Дело № 2-4406/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе
Председательствующего судьи Симаковой М.Е.,
с участием :
заявителя Чибисова А.В., а также представителей заявителя Яскиной О.В., Мишиной М.В., Савельевой В.А.,
представителя прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска Совы А.В.,
при секретаре судебного заседания Алтуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чибисова А.В. о признании незаконным представления прокурора Краснофлотского районаг. Хабаровска от 02.09.2010 года об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307,
Установил:
Чибисов А.В. обратился в суд с заявлением о признании вынесенного в его адрес представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, № 55-2010/8к от 02.09.2010г. незаконным.
В обоснование заявленного требования указал на то, что он является начальником Хабаровского отделения филиала ОАО "ДЭК" - Хабаровскэнергосбыт", и в его адрес, по итогам проверки соблюдения норм жилищного законодательства при предоставлении электрической энергии жильцам дома, проведенной по заявлениям потребителей, проживающих по адресу: г. Хабаровск ул. <адрес>, прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска внесено представление № 55-2010/8к от 02.09.2010г. об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.06г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», поскольку данной проверкой установлено, что гражданам, проживающим по указанному адресу предъявляются к оплате платежные документы за потребленную электрическую энергию, исходя из коллективного прибора учета, без согласия собственников, тем самым нарушены требования федерального законодательства, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг.
Считает, что в действиях ДЭК отсутствуют нарушения действующего законодательства. В соответствии с требованиями жилищного законодательства, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов несут бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, содержание общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по оплате коммунальных услуг. Общий объем потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционального их показаниям. В доме по <адрес> был установлен общедомовой прибор учета СТЕ 561 п5-1-4м №52022, который принят комиссией, что позволяет его использовать в качестве расчетного в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителями многоквартирного дома. Действующим законодательством на управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем, отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей компанией МУП ГХ «СЗ СМО» и ОАО «ДЭК», которая в свою очередь делегировала все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учета. Условия заключенного Соглашения не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют.
При заключении договора энергоснабжения или Соглашения о взаимодействии, гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что в своем Представлении указывает прокурор, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы, на собственников возложена в силу закона.
Считает, что действия ОАО «ДЭК» по предъявлению к оплате платежных документов за потребленную коммунальную услугу-энергоснабжение совершаются в полном соответствии с требованиями законодательства и не влекут за собой нарушения жилищных прав граждан.
В судебном заседании заявитель Чибисов А.В., а также его представители, заявленные требования поддержали, указав на вышеизложенные обстоятельства. При этом дополнительно указали, что жилой дом по <адрес> имеет статус специализированного жилищного фонда, поскольку является общежитием и находится в собственности муниципалитета. Администрация города Хабаровска, являясь единственным собственником, в рамках заключенного «Договора управления муниципальными общежитиями, все помещения которых находятся в муниципальной собственности» от 19.06.2007 г. делегировало право на управление указанным домом МУП «СЗ по СМО» Из положений ч.2 ст. 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом управляющей организации. Полагает, что при установке общедомового прибора учета и принятии его в качестве расчетного, согласие собственников жилых помещений на принятие такого прибора не требовалось, поскольку от имени единственного собственника - администрации г. Хабаровска, выступала управляющая организация. Письма уведомительного характера об изменении с апреля 2009 года схемы оплаты за электроснабжение мест общего пользования, были направлены всем собственникам жилых помещений. Полагают, что установка общедомового прибора учета электроэнергии в данном доме является необходимостью, поскольку это позволит заставить жильцов общежития задуматься об экономии электроэнергии, а собственника о замене старых сетей, изношенность которых ведет в большим потерям. Взыскание с нанимателей платы за общедомовое потребление электроэнергии является законным, поскольку наниматели обязаны оплачивать коммунальные услуги.
Представитель заинтересованного лица, помощник прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Сова А.В. в суде возражал против заявленного требования, мотивируя тем, что представление прокурора является законным и обоснованным по обстоятельствам, изложенным в самом представлении. Пояснил, что основанием для внесения представления послужили результаты проверки, проведенной по обращению жильцов, которым к оплате за потребление электроэнергии на общедомовые нужды были предъявлены большие суммы, в несколько раз превышающие суммы за потребление электроэнергии в жилых помещениях. В ходе проверки было установлено, что «Хабаровскэнергосбыт» без согласия граждан изменил публичный договор энергоснабжения, при этом доказательств того, что каждый наниматель использовал именно - то количество энергии, которое было предъявлено к оплате, в ходе проверки представлено не было. Учитывая, что действия «Хабаровскэнергосбыт» нарушали права граждан- потребителей жилищно-коммунальных услуг, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг, что ведет к дестабилизации социальной обстановки и противоречит комплексу мер, направленных на плановый поэтапный переход к энергосбережению, прокурором было внесено представление, в котором прокурор потребовал провести служебную проверку и принять меры к устранению выявленных нарушений федерального законодательства.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено судом, по коллективному заявлению квартиросъемщиков, проживающих в общежитии, расположенном по адресу: г. Хабаровск ул. <адрес>, прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при предоставлении электрической энергии жильцам дома, в ходе которой было установлено, что плата за предоставление коммунальной услуги «электроснабжения» жильцам данного дома, начисляется с учетом доли потребления электроэнергии на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета, при этом плата за электроснабжение по квартирам, рассчитывается по нормативу потребления электроэнергии. Общедомовой прибор учета был установлен без согласия граждан, проживающих в многоквартирном доме, при этом установка индивидуальных приборов всем жильцам данного жилого дома не производилась. Изменении порядка оплаты с потребителями не согласовывалось и носило уведомительный характер.
По итогам проверки прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска внесено представление № 55-2010/8к от 02.09.2010 г. об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.06г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», руководителю Хабаровского отделения филиала ОАО "ДЭК" - Хабаровскэнергосбыт" Чибисову А.В. предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора Краснофлотского района и принять конкретные действенные меры к устранению выявленных нарушений федерального законодательства. В обязательном порядке рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, провести служебное расследование.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила).
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 3 Правил определено, что "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация- юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; а "потребителем", является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Абзацем 2 пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил,- исходя из нормативов потребленных услуг..
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются #M12291 9027690Гражданским кодексом Российской Федерации#S (#M12291 9027690ГК РФ#S), #M12291 9005478Жилищным кодексом РФ#S, #M12291 9005388Законом РФ "О защите прав потребителей"#S, и иными #M12291 9003426#S нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с данными законами.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Доводы заявителя о том, что начисление платы за электроэнергию, потребленной на общедомовые нужды, в соответствии с показаниями общедомового прибора учету, производилось на основании соглашение о взаимодействии между управляющей компанией, выступающей от имени собственника жилого дома - администрации города Хабаровска и ОАО "ДЭК", предоставившего ОАО «ДЭК» права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе коллективного прибора учета, не имеет правового значения, поскольку стороной договора энергоснабжения в случае, когда абонентом выступает гражданин, в силу закона, является энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация.
Норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Из материалов дела следует, что гражданам, проживающим в жилых помещениях дома по <адрес>, оплата начисляется по нормативу, в виду отсутствия индивидуальных приборов учета.
Коллективный (общедомовой) прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Обязательства по оплате приобретенного коммунального ресурса-электроэнергии по данным общедомового прибора учета, в данном случае, в соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ, статей 30,39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающими несение собственником жилого дома бремени содержания общего имущества, могли возникнуть у собственника жилого дома - администрации города Хабаровска, а не у гражданина - потребителя, которому оплата за потребленную электроэнергию начисляется исходя из норматива.
Пунктами 5, 26,30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг. При этом установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей, учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит- также для приготовления пищи.
При таких обстоятельствах, отдельное ежеквартальное начисление платы за общедомовые нужды не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, представление прокурора является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявления Чибисова А.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Чибисова А.В. о признании незаконным представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 02.09.2010 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления в Хабаровский краевой суд через суд Индустриального района города Хабаровска.
Судья Симакова М.Е.