Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 г. город Хабаровск
Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска Шилова О.М.
при секретаре: Кузькиной Е.С.,
с участием:
истца Кан Валерия Моисеевича, его представителя Алешкиной Ольги Юрьевны, полномочия которой определены в порядке предусмотренном п. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчика Караваевой Ирины Вячеславовны, действующей на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ-122 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кан Валерия Маисеевича к администрации города Хабаровска о признании права на приватизацию жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кан В.М. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании за ним права на передачу в собственность бесплатно жилого помещения - <адрес> в <адрес> в порядке приватизации. В обоснование заявленного требования истец указал на то, что данное жилое помещение было предоставлено ему в 1997 г., как служебное на основании ордера. До настоящего времени он использует его для своего проживания и членов своей семьи жены Цой Т.Г., несовершеннолетних детей Кан С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Кан Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования другим жилым помещением не приобрел. Спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебной в установленном законно порядке, истец считает, что занимает спорное жилое помещение по договору социального найма.
Истец Кан В.М. в суде поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель истца Алешкина О.Ю. в суде поддержала заявленное истцом требование, ссылаясь на то, что спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду, так как не прошла государственную регистрацию в установленном законом порядке. Она была закреплена за УВД по <адрес>, и после его ликвидации утратила статус служебного жилого помещения. Истец нуждается в предоставлении жилья, имеет выслугу лет более 10, и вправе пользоваться спорной квартирой по договору социального найма жилого помещения.
Представитель ответчика Караваева И.В. в суде иск полностью не признала, мотивируя тем, что спорное жилое помещение является служебным, и относится к муниципальному жилищному фонду, и в силу требований ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - не подлежит приватизации. В данном случае целевое назначение помещения не изменилось. Собственником спорной квартиры - муниципальным образованием не принималось решение о снятии с него статуса «служебного». Администрация <адрес> заинтересована сохранении за муниципальной квартирой истца статуса «служебное», и не согласна с его приватизацией.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Цой Т.Г. и Кан С.В. в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Заслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел следующему.
Статьей 6 ЖК РСФСР действовавшей в период принятия решения о придании спорному жилью статуса служебного установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно пункта 1 Приложения 3 к Постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 к объектам относящимся к муниципальной собственности относятся: объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно статье 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» действовавшего в на ряду с ЖФ РСФСР и урегулировавшего, отношения связанные с жилищным фондом установлено, что к муниципальному жилищному фонду отнесены фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Согласно выписки из реестра домов муниципального жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № передан в муниципальную собственность.
Распоряжением первого заместителя Главы администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> закреплена как служебная за Управлением внутренних дел <адрес> и предоставлена участковому инспектору <данные изъяты> района Кан В.М. на состав семьи.
На основании указанного распоряжения истцу Кан В.М. на спорную квартиру был выдан служебный ордер № на состав семьи жену Цой Т.Г., сына Кан С.В..
Как следует из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки и карточки регистрации истца: Кан С.В. с членами семьи зарегистрирован по месту жительства в спорной квартире с сентября 1997 г., с регистрационного учета не снимались.
Согласно статье 108 ЖК РСФСР действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения истцу, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; …
Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ УВД по <адрес>, выписки о прохождении службы, Кан В.М. состоит на службе в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, до мая 2009 г. проходил службу в УВД <адрес> (из них до июня 1999 г. являлся старшим участковым инспектором милиции 4 городского отдела милиции УВД <адрес>), с мая 2009 г. по настоящее время проходит службу в УВД по <адрес>, то есть более 10 лет.
Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в ст. 40 Конституции Российской Федерации. В этой связи сотрудник милиции как гражданин Российской Федерации вправе реализовать данное право на общих основаниях любым законным способом - путем найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, аренды жилого помещения у собственника, путем приобретения или строительства жилья за счет собственных средств, приватизации жилья и т.д.
Порядок и условия реализации конституционного права на жилье регламентированы жилищным и специальным законодательством.
Статья 30 Закона Российской Федерации «О милиции» содержит исключение из общего правила предоставления жилых помещений, и устанавливает дополнительные гарантии обеспечения жильем сотрудников милиции, обусловленные особенностями милицейского труда, предписывающая, что «лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность».
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) служебный жилищный фонд закрепляется на праве оперативного управления за подразделениями органов внутренних дел…в которых проходят службу сотрудники проживающие по месту нахождения этих подразделений.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из п.п. 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: служебные жилые помещения, а часть 2 указанной статьи императивно устанавливает, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правительство РФ выполняя это нормативное предписание в п. 14, 15 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещение к специализированному жилищному фонду…» установило, что орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
При таких обстоятельствах, с момента введения в действие ЖК РФ, придание спорному жилому помещению статуса специализированного жилищного фонда (служебного) должно быть осуществлено на условиях и в порядке установленном жилищным законом и приведенным постановлением Правительства РФ.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение на момент рассмотрения спора имеет статус специализированного жилищного фонда (служебного), и закреплено за УВД по <адрес> - по месту прохождения службы истцом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определениях Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, определение законодателем круга объектов, не подлежащих приватизации допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Кроме того, Конституционным Судом указано, что, разрешая вопрос о правопреемственности распространения на то или жилое помещение особого правого режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В настоящее время истец с семьей не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Принимая во внимание, что ответчик не подтвердил наличие особого правового режима и специальное целевое назначение служебной жилой площади относительно спорной квартиры, предполагающие заселение его определенным кругом работников, суд пришел к выводу, что спорное жилое помещение утратило статус служебного.
В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что истец пользуется спорным жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение не утратило статус служебного не соответствуют обстоятельствам установленным в ходе судебного разбирательства.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами российской федерации и субъектов российской федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено судом, истец ранее не принимал участие в приватизации жилых помещений.
Таким образом, истец, занимает спорное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", его требование является обоснованным и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить иск Кан Валерия Маисеевича к администрации города Хабаровска.
Признать за Кан Валерием Маисеевичем право на передачу в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения - <адрес> в городе Хабаровске.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней, через суд его вынесший.
Судья О.М. Шилова