признание права собственности на ж/пл



Дело №2-1431/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

судьи:       Полещук З.Н.,

при секретаре     Лебедевой О.Н.,

с участием представителя истца Файчук А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ко Артура Ингуновича, Сулима Елены Геннадьевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ко Арины Артуровны, к Министерству обороны РФ, администрации города Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Ко А.И., Сулима Е.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ко А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились с иском в суд к Министерству обороны РФ, администрации г. Хабаровска, в котором с учетом дополнений просили: признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес>.

В ходе рассмотрения дела по существу дополнили заявленное требование требованием о сохранении спорного жилого помещения в перепланированном состоянии, в связи с чем к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Хабаровска.

Свои требования истцы обосновали тем, что данное жилое помещение в период трудовых отношений было предоставлено Ко А.И. на состав семьи, в том числе Сулима Е.Г. и Ко А.А., 08.10.2010 г. с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения №10. В квартире была проведена перепланировка с учетом требований строительных, санитарных и пожарных норм, без угрозы жизни и проживанию. Проживая в квартире, истцы другого жилья в собственности не имеют, правом на приватизацию не пользовались.

В судебное заседание истцы Ко А.И., Сулима Е.Г. не явились. О дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истцов Файчук А.С., действующая по доверенности, на исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени, дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации г. Хабаровска в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в квартире произведена перепланировка без согласования с органами местного самоуправления, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ФГУ Краснореченская КЭЧ в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О времени, дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истцы пользуются спорным жилым помещением на условиях найма специализированного (служебного) жилого помещения.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика Министерства обороны РФ и третьего лица ФГУ Краснореченская КЭЧ в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, служебная квартира <адрес>, закрепленная на праве оперативного управления за ФГУ Краснореченская КЭЧ района Министерства обороны РФ, по решению жилищной комиссии от 13.09.2010 г. была предоставлена помощнику судьи Краснореченского гарнизонного военного суда Ко А.И. на состав семьи из двух человек, в том числе Сулима Е.Г.

08.10.2010 г. с Ко А.И. был заключен договор найма на служебное жилое помещение №10.

В настоящее время в данной квартире зарегистрированы и проживают с 21.10.2010 г. Ко А.И., Сулима Е.Г., с 16.12.2010 г. несовершеннолетняя дочь истцов Ко А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Квартира является изолированной и благоустроенной, имеет общую площадь 45,7 кв.м, жилую - 31,4 кв.м, подсобную - 14,3 кв.м (технический паспорт 29.03.2011 г.).

По состоянию на 20.07.1967 г. квартира имела общую площадь 45,7 кв.м, жилую - 30,6 кв.м, подсобную - 15,1 кв.м (план квартиры от 01.04.2011 г.).

Из чего следуют, что в квартире проведена перепланировка, в ходе которой: площадь ванной комнаты, туалета и часть площади коридора объединены в площадь совмещенного санузла (2), для чего между туалетом и ванной убрана кирпичная разделительная перегородка, между туалетом, ванной и коридором частично убрана кирпичная перегородка с двумя дверными блоками; между санузлом (2) и коридором (1) установлена разделительная перегородка из ГВЛ по металлическому каркасу с дверным блоком; в жилой комнате (5) убран деревянный шкаф.

По заключению ООО «Эконом-Коттедж» №169 от 22.04.2011 г. перепланировка в квартире на несущую способность конструкций подъезда этого дома не повлияла, не создана угроза жизни и проживанию.

Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 10.05.2011 г. за №02.1/1613 квартира 26 в доме 39 по улице Мате Залки в городе Хабаровск соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно части 1 статьи 29, части 6 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения органа местного самоуправления, или с нарушением проекта, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Кодекса жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это создает угрозу их жизни и здоровью.

Таким образом, судом получено достаточно доказательства, подтверждающих, что в квартире проведена перепланировка, которая не нарушает права и законные интересы граждан, не угрожает их жизни и здоровью.

Следовательно, жилое помещение - <адрес>, - может быть сохранено в перепланированном состоянии.

Как следует из п. 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: служебные жилые помещения, а часть 2 указанной статьи императивно устанавливает, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Правительство РФ, выполняя это нормативное предписание в п. 14, 15 Постановления от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещение к специализированному жилищному фонду …», установило, что орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

При таких обстоятельствах, с момента введения в действие ЖК РФ, придание спорному жилому помещению статуса специализированного жилищного фонда (служебного) должно быть осуществлено на условиях и в порядке, установленном жилищным законом и, приведенным постановлением Правительства РФ.

Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение после передачи его в муниципальную собственность и на момент рассмотрения спора имеет статус специализированного жилищного фонда (служебного).

В соответствии с частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю № 01/020/2011-522 от 09.03.2011 г., сведения о правах на спорное жилое помещение отсутствуют.

Вместе с тем, дом <адрес> передан в муниципальную собственность на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю №1701 от 14.11.2007 г.

Указанным распоряжением прекращено право оперативного управления Федерального государственного учреждения «Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть» на относящееся к федеральной собственности имущество.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России.

Таким образом, надлежащим лицом, которому предоставлено право относить к числу служебных жилые помещения, и исключать жилые помещения из указанного фонда является Минобороны РФ.

Ответчиком не предоставлено доказательств наличия у спорной квартиры особого правового режима и специального целевого назначения служебной жилой площади.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение на момент передачи дома <адрес> в муниципальную собственность утратило статус служебного жилого помещения, следовательно, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю за № 1701 от 14.11.2007 г., является муниципальной собственностью.

Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что истцы ранее в приватизации жилищного фонда не участвовали.

Учитывая изложенное, согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцы вправе приобрести бесплатно в порядке приватизации спорное жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ко А.И., Сулимы Е.Г. удовлетворить.

Сохранить жилое помещение - <адрес> в перепланированном состоянии общей площадью 45,7 квадратных метров, жилой площадью 31,4 квадратных метров, подсобной площадью 14,3 квадратных метров.

Признать за Ко Артуром Ингуновичем, Сулима Еленой Геннадьевной, Ко Ариной Артуровной право собственности на квартиру <адрес>, за каждым по 1/3 доли.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд Индустриального района г. Хабаровска.

Судья         Полещук З.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200