признание незаконным бездействия и возложении обязанности



Дело №2-400/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года город Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Тарасовой А.А.

при секретаре Старковой Ю.Ю.

с участием Ханько Е.А. (представителя истца), Семенова С.В., Потаповой Н.Я., Матафонова В.Р. (истцов), Семеновой Н.С. (представителя истца), Клименко Е.М., Воронковой Е.Н. (представителей ответчиков), Ногинской О.П. (представителя третьего лица),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Хабаровска в интересах Семенова Сергея Владимировича, Потаповой Натальи Яковлевны, Матафонова Владимира Рейновича и неопределенного круга лиц к Администрации г. Хабаровска, департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Хабаровска обратился в суд в интересах Семенова С. В., Потаповой Н. Я., Матафонова В. Р. и неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Хабаровска, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование иска указали, что проведенной проверкой установлено, что жилой дом <данные изъяты> в составе ветхого государственного жилищного фонда (ОАО «Хабаровская судоверфь») включен в городскую программу «Переселение граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010гг.», разработанную в соответствие с подпрограммой «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2002 № 33, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 865, Постановлением Правительства РФ от 22.01.2002 № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» признано утратившим силу. Глава администрации Хабаровского края распоряжением № 33-р от 29.06.1998 возложил обязанность на Администрацию г. Хабаровска принять в муниципальную собственность жилой фонда ОАО «Хабаровская судоверфь», в том числе и жилой дом № <данные изъяты> в г. Хабаровске. Однако, действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления не производилось. Согласно распоряжению Мэра города Хабаровска от 20.01.1999 № 27-р «О жилищном фонде ОАО «Хабаровская судоверфь» указанный дом принят на техническую эксплуатацию и содержание. С 2008 года по настоящее время управляющая организация ООО «Дебют-Сервис» осуществляет ремонт и содержание данного дома за счет средств жильцов дома. Также прокурорской проверкой установлено, что по информации Территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю Министерства имущественных отношений Хабаровского края и Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска сведения о жилом доме № <данные изъяты> в г. Хабаровске в реестрах федерального, краевого и муниципального имущества отсутствуют. Указанный жилой дом находился в собственности ОАО «Хабаровская судоверфь», которая решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.01.1998 г. признано несостоятельным (банкротом)., в связи, с чем на основании ст. 98 ФЗ от 08.01.98г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) с даты принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника ОАО «Хабаровская судоверфь». Согласно п. 4 ст. 104 Федерального закона от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действовавшего на период признания ОАО «Хабаровская судоверфь» банкротом, жилищный фонд социального использования подлежит передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 настоящей статьи. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Пунктом 5 ст. 104 данного Федерального закона установлено, что передача объектов, указанных в п. 4 ст. 104, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Жилой дом №<данные изъяты> в г.Хабаровске расположен в административных границах Городского округа «город Хабаровск» и до настоящего времени не отнесен к муниципальной собственности, чем нарушены требования ст. 104 Федерального закона от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и требования п. 1 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную, республик в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано имущество, которое может находиться в федеральной собственности; также установлен порядок безвозмездной передачи федерального имущества из федеральной собственности в муниципальную в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Согласно Приложению №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности. В силу п.п. 4, 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация содержания муниципального жилищного фонда отнесены к вопросам местного значения городского округа. Таким образом, законодателем в процессе разграничения уровней государственной собственности на недвижимое имущество в отношении жилищного фонда установлен только один вид собственности - муниципальная собственность и определен его владелец - муниципальное образование, на территории которого расположен жилой фонд. Отсутствие правоустанавливающих документов на передачу имущества не исключает возможность принятия домов в муниципальную собственность, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность объекты недвижимости относятся к объектам жилищного фонда, и обязанность их принятия в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона (Определение ВАС РФ от 19.09.2008 № 11840/08). При обследовании технического состояния жилого дома № <данные изъяты> в г.Хабаровске выявлены нарушения п.п.2.6.2, 3.3.1, 3.3.3, 3.3.4, 3.5.1, 3.5.2, 4.1.6, 4.2.1.1, 4.3.1, 4.4.1, 4.4.2, 4.5.1, 4.6.1.1, 4.7.1/, 4.7.2, 4.8.11, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170, а именно: нижние брусья наружных стен повреждены гнилью, наблюдается осадка дома; отмостка по периметру здания отсутствует, не обеспечен отвод грунтовых вод и атмосферных осадков от стен здания; на внутренних деревянных стенах, как в жилых помещениях, так и в местах общего пользования, местами наблюдается выпучивание стен с растрескиванием и отслоением штукатурного слоя; внутренние перегородки местами имеют выпучивание и осадки с растрескиванием и отслоением штукатурного слоя; в местах общего пользования (лестничная клетка) и в обследованной квартире № <данные изъяты> местами наблюдается деформация и осадка конструкций деревянного пола, а также местами имеются просадки и зыбкость полов; оконные и дверные заполнения, как в жилых помещениях, так и в местах общего пользования местами повреждены гнилью, наблюдаются неплотности по периметру дверных коробок и зазоры в притворах; на лестничной клетке стены местами имеют деформацию с растрескиванием штукатурного слоя; чердачное помещение захламлено строительным и бытовым мусором; на металлической кровле при ее визуальном осмотре со стороны чердачного помещения местами наблюдаются неплотности в местах
примыкания и сквозные отверстия в металлических листах, в результате чего
во время атмосферных осадков и при таянии снега происходит увлажнение
конструкций чердачного помещения с последующим подтоплением жилых
помещений второго этажа; на вводе в здание теплопроводов центрального отопления установлены неисправные приборы КИП (манометры). Таким образом, бездействием администрации города нарушены жилищные права граждан, жилой дом <данные изъяты> в г.Хабаровске находится в аварийном состоянии, что угрожает причинением вреда жизни и здоровью проживающим в доме гражданам. Обращение прокурора в интересах жильцов дома №<данные изъяты> в г.Хабаровске обусловлено тем, что на протяжении длительного времени Администрацией г.Хабаровска не принимаются действенные меры по принятию дома <данные изъяты> в г.Хабаровске в муниципальный жилищный фонд г. Хабаровска. Кроме того, указанным бездействием Администрации г.Хабаровска затронуты права неопределенного круга лиц, которые могут претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма в указанном жилом доме при отсутствии законных оснований для проживания у граждан, занимающих жилые помещения в доме <данные изъяты> в г.Хабаровске. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления права на жилище. На основании вышеизложенного, реализация конституционного права на жилье для проживания не может быть поставлена в зависимость от выполнения формальностей органами местного самоуправления. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Хабаровска, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность дома <данные изъяты> в г. Хабаровске. Возложить обязанность на Администрацию г. Хабаровска принять жилой дом в муниципальную собственность, исключив из числа передаваемых жилых помещений полностью приватизированные квартиры, принять обязанность по надлежащему содержанию и техническому обслуживанию дома <данные изъяты> в г. Хабаровске, как на собственника муниципального имущества.

Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13.12.2010 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены- Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска.

В судебном заседании представитель истца прокуратуры г. Хабаровска -Ханько Е.А., истцы Потапова Н.Я., Матафонов В.Р., Семенов С.В. и его представитель Семенова Н.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, ссылаясь на доводы изложенные в иске.

Представители ответчиков Администрации г. Хабаровска -Клименко Е.М., действующий на основании доверенности, и департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска - Воронкова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признали, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, представили отзывы в письменном виде.

Представитель третьего лица- территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю- Ногинская О.П., действующая на основании доверенности, считает требования прокурора г. Хабаровска законными и обоснованными, представила отзыв на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края №279 от 25.11.1992г. утвержден план приватизации Хабаровской судоверфи, находящейся в федеральной собственности.

Правопреемником названного предприятия стало акционерное общество открытого типа, в уставный капитал которого жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. <данные изъяты>» включен не был и остался в государственной собственности. Условие о передаче спорного объекта в муниципальную собственность в плане приватизации и приложенном к нему акте отсутствует.

При таких обстоятельствах ссылки истцов на п.4 ст.104 Федерального закона от 08.01.1998г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), являются не обоснованными. Поскольку в конкурсную массу организации-банкрота включается имущество, которым данная организация владеет на праве собственности.

Как следует из сообщения подразделения по г. Хабаровску КГУП «Хабаровскрайинвентаризация» от <данные изъяты>. на строение №<данные изъяты> зарегистрировано право государственной собственности за Хабаровской судоверфью, на основании решения Индустриального райисполкома от <данные изъяты> выдано регистрационное удостоверение №<данные изъяты>

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, регламентирован Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ, согласно которому решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.

Таким уполномоченным органом на территории Хабаровского края является ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю.

Судебное решение не должно подменять законодательно установленную процедуру передачи дома из федеральной собственности в собственность муниципальную, не должно освобождать соответствующие государственные федеральные структуры от исполнения обязанности по передаче жилого дома в муниципальную собственность с соблюдением всех необходимых условий.

Поскольку доказательств принятия уполномоченным органом решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную, истцами не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Прокурору г. Хабаровска в интересах Семенова Сергея Владимировича, Потаповой Натальи Яковлевны, Матафонова Владимира Рейновича и неопределенного круга лиц к Администрации г. Хабаровска, департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в Хабаровский краевой суд через суд его вынесший.

Судья А.А. Тарасова

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200