Суд не усмотрел законных оснований в силу которых МОУ обязано иметь материально-техническое оснащение по нормативам, которые носят рекомендательный характер



Гражданское дело № 2-203/2011

Решение

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Симаковой М.Е.,

с участием

старшего помощника прокурора Индустриального района г. Хабаровска Морозовой -Макаровой М.В.,

представителя ответчика МОУ Гимназия №1 - Сомова Ю.А.,

представителя 3-его лица- Управления образования администрации г. Хабаровска- Решетовой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Алтуховой Е.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска, действующего в защиту интересов государства, к МОУ Гимназия №1 о возложении обязанности по приведению материально-технической базы в соответствии с нормативными документами,

Установил:

Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд в интересах государства к МОУ Гимназия № 1 с иском, которым просит возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а именно, привести материально-техническую базу образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствие с п. 14 и Положением № 1 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным приказом Министра обороны РФ № 96 и Министерства образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010г.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска была проведена проверка соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в МОУ Гимназия № 1. В ходе указанной проверки было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства РФ МОУ Гимназия № 1 не обеспечено необходимой материально-технической базой и оснащением образовательного процесса, методические пособия и оборудование не укомплектовано в полном объеме. Так, в образовательном учреждении отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Имеются наглядные пособия (плакаты) по образовательной программе ОБЖ, имеющей элементы обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Однако они не соответствуют списку материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Кроме того, в Гимназии полностью отсутствует медицинское имущество, предусмотренное Приложением № 1 к Инструкции. Отсутствие у ответчика необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным полноценное обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, чем нарушаются интересы государства.

В судебном заседании представитель истца - пом.прокурора Индустриального района г. Хабаровска Морозова-Макарова М.В. заявленные требования поддержала, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Гимназия № 1» Сомов И.А. действующий на основании доверенности, предъявленные требования не признал. Пояснил, что в гимназии обучение проводится по программам, обеспечивающим федеральный государственный стандарт образования. В настоящее время отдельного предмета - начальная военная подготовка, федеральный государственный стандарт образования не предусматривает. Начальные знания в области обороны учащиеся получают в рамках преподавания предмета - Основы безопасности жизнедеятельности. Обучение данному предмету ведется по программе под редакцией Воробьева Ю.А. Программно-методическое обеспечение, используемое на уроках ОБЖ, согласовано с уполномоченной организацией- МАУ г. Хабаровска «Центр развития образования». Всеми необходимыми учебниками, учебно- наглядными и методическими изданиями, рекомендованными и допущенными Миноборазования России к использованию в общеобразовательных учреждениям, гимназия обеспечена. Знания в области начальной военной подготовки, в объемах предусмотренных примерными программами, учащиеся получают, в противном случае, они не могли бы быть аттестованы по изучаемому предмету. Обучение навыкам стрельбы, действиям солдата в бою и т.п., предусматривающие получение практических навыков, проводятся во внеурочное время на базе воинской части 23718, а также в рамках городской комбинированной военно-спортивной игры «Патриот». Кроме того, в гимназии проводятся иные мероприятия во внеурочное время, в ходе которых учащиеся школы получают знания в области военной подготовки. Считает, что ряд методических и наглядных пособий, наличие которых требует прокурор, для обучения не требуется, так как темы, в ходе изучения которых, данный методический материал нашел бы свое применение, в школе не изучаются. Приборы химической и радиационной разведки, пакеты противохимические индивидуальные и ряд другого рекомендуемого имущества не могут храниться в кабинетах, где проводиться обучение, так как содержат радиоактивные и отравляющие вещества.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации г. Хабаровска Решетова Т.В., действующая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, указала на обстоятельства, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований прокурору надлежит отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны.

Согласно Положению о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441, подготовка граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) к военной службе организуется в соответствии с федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании", настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

Подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, к которым относятся государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности.

Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Совместным приказом Министра обороны РФ № 96 и Министерства образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010г. утверждена «Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (Инструкция).

Пунктом 4 Инструкции предусмотрено, что к функциям Минобрнауки России относится утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения государственных образовательных стандартов" федеральных государственных образовательных стандартов, предусматривающие обязательность получения гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы; а также разработка совместно с Минобороны России требований к учебно-материальной базе образовательных учреждений в части обеспечения получения гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Согласно п.11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения военной службы.

Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в Приложении № 1 к указанной выше Инструкции.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Гимназия № 1 создана администрацией г. Хабаровска в лице управления образования администрации города Хабаровска (Учредитель). Источниками формирования финансовых ресурсов являются: бюджетные средства, внебюджетные средства, средства, полученные за предоставление обучающимися дополнительных платных образовательных и иных услуг, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, другие источники в соответствии с действующим законодательством.

Начальные знания в области обороны и подготовки по основам военной службы преподаются в Гимназии № 1 в рамках учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В программу курса ОБЖ для обучающихся 10-х - 11-х классов введен раздел «Основы военной службы», в ходе изучения которого учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10 класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, на проведение которых выделяется пять дней ( 40 часов учебного времени), что соответствует требованиям Инструкции.

В судебном заседании прокурор, настаивая на необходимости приобретения ответчиком всей учебной литературы, учебно-наглядных пособий и медицинского имущества по нормативам и в комплектности рекомендуемым в Приложении №1 к Инструкции, не смогла указать с какой целью надлежит приобрести имущество, применение которого в процессе обучения не предусмотрено, не смогла уточнить в какой комплектности надлежит приобрести данное имущество, а также, не отрицая в судебном заседании тот факт, что гимназия укомплектована учебно-наглядными пособиями в соответствии с учебным планом по предмету ОБЖ не смогла пояснить, почему имеющиеся в гимназии учебно-наглядные пособия подлежат замене. Доводы прокурора, что программа ОБЖ полежит расширению, с целью углубленного изучения основ военных знаний и подготовки, суд расценивает как несостоятельные, поскольку гимназия, в рамках образовательного процесса обязана полностью обеспечить реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта, дополнительные предметы в учебную программу могут водиться предметы лишь по выбору самих обучающихся.

В судебном заседании прокурор, в обоснование своих требований, не смог пояснить суду, обязанность по производству каких конкретных действий по приведению материально-технической базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями Инструкции, суд должен возложить на ответчика, поскольку оснащение материально-технической базы по рекомендуемым нормативам повлечет за собой финансовые затраты, в то время как финансирование расходов на приобретение учебных пособий и технических средств обучения являются полномочиями министерства образования Хабаровского края и не входят в компетенцию образовательного учреждения либо администрации города.

Так, согласно постановлению Мэра г. Хабаровска от 09.03.2005г. № 374 «О муниципальных образовательных учреждениях в городе Хабаровске» образовательное учреждение финансируется полностью или частично за счет средств городского бюджета и других разрешенных законодательством источников. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения деятельность учреждения осуществляется согласно смете доходов и расходов, утвержденной Учредителем.

Согласно ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 2.7 постановления Губернатора Хабаровского края от 20.05.2006г. № 116 «О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования» приобретение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения относится к расходам на обеспечение образовательного процесса, объем которых устанавливается в процентом отношении к общему размеру нормативов финансирования расходов образовательных учреждений края на реализацию основных общеобразовательных программ в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год. Согласно методике расчетов, утвержденной данным постановлением, расходы на приобретение учебно-наглядных пособий составляют не менее 2% от фонда оплаты труда учреждения. Смета расходов на приобретение учебно-наглядных пособий утверждается в январе текущего года и включает в себя приобретение учебно-наглядных пособий по всем предметам общеобразовательных программ

Учитывая, что совместный приказ Министра обороны РФ № 96 и Министерства образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010г, которым была утверждена Инструкция, вступил в законную силу с 14 мая 2010 года, а смета расходов на приобретение учебно-наглядных пособий была утверждена в январе 2010 года, утверждения прокурора о том, что гимназия должна принять все исчерпывающие меры, в том числе и активизировать работу среди родителей, с целью получения от родителей добровольных пожертвований для улучшения материально-технической базы гимназии, не соответствуют закону, поскольку гимназия должна соблюдать установленных порядок расходования бюджетных средств, а решения о сборе денег, спонсорской помощи или добровольных пожертвованиях, могут быть приняты на родительских собраниях или конференциях, созванных по инициативе самих родителей.

Оценив доказательства в их совокупности, исходя из обстоятельств дела и предмета спора, суд считает, исковые требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Инструкция, на которую ссылался прокурор в обоснование заявленных требований, предусматривает задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не только в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, но и в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, которые все именуются в Инструкции как образовательные учреждения ( п.2).

Как пункт как п.14 Инструкции, так и Приложение №1, содержат рекомендации по оснащению материально-технической базы всех образовательных учреждений безотносительно к программам обучения, применяемых в образовательных учреждениях разного уровня.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени федеральный образовательный стандарт предусматривает получение гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в период обучения в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, к которым относится Гимназия №1, в рамках предмета ОБЖ.

Обязательные требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений в части обеспечения получения гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы Минобрнауки России и Минобороны России, не разработаны.

В судебном заседании доводы ответчика о том, что в рамках преподавания ОБЖ материально-техническое оснащение гимназии соответствует требованиям программы, прокурором не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований, в силу которых муниципальное образовательное учреждение для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обязано иметь материально-техническое оснащение по нормативам, которые носят рекомендательный характер, и считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований прокурору Индустриального района г. Хабаровска о возложении обязанности на МОУ Гимназия №1 об устранении нарушений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в десятидневный срок с даты изготовления решения в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья М.Е. Симакова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200