Гражданское дело № 2-305/2011
Решение
Именем Российской Федерации
21 января 2011 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Симаковой М.Е.,
с участием:
Байкова А.А., Байковой К.М. ( истцов),
Дутовой И.В. ( представителя ответчика),
Путиловой М.И. ( представителя 3-его лица),
при секретаре судебного заседания Алтуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байкова А.А., Байковой К.М. к администрации г. Хабаровска о признании права пользования жилым помещением,
Установил:
Байков А.А., Байкова К.М., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Байковой В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд к администрации г. Хабаровска с иском, которым просят признать за ними право пользования жилым помещением - квартирой <адрес> на условиях договора социального найма, а также обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на указанное помещение.
В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что Байков А.А. являлся военнослужащим войсковой части 51460 до момента исключения его из списков части. Решением жилищной комиссии № 16 от 18.12.2009г. ему была распределена двухкомнатная квартира <адрес>, которую ранее занимал военнослужащий К. и освободил её в связи с тем, что ему в порядке улучшения жилищных условий была распределена другая квартира. Администрация г. Хабаровска отказала им в заключении договора социального найма, а также в открытии лицевого счета на данное жилое помещение. Считая отказ администрации незаконным, Байковы обратились с данным иском в суд.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Хабаровска Дутова И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав на то, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, при этом собственник жилищного фонда решение о предоставлении данной квартиры истцам не принимал, в связи с чем, вселение и пользование данной квартирой истцами, нельзя признать законным.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГУ «Краснореченская КЭЧ района» Министерства обороны России Путилова М.И., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Жилое помещение - квартира <адрес> относилась к государственному жилищному фонду и находилась в ведении Министерства обороны РФ.
В состав муниципального жилищного фонда г. Хабаровска спорное жилое помещение принято на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю № 1701 от 14.11.2007 г.
В судебном заседании установлено, что капитан Байков А.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части №. Первый контракт с ним заключен был на период обучения в военном университете войсковой ПВО и на 5 лет после его окончания с ДД.ММ.ГГГГ Последний контракт заключен с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года военной службы до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Командующего ДВО от ДД.ММ.ГГГГ № Байков А.А. уволен из рядов ВС РФ по пп. «б» ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья).
Календарная выслуга капитана Байкова А.А. по состоянию на 01.12.2009г. составляет 11 лет 04 месяца.
Их справки, выданной начальником штаба войсковой части № следует, что в личном деле Капитана Байкова А.А. в качестве членов семьи указаны его жена - Байкова К.М. и дочь Байкова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением жилищной комиссии войсковой части № от 18.12.2009г., капитану Байкову А.А. была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес> на состав семьи три человека.
Как установлено судом, ранее спорное жилое помещение (до вселения в нее семьи капитана Байкова А.А.) предоставлялось военнослужащему войсковой части № К. на состав семьи по ордеру №125 от 07.08.2001г. Согласно поквартирной карточке на спорную квартиру К. и члены его семьи снялись с регистрационного учета 12 января 2010 года, после чего лицевой счет на квартиру был закрыт; в настоящее время квартира значится свободной, что подтверждается Формой № 36 от 21.01.2011 года.
Материалами дела подтверждено, что за истцами, а также на квартиру № 71 дома № 10 по ул. Автобусной г. Хабаровска отсутствует регистрация прав собственности.
Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим предусмотрен Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация имеет неограниченные права собственника на указанное жилое помещение; решение о выделении данной квартиры истцу собственник не принимал; обеспечение жильем военнослужащих должно осуществляться за счет жилищного фонда Российской Федерации, суд не принимает.
Военная служба, в силу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Конституция Российской Федерации гарантирует малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40). Так, согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в особую категорию граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для которых установлен льготный порядок реализации права на обеспечение бесплатным жильем, выделены военнослужащие. Порядок приобретения и реализации ими этого права регулируется жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих ограничены. Указанное ограничение выражается в установлении для органов местного самоуправления обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случаях освобождения этих жилых помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.
Такое ограничение прав органов местного самоуправления, выступающих в роли наймодателей, не противоречит ч. 3 ст. 65 ЖК РФ предусматривающей, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма (собственник или управомоченное им лицо), помимо обязанностей, определенных в ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством, т.е. обязанности, установленные ч. ч. 1 и 3 ст. 65 ЖК РФ и п. 5 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, а также ч. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает правомерность приобретения гражданами (в том числе военнослужащими) прав владения и пользования имуществом собственника в силу закона.
Таким образом, у органов местного самоуправления нет объективных оснований для невыполнения требований ЖК РФ и Закона о статусе военнослужащих, в частности пункта 5 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих которым законодательно установлено право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ и ст. 672 ГК РФ в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Принятие жилищной комиссией решение о выделении спорной квартиры истцу было произведено в соответствии с установленным порядком.
Факт вселения и проживания Байкова А.А. и членов его семьи никем не оспорен, требования о выселении не предъявлялись.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика, о том, что у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на спорное жилое помещение, суд отклоняет, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов, при наличии решения правомочного органа о предоставлении спорного жилого помещения, не может повлечь негативные последствия для гражданина в возможности реализации им конституционного права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Суд приходит к выводу, что вселение истца и членов его семьи в квартиру <адрес> не носило самоуправный характер, поскольку Байков А.А. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял в очереди на получение жилья, решение о предоставлении жилого помещения Байкову А.А. и членам его семьи было принято правомочным органом, в порядке очередности, и с учетом выслуги лет военнослужащего Байкова А.А. и его увольнением из рядов ВС РФ по состоянию здоровья, он и члены его семьи должны были обеспечиваться жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать за Байковым А.А., Байковой К.М., несовершеннолетней Байковой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением - квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.
Возложить на администрацию города Хабаровска обязанность заключить с Байковым А.А., как с нанимателем, договор социального найма на квартиру <адрес>, указав в данном договоре Байкову К.М., Байкову В.А. в качестве членов семьи нанимателя.
На решение может быть подана кассационная жалоба в десятидневный срок в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд.
Судья М.Е. Симакова