Дело № 2-1797/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Осиповой И.Н.,
при секретаре Ермоловой Е.Ю.,
с участием представителя истца прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры г.Хабаровска - Поддубновой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры г.Хабаровска к ООО «Буджак» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры г.Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с указанным иском, мотивируя тем, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Буджак» выявлены нарушения закона.
ООО «Буджак» является юридическим лицом, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ №.
ООО «Буджак» зарегистрировано как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности (согласно Уставу) является лесозаготовительная деятельность, обработка древесины и производство изделий из дерева, распиловка древесины и т.д.
Проверкой, проведенной 17.03.2011 года в период времени с 15 часов 30 минут до 16 часов 00 минут установлено, что ООО «Буджак» арендует земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес> На указанном участке расположены: офисное здание, производственное здание (пилорама), производственное здание (станки), помещение гаража, общая котельная. Всего на территории для отапливания указанных зданий и помещений эксплуатируются три водогрейных котла, установленных в помещении гараж (один котел) производственном здании - пилорама (один котел), в общей котельной (один котел). Все котлы работают на твердом топливе (дровах), имеются выбросы через дымовые трубы. Отопительный сезон ответчиком начался в ноябре 2010 года, за время работы отапливание производится только дровами. Ежемесячный расход дров составляет около 30 кубок. Котлы непосредственно задействованы в производственном процессе - обеспечение тепловой энергией указанных зданий и помещений. Па момент проверки эксплуатация котлов осуществлялась в непрерывном режиме, происходил выброс в виде дыма вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сгорании дров в котлах отопления в атмосферный воздух.
В ходе проверки установлено, что отсутствует нормативная экологическая документация, а именно: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разрешение на выбросы.
Таким образом, ООО «Буджак» получает теплоснабжение путем сжигания твердого топлива в котлах, чем оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Просят обязать ООО «Буджак» в срок до 01.07.2011 года: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель истца - Поддубнова И.В. на заявленных требованиях настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы предусмотренные законом.
Статьей 1 Федеральною закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 (далее - Закон № 2202-01) на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
Согласно ч.3 ст.35 Закона № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь в суд в защиту прав неопределенною круга лиц на благоприятную окружающую среду, которые нарушаются деятельностью ООО «Буджак» и его бездействием, выраженным в части отсутствия инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствия разработанных и утвержденных проектов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, а также отсутствия разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, стороны рассматриваемого спора - неопределенный круг лиц и ООО «Буджак».
Исходя из субъективного состава участников и существа возникшего правоотношения, данный спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
В ч.3 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что суды рассматривают и разрешают дела предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Статьей 34 Закона № 7-ФЗ закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (далее - Закон № 96-ФЗ) основными принципами в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящею и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии со статьей 11 Закона № 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.
В соответствии с п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязанности, проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Также, исходя из требований п.4 ст.23 Закона №7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются па основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичные требования закреплены в ст. 14 Закона № 96-ФЗ, согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Однако, в нарушение требований вышеуказанною законодательства, ООО «Буджак» не обеспечило на указанном объекте проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку проектов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, не утвердило проекты в установленном законом порядке и не получило разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается материалами проверки, заключением специалиста Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края, объяснением директора ООО «Буджак» ФИО3. и другими материалами проверки.
Таким образом, эксплуатация ООО «Буджак» источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в ст.ст.3, 34, п.4 ст.23 Закона № 7-ФЗ и ст. 11, п.1 ст.22, п.1 ст.30 Закона № 96-ФЗ и на здоровье жителей г.Хабаровска, нарушая, таким образом, гарантированное статьей 42 Конституции РФ, право граждан на благоприятную окружающую среду.
на соновании изложенного за
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры г.Хабаровска удовлетворить.
Обязать ООО «Буджак» в срок до 01.07.2011 года: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На решение может быть подана кассационная жалоба в десятидневный срок в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение.
Судья: И.Н.Осипова
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года