Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 г. город Хабаровск
Судья Индустриального районного суда города Хабаровска Шилова О.М.,
при секретаре: Булгаковой А.А.,
с участием:
заявителя Ефименко Марины Степановны, ее представителя адвоката Фигаль А.С., имеющей регистрационный номер № в реестре адвокатов Хабаровского края, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованных лиц: Дальневосточного регионального центра МЧС России, начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России и председателя жилищной комиссии Дальневосточного регионального центра МЧС России -Гулич Юлии Викторовны, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ефименко Марины Степановны об оспаривании действий начальника Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и решения жилищной комиссии Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Ефименко М.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России генерал-майора Соловьёва А.В., утвердившего решение жилищной комиссии Дальневосточного регионального центра МЧС России о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, попросив признать их незаконными и восстановить с ДД.ММ.ГГГГ в очереди на улучшение жилищных условий в Дальневосточном региональном центре МЧС России, с составом семьи из 3-х человек.
В обоснование заявленных требований Ефименко М.С. указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия Дальневосточного регионального центра МЧС России вынесла решение о снятии ее с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправомерными действиями жилищной комиссии регионального центра, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Заявитель считает указанное решение незаконным, по следующим основаниям. Она является сотрудником Федеральной противопожарной службы МЧС России. Федеральная противопожарная служба (далее - ФПС) является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. На сотрудников ФПС России распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, включая обеспечение жильем, установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений", приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, а также членов их семей, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Учёт военнослужащих, сотрудников ГПС и спасателей, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) и Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел», введенным в действие в МЧС России приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляется жилищными комиссиями структурных подразделений по списку очередников. действия жилищной комиссии связаны с тем, что ст. 56 Жилищного кодекса РФ и федеральное законодательство не предусматривают такого основания для снятия с учёта нуждающихся как отсутствие федеральных законов об обеспечении жильём отдельных категорий граждан. Военнослужащие, сотрудники ГПС и спасатели, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных законом.
Заявитель Ефименко М.С. в суде уточнила заявленные требования, попросив суд признать незаконными действия начальника Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также, решение жилищной комиссии Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, пояснив вышеизложенные обстоятельства.
Представитель заявителя адвокат Фигаль А.С. в суде поддержала доводы Ефименко М.С..
Представитель заинтересованных лиц Гулич Ю.В. в суде возражала против заявленных Ефименко М.С. требований, в обоснование возражений пояснила следующее. Законодательные акты, на которые ссылается заявитель, по ее мнению, не имеют правового значения. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» «до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону» (статья 4). Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (статья 49 ЖК РФ). До настоящего времени ни федеральный закон, ни указ Президента Российской Федерации, устанавливающие особый порядок признания сотрудников ФПС нуждающимися в жилых помещениях, не приняты. Соответственно, сотрудники ФПС наравне с другими гражданами могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях только органами местного самоуправления, как это предусмотрено в ЖК РФ. Таким образом, жилищная комиссия регионального центра неправомерно признала ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Частью 5 статьи 52 ЖК РФ установлен срок для вынесения решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, а не срок для отмены жилищными комиссиями ранее принятых ими решений. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией регионального центра было принято решение о снятии М.С Ефименко с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не об отказе в принятии на учет. Жилищной комиссией регионального центра срок, установленный частью 5 статьи 52 ЖК РФ, не был нарушен. Заявитель была снята с учета нуждающихся в связи с выявлением неправомерных действий членов жилищной комиссии регионального центра, которые в нарушение законодательства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ поставили её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В результате сотрудники ФПС, в том числе и М.С. Ефименко, признанные нуждающимися до ДД.ММ.ГГГГ, были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Заслушав заявителя, ее представителя, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела суд пришел к следующему.
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДВ РЦ МЧС России майору внутренней службы Ефименко М.С. подтверждается, что она с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в должности главного специалиста государственной противопожарной службы ДВ РЦ МЧС России.
Как следует из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ДВ РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, Ефименко М.С. поставлена в очередь нуждающихся в жилье согласно поданного рапорта.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, майор внутренней службы Ефименко М.С. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ (в связи с неправомерными действиями жилищной комиссии регионального центра).
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ,Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 статьи 4 вышеуказанного закона определен порядок преодоления пробелов и коллизий правовых норм, содержащихся, как в актах обладающих одинаковой с настоящим законом юридической силой, так и не обладающих, но регулирующих жилищные отношения, путем применения их постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему (вводному) Федеральному закону.
Статьей 6 указанного вводного закона установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 52 ЖК РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из содержания пункта 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 7 части 1 статьи 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Подпунктом 3 части 1 статьи 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Других нормативных правовых актов Российской Федерации изменивших порядок принятия на учет нуждающихся в жилье, после принятия Жилищного Кодекса РФ и вводного закона принято не было, следовательно, действия государственного органа обжалуемые заявителем, являются законными и обоснованными.
Как видно из содержания подпункта 6 части1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:... неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Часть 2 указанной статьи установила, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ начальника юридического отдела регионального центра капитана внутренней службы ФИО6 следует, что Ефименко М.С. была принята на учет нуждающихся в жилье с нарушением установленного порядка, определенного ЖК РФ.
Решение о снятии Ефименко М.С. с учета нуждающихся в жилье было осуществлено в течение установленного законом срока (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ), и органом, которым такое решение принято - жилищной комиссией ДВ РЦ МЧС России.
Нормативные правовые акты, на которые ссылается заявитель, вступили в противоречие с приведенными нормами специализированного акта жилищного права - ЖК РФ, следовательно, не подлежат применению при разрешении данного спора.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Ефименко Марине Степановне в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и решения жилищной комиссии Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Хабаровский краевой суд, через суд его вынесший.
Судья О.М. Шилова