на территории муниципальных образований, претендующие на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и выполнившие условия, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Во исполнение вышеуказанных указанных норм действующего законодательства, а именно необходимости установки коллективного прибора учета на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, прибор учета по адресу: <адрес>, как следует из актов от 24 марта 2009 г.установлены: ввод № 1 и ввод № 2 ВРУ-0,4 кВ, что позволяет его использовать в качестве расчетного в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителями многоквартирного жилого дома. Так как общедомовые приборы учета электроэнергии, по указанному адресу, установлены в соответствии с действующим на тот момент нормативно-правовыми актами, до введение в действие Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» положение статьи 13 п. 10 данного закона, не распространяет свое действие на взаимоотношения, возникшие до его вступления, в отсутствии прямого указания. С учетом изложенного, ответчик считает, что действия ОАО «ДЭК», по предъявлению к оплате платежных документов за потребленную коммунальную услугу-«энергоснабжение», совершаются в полном соответствии с требованиями жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 и не влекут за собой нарушения жилищных прав гражданки Капиной З.П.
В дополнении к возражениям представитель ответчика Яскина О.В. пояснила, что в соответствии с положением п.5 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Понятие общедомового прибора учета дано в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Общедомовой прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или жилом доме. Положение пункта 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 г. № 491 предусматривает, что общедомовой прибор учета электроэнергии может быть установлен в электрических сетях многоквартирного жилого дома. Только в таком случае, он будет входить в состав общедомового имущества многоквартирного дома, при этом состав общедомового имущества определяется на основании решения общего собрания собственников жилья. В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, а также расходы на капитальный ремонт, определяется решением общего собрания собственников помещений, что согласуется с требованиями п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010 г. №491, а именно решение об установке общедомового прибора учета электроэнергии за счет средств собственников, должно быть принято на общем собрании собственников многоквартирного дома, при этом оплата установки прибора учета должна быть заложена в размер платы за капитальный ремонт. Но согласно положения п.138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 приборы учета электроэнергии могут быть установлены как со стороны потребителя, так и со стороны сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединен данный потребитель. При этом в случае наличия одного прибора учета он используется в качестве расчетного, при наличии двух приборов учета в качестве расчетного, используется тот, у которого выше класс точности, при равных классах точности - по договоренности сторон. В соответствии с актами установки общедомового прибора учета от 24.03.2009 г., в многоквартирном жилом доме, расположенном в <адрес>, общедомовые приборы учета №060357080103294, №0603570706788539 установлены на опоре ВЛ - 0,4 кВ, до границы раздела балансовой принадлежности, определенной пунктом 8 Постановления Правительства РФ №491, до стены дома. При этом, общедомовые приборы учета электроэнергии являются собственностью сетевой компании «Хабаровское государственное предприятие электрических сетей» Военно-Морского флота и установлены за счет ее средств. В данном случае согласие собственников многоквартирного жилого дома на установку данных приборов учета не требуется. Общедомовые приборы учета №060357080103294, №0603570706788539 установлены на границе балансовой принадлежности и фиксируют объем электрической энергии, отпускаемой в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>., что полностью соответствует требованию п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Кроме того, принятие данных приборов учета в эксплуатацию в качестве расчетных производилось в присутствии представителя МУП «СЗ по ЖКУ», которая являлась управляющей компанией, по данном дому, на тот момент. В соответствии с положением п. 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, ОАО «ДЭК» филиал «Хабаровскэнергосбыт» неоднократно извещал жильцов данного дома об изменении порядка расчета за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение», с учетом доли потребления электроэнергии на нужды, путем расклеивания информационных писем на подъездах и направлял письмо уведомительного характера. Данное письмо было направлено гражданам-потребителям, во втором квартале 2009 г. совместно с пакетом счетов-квитанций. Общедомовые приборы учета №060357080103294, №0603570706788539 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и расчет за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» по показаниям обще домовых приборов учета электроэнергии с гражданином - потребителем Капиной З.П. законен. Гражданка Капина З.П является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. В связи с данными обстоятельствами, как было указано ей в ходе судебного разбирательства, не производит плату, за потребление электроэнергии на общедомовые нужды, т.к. считает, что эта обязанность возложена только на собственников жилых помещений, в многоквартирном жилом доме. Данная позиция гражданина-потребителя Капиной З.П. является неправомерной, так как согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе и плату за содержание общего имущества жилого дома. По п.2 ст.156 жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. На основании изложенного, обязанность по оплате коммунальной услуги «электроснабжение», израсходованной в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, лежит как на нанимателях жилых помещений по договору найма, так и на собственниках жилья на основании закона. При этом правомерно производится начисление платы за предоставление электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии.
Суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1 Правил).
В силу п.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в ч.3 ст.30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Исходя из указанных норм, следует, что обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указание в первом предложении пункта 22 Правил на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с вышеприведенными положениями ГК РФ и Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.
При таких обстоятельствах, даже при отсутствии прибора учета общего потребления электроэнергии в многоквартирном доме, где проживает истец, на нем лежит обязанность производить оплату электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно акту от 24.03.2009 г. принят общедомовой прибор учета электроэнергии №0603570801032940 жилого <адрес> в <адрес>, подъезд №1.
Согласно акту от 24.03.2009 г. принят общедомовой прибор учета электроэнергии №0603570706788539 жилого <адрес> в <адрес>, подъезд №2.
Согласно заключению комиссии МУП ГХ «СЗ по ЖКУ» от 09.06.2010 г., в результате обследования жилого <адрес> в <адрес> установлено, что несанкционированных подключений к системе электроснабжению дома не выявлено.
Доказательств, подтверждающих то, что приборы учета, установленные «Хабаровским государственным предприятием электрических сетей» Военно-морского флота не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к таким приборам, прокурором суду не представлено. При таких обстоятельствах следует согласиться с доводом ОАО «ДЭК» о том, что применение этих приборов в отсутствие иных, установленных жильцами дома, в качестве расчетного является правомерным, их установка соответствует положениям п.п.88, 139 постановления Правительства РФ №530 от 31.08.08 г. "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Гражданин-потребитель Капина З.П является нанимателем жилого помещения, расположенного в <адрес>.
Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе и плату за содержание общего имущества жилого дома. В соответствии с п.2 ст.156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Таким образом, обязанность по оплате коммунальной услуги «электроснабжение», израсходованной в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, лежит как на нанимателях жилых помещений по договору найма, так и на собственниках жилья на основании закона. При этом правомерно производится начисление платы за предоставление электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии.
В связи с изложенным требования прокурора нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска прокурору Краснофлотского района г.Хабаровска Третьяку Н.Н. отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 22.11.2010 г.