В удовлетворении заявления отказано, поскольку принятым решением прокурора, права заявителя не затронуты.



Гражданское дело № 2-336/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 г. г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Симаковой М.Е.,

с участием представителя заявителя Гончаровой О.Г.,

при секретаре судебного заседания Алтуховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» об оспаривании решения прокурора Индустриального района г. Хабаровска от 08 октября 2010 года,

Установил:

ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ОАО «ДГК») обратилось в суд с заявлением, которым просит признать незаконным решение прокурора Индустриального района г. Хабаровска от 08 октября 2010 года, указывая на то, что прокурором Индустриального района г. Хабаровска 08.10.2010г. вынесено решение о законности и обоснованности внесённого 06.08.2010 г. заместителем прокурора Индустриального района г. Хабаровска представления об устранении нарушений жилищного законодательства. В представлении было указано на неправомерность действий филиала ХТСК ОАО «ДГК» по ограничению и прекращению подачи тепловой энергии на объекты ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России (западная трибуна, южная трибуна, ОПБ, ССК, ЛАМ, теннисные корты стадиона им. Ленина). Представление заместителя прокурора Индустриального района г. Хабаровска основано на утверждении о том, что со стороны ОАО «ДГК» ХТСК в отношении ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России имело место нарушение действующего гражданского законодательства, а именно, Указа Президента РФ от 23.11.1995 г. № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», а также Постановления Правительства РФ от 29.05.2002 г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счёт средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства». Однако ОАО «ДГК» ХТСК полагает, что действия по введению в отношении ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России санкций по ограничению и прекращению подачи энергоресурсов не являются противоправными, так как были осуществлены на основании гражданского законодательства и в соответствии с условиями государственных контрактов, заключённых с указанным абонентом.

В ходе рассмотрения дела заявителем требования были уточнены, в результате чего ОАО «ДГК» просила признать незаконными представление зам.прокурора Индустриального района г. Хабаровска от 06.08.2010г. об устранении нарушения законодательства об энергоснабжении объектов Министерства обороны Российской Федерации и решение прокурора Индустриального района г. Хабаровска от 08.10.2010г.

В судебном заседании представитель заявителя Гончарова О.Г., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала, указав на обстоятельства, изложенные в заявлениях. Пояснила, что отключение объектов было осуществлено в связи с тем, что КЭЧ не оплачивала потребленную тепловую энергию, не представило сведения о лимитах тепловой энергии. Ссылка прокурора на Указ необоснованна, поскольку военная служба в КЭЧ не предусмотрена, а следовательно, ограничения на отключения полдачи тепловой энергии в данном случае не распространяются.

В судебное заседание прокурор Индустриального района г. Хабаровска, ни его представитель, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между филиалом «ХТСК» ОАО «ДГК» и Хабаровской КЭЧ 01.11.2008г. заключены государственные контракты на поставку тепловой энергии в горячей воде (№№125009, 94009). Согласно п.1.1 каждого из указанных государственных контрактов энергоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть, а абонент на условиях контракта принимает и оплачивает тепловую энергию.

15.01.2010г. филиалом ОАО «ДГК» «ХТСК» в адрес ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны РФ были направлены уведомления об изменении нумерации договоров с 01.01.2010г. на №№ 1326 и 1303 соответственно.

Судом установлено, что в нарушение указанных контрактов, ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России не выполнила условия контракта в части оплаты за потребляемую тепловую энергию, в результате чего образовалась задолженность ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» за тепловую энергию.

Прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска по поручению прокуратуры Хабаровского края проведена проверка вводимых ограничений поставки и отключения электроэнергии и тепловой энергии на объектах Министерства обороны Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что ОАО «ДГК» вручало ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России предупреждение о самоограничении, ограничении подачи тепловой энергии 08.07.2010г. на объектах Министерства обороны РФ: западная трибуна, южная трибуна, ОПБ, ССК, ЛАМ, теннисные корты (стадион им. Ленина, 1,2,9,10,13,14). 09.07.2010 года было вручено предупреждение о прекращении подачи тепловой энергии с 14-00 13.07.2010г. на указанных выше объектах.

13.07.2010г. было произведено отключение теплоснабжения стадиона им. Ленина в тепловой камере путем закрытия задвижек на подающем и обратном трубопроводе. 14.07.2010г. было произведено отключение теплоснабжения в зданиях спортивного корпуса СКА, столовой ОДОРА в тепловой камере МУПТС с видимым разрывом данных объектов от теплоснабжения. По данному факту зам. прокурора Индустриального района г. Хабаровска Сидоровой А.А. в адрес директора филиала ОАО «ДГК» «ХТК» вынесено представление № 2-тр от 06.08.2010г. об устранении причин и условий, способствующих нарушению законодательства об энергоснабжении объектов Министерства обороны Российской Федерации.

ОАО «ДГК» в прокуратуру Индустриального района г. Хабаровска подало жалобу на указанное выше представление.

Прокурором Индустриального района г. Хабаровска была рассмотрена жалоба ОАО «ДГК» «ХТК» и 08.10.2010г. было вынесено решение о том, что представление от 06.08.2010г. законно и обоснованно.

Не согласившись с представлением зам. прокурора и решением прокурора Индустриального района г. Хабаровска по жалобе, ОАО «ДГК» «ХТК» обратилось в суд.

Статьей 245 ГПК РФ предусмотрено, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" были установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, обязательные для включения в договоры энергоснабжения, заключаемые с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).

К особым условиям данным постановлением отнесена обязанность поставщика и энергоснабжающей организации не производить ограничение подачи газа, электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счет. Обязанность потребителя заключается в предоставлении подтверждения наличия установленного ему лимита в рамках бюджетных обязательств; оплате потребленной энергии ежемесячно в полном объеме в пределах доведенных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств; информировании главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о необходимости исполнения поставленных в установленном порядке на учет в органе федерального казначейства обязательств по оплате газа, электрической и тепловой энергии при несвоевременном поступлении средств на его лицевой счет, открытый в органе федерального казначейства.

Согласно ч. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

То есть право энергоснабжающей организации на отказ от исполнения договора может быть ограничено на основании закона или иных правовых актов.

Доводы заявителя о том, что в соответствии с положениями государственных контрактов, а также Постановления № 364, предусмотрено право энергоснабжающей организации прекращать подачу тепловой энергии полностью или частично в случае превышения лимитов теплопотребления, а также в случае непредоставления лимитов в натуральном и стоимостном выражении (п.3.2.8)., суд отклоняет.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.95 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.

Утверждения заявителя о том, что контрагентом по государственным контрактам №№ 1326, 1303 для ОАО «ДГК» выступает ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России, а не воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, суд расценивает как несостоятельные.

Приказом Минобороны РФ от 23 июля 2004 г. N 222 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу и материальные и денежные средства соединений (воинских частей), а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность включает в себя деятельность соединений (воинских частей) по использованию их материально-технической базы, материальных и денежных средств в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, направленная на поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений (воинских частей).

К объектам учебно-материальной базы боевой подготовки относятся: плац, спортгородок, огневые городки, стрельбища, тиры, полигоны, танкодромы, автодромы, машинодромы и вододромы и другие аналогичные объекты. К объектам учебно-материальной базы воспитательной работы относятся: клубы, библиотеки, радиоузлы, комнаты (каюты) досуга, комнаты боевой славы (истории), музеи, центры (пункты) психологической помощи и реабилитации, телевизионные центры, кино-видеообъединения, кино-видеопрокатные пункты и другие аналогичные объекты.

В Министерстве обороны Российской Федерации непосредственно вопросами обеспечения контроля за эксплуатацией, содержанием и своевременным ремонтом казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, находящихся в пользовании воинских частей (п. 16 Положения о КЭЧ) занимаются квартирно-эксплуатационные органы, к числу которых относятся Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации (КЭУ Министерства обороны Российской Федерации), квартирно-эксплуатационные службы военных округов, квартирно-эксплуатационные части районов и т.п. Полномочия КЭЧ гарнизонов определены Приказом Министра обороны СССР "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" 1977 г. N 75 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Обязанности должностных лиц вооруженных сил, регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Обязанность по проверке правильности эксплуатации воинскими частями зданий, принятию мер по их сохранению и своевременному ремонту, а также по контролю за использованием и сохранностью закрепленных за КЭЧ зданий, в соответствии с УГ и КС возложена на начальника КЭЧ района.

Поскольку Хабаровская КЭЧ района согласно Уставу является некоммерческой бюджетной организацией, и создана в целях обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных Сил РФ, при этом в деятельность по обеспечению выполнения уставных задач включает в себя организацию эксплуатации специальных объектов воинских частей, обеспечение руководства и контроля за ходом подготовки и проведения отопительного периода, суд отклоняет доводы заявителя о том, что военная служба и военные должности в квартирно-эксплуатационной части не предусмотрены, и считает, что объекты, на которых было произведено отключение подачи тепловой энергии, относятся к объектам, перечисленным Указом N 1173, в связи с действия заявителя по ограничению потребления тепловой энергии противоречат положениям статей 523, ч. 1 ст. 546 ГК РФ.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действиями заместителя прокурора Индустриального района г. Хабаровска, внесшего представление об устранение нарушений жилищного законодательства, как и решением прокурора Индустриального района г. Хабаровска по жалобе ОАО «ДГК» на действия заместителя прокурора, вынесшего представление, права заявителя не нарушались.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» о признании представления заместителя прокурора Индустриального района г. Хабаровска от 06 августа 2010 года, решения прокурора Индустриального района г. Хабаровска от 08 октября 2010года, незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Хабаровский краевой суд, через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья Симакова М.Е.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200