Гражданское дело № 2-1260/2011 Заочное Решение Именем Российской Федерации 23 мая 2011года г. Хабаровск Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Симаковой М.Е., с участием: прокурора Поддубновой И.В., при секретаре судебного заседания Глебовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Даль-ОХА» о возложении обязанности по принятию мер по соблюдению действующего природоохранного законодательства, руководствуясь ст.194-199, 233 ГПК РФ, Установил: Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Даль-ОХА», указывая на то, что согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Даль-ОХА» является объектом, подлежащим федеральному экологическому контролю. В период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в деятельности ответчика, в ходе которой были установлены нарушения в области охраны окружающей среды со стороны ответчика, в связи с чем, истец просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект санитарно-защитной зоны; провести в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу; получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов; разработать и утвердить план организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха. В судебном заседании представитель истца - ст.помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубнова И.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Просила установить срок для устранения нарушений природоохранного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание представитель ответчика, третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В отсутствии надлежаще извещенного ответчика, с согласия истца суд рассматривает дело в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы предусмотренные законом. Статьей 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов. Согласно ч. 3 ст. 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Статьей 34 Закона № 7-ФЗ закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (далее - Закон № 96-ФЗ) основными принципами в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящею и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. В соответствии со статьей 11 Закона № 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Согласно ст. 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов. При проведении проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Даль-ОХА» осуществляет производство оксихлорида алюминия, являющегося коагулянтом для очистки воды по адресу <адрес>. ООО «Даль-ОХА» имеет разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Отделение для хранения соляной кислоты» от ДД.ММ.ГГГГ, выданное департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска. В состав производственной базы ООО «Даль-ОХА» входят подразделения основного и вспомогательного производства: цех по производству коагулянта; котельная с топливным хозяйством. В процессе производства коагулянта выделяются пары соляной кислоты. Отопительная котельная, предназначенная для отопления предприятия в холодный период, оборудована 4 бойлерами КДВ-2000. В качестве топлива используется керосин. Дымовые газы, образующиеся при сжигании топлива, отводятся в атмосферу через дымовую трубу; в воздушный бассейн поступают вредные примеси. К организованным источникам выбросов предприятия относятся: вентиляционные трубы технологических линий; дымовая труба; вентиляционная труба насосной; дыхательный клапан расходного бака. Неорганизованный источник представляет собой площадку подземных резервуаров. В результате указанной деятельности предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязанности, проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Также, исходя из требований п.4 ст.23 Закона №7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются па основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Аналогичные требования закреплены в ст. 14 Закона № 96-ФЗ, согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Однако, в нарушение требований вышеуказанною законодательства, ООО «Даль-ОХА» не обеспечило проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку проектов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, не утвердило его в установленном законом порядке и не получило разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается материалами проверки, объяснениями ген.директора ООО «Даль-Оха» Г.С.Г., а также гл.технолога ООО «Даль-ОХА» М.Т.В., которая, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № назначена ответственной за соблюдение требований экологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ Статьей 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный экологический контроль на объектах на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством РФ. Согласно п.9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того, проверкой установлено, что предприятием обеспечено проведение лабораторный исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия. Генеральным директором ООО «Даль-ОХА» утвержден регламент ведомственного лабораторного контроля за факторами окружающей среды с проведением лабораторного контроля паров соляной кислоты на границе предприятия и в санитарно-защитной зоне. Основным вредным веществом, выделяющимся в атмосферный воздух в результате деятельности предприятия, является гидрохлорид (соляная кислота). По результатам протоколов лабораторного контроля качества атмосферного воздуха, выполненных аккредитованной лабораторией ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» ДД.ММ.ГГГГ на границах промплощадки предприятия и дачных участков содержание гидрохлорида в атмосферном воздухе не превышает величину предельно-допустимой концентрации, нормируемой ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Вместе с тем, ООО «Даль-ОХА» не имеет проекта санитарно-защитной зоны, который обязателен к данному предприятию, так как в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия расположены дачные участки. В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих правилах. Также, в ООО «Даль-ОХА» не проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза», отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту нормативов предельно допустимых выбросов, а также отсутствует план организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха. Согласно ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. В соответствии с пунктами 4.11, 4.2.1 и 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного возду4ха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам. Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку деятельность ООО «Даль-ОХА», оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, в отсутствие разрешительной документации, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в ст.ст.3, 34, п.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 11, п.1 ст.22, п.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и на здоровье жителей г.Хабаровска, нарушая, таким образом, гарантированное статьей 42 Конституции РФ, право граждан на благоприятную окружающую среду. Нс основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать ООО «Даль-ОХА» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект санитарно-защитной зоны; провести в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу; разработать и утвердить план организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха. В соответствии со ст.237 ГПК РФ, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья М.Е. Симакова