суд установил, что истец имеет право на назначение досрочной пенсии по старости



Дело № 2-1738/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2011 года                                                                                г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Симаковой М.Е.,

с участием

Ратникова К.В. ( представителя истца),

Ткаченко Т.Ю. ( представителя ответчика),

при секретаре судебного заседания Румянцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малашенко С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании права на пенсию,

Установил:

Малашенко С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) - далее УПФР, которым просит засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период работы в должности акушерки физиологического отделения ММУ «Городской центр охраны матери и ребенка» и ММУ «Родильный дом № 1 - Центр охраны здоровья матери и ребенка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, один год работы, как один год и шесть месяцев. Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста периоды работы в должности акушерки ММУ «Родильный дом № 1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, один год работы как год и шесть месяцев. Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год как год и шесть месяцев. Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год как один год и шесть месяцев. Просила возложить на Управление обязанность назначить пенсию с момента обращения за ее назначением. Требование мотивировано тем, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, за которой она обратилась как медицинский работник в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Отказ был мотивирован отсутствием у нее требуемого стажа - 30 лет на соответствующих видах работ и в соответствующих учреждениях.

Впоследствии Малашенко С.В. исковые требования дополнила, просила засчитать период работы в должности акушерки физиологического отделения МУЗ «Родильный дом №1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, один год как год и шесть месяцев.

В судебном заседании истец Малашенко С.В. не присутствовала, просила о рассмотрении дела в её отсутствии.

В судебном заседании представитель истца Ратников К.В. заявленные требования поддержал, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Ткаченко Т.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, сославшись на основания, изложенным ей в письменном отзыве.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

ДД.ММ.ГГГГ Малашенко С.В. обратилась в Управление ПФР за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ , Малашенко С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа в 30 лет, требуемого в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным решением, в специальный стаж Малашенко С.В. было засчитано 20 лет 06 месяцев.

Не засчитано 06 лет 08 месяцев 03 дня, в том числе: периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 мес.19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 08 мес. 10 дней), так как в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о руде РСФСР»; также не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 мес. 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 мес.11 дней), так как включение таких периодов не предусмотрено Правилами от 11.07.2002г. № 516; также не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 21 день) в должности акушерки физиологического отделения в Муниципальном медицинском учреждении «Городской центр охраны здоровья матери и ребенка», Муниципальном медицинском учреждении «Родильный дом № 1 - Центр охраны здоровья матери и ребенка», так как работа протекала в учреждении, не поименованном в Списке от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» назначение досрочной трудовой пенсии устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в Родильный дом № 1 г. Хабаровска на должность акушерки, ДД.ММ.ГГГГ была уволена по договоренности сторон в порядке служебного перевода, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшей медицинской сестрой в д/саду . Впоследствии, Малашенко С.В. ДД.ММ.ГГГГ в порядке служебного перевода была принята в Родильный дом № 1 на должность акушерки физиологического отделения.

Все дальнейшие записи в трудовой книжке свидетельствуют только о переименовании лечебного учреждения, в котором работает Малашенко С.В.

Суд установил, что юридическое лицо - муниципальное медицинское учреждение - Городской центр охраны здоровья матери и ребенка родильный дом № 1 несколько раз изменяло наименование, однако цели и направления деятельности больницы не изменялись, учредитель юридического лица - отдел здравоохранения администрации г. Хабаровска также не изменялся, что полностью подтверждается представленными в материалах дела Уставами.

Согласно Уставу, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное медицинское учреждение - Городской центр охраны здоровья матери и ребенка является правопреемником муниципального медицинского учреждения - родильного дома №1 и муниципального медицинского учреждения-объединения родильного дома № 3. Главной целью предприятия было оказание квалифицированной безопасной медицинской охрана здоровья населения, организация оказания квалифицированной медицинской помощи женскому населению Г. Хабаровска (пункт 2.1 Устава), то есть назначением предприятия являлось осуществление лечебной деятельности, что соответствует требованиям ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях».

Согласно Уставу, зарегистрированному 24.03.2000 года, Муниципальное медицинское учреждение Родильный дом № 1 - центр охраны здоровья матери и ребенка учреждено в результате реорганизации путем слияния ММУ родильного дома № 1 и ММУО родильного дома № 3 и является правопреемником их прав и обязанностей.

С ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное медицинское учреждение Родильный дом № 1 - центр охраны здоровья матери и ребенка переименован в МУЗ «Родильный дом № 1» отдела здравоохранения администрации г. Хабаровска.

Из объяснений истца следует, что она в период с 1994 года и по настоящее время работала акушеркой физиологического отделения одного и того же лечебного учреждения - Роддома № 1 и лечебная деятельность по охране здоровья населения за указанный период не изменялась.

Объяснения Малашенко С.В. подтверждаются данными ее трудовой книжки.

При таких обстоятельствах, суд не принимает во внимание доводы представителя Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> о том, что в связи с отсутствием наименования предприятия в номенклатуре учреждений здравоохранения, спорный период работы не может быть включен в трудовой стаж, так как характер лечебной деятельности истца по охране здоровья населения не изменялся. Таким образом, период работы заявительницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском учреждении «Городской центр охраны здоровья матери и ребенка», Муниципальном медицинском учреждении «Родильный <адрес> - Центр охраны здоровья матери и ребенка» подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию.

Согласно абз. 3 п.11 Постановления пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В период спорных правоотношений действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464 согласно п. 2 которого, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывался в стаж работы, как один год и шесть месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 года № 28 утвержден перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений. В данном перечне указано акушерское отделение (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности).

Из материалов дела, а именно меддокументов, штатных расписания лечебного учреждения, должностной инструкции акушерки стационара, Положения о послеродовом физиологическом отделении МУЗ «родильный дом №1» справки, выданной главврачом МУЗ «родильный дом №1», судом установлено, что в период работы истицы в должности акушерки ММУ «Родильного дома № 1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, акушерки физиологического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она фактически работала в отделении хирургического профиля, работая акушеркой родового блока, принимала участие в операциях и родовспоможении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Малашенко С.В. подлежат включению периоды работы в должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении один год как год и шесть месяцев.

Также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 4,5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", предусмотрено, что данные периоды подлежат включению в стаж, если они имели место до 06 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком Малашенко С.В. начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж работы Малашенко С.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в льготном исчислении, а период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который не оплачивался, подлежит включению в стаж работы Малашенко С.В. в календарном исчислении.

Также истице было отказано во включении в специальный стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации, при этом УПФР сослалось на то, что включение таких период в специальный стаж не предусмотрено Правилами № 516.

Суд считает действия пенсионного фонда не обоснованными и противоречащими нормам трудового и пенсионного законодательства РФ, поскольку положениями статьи 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" N 5487-1 от 22.07.1993 года (с изм. и доп.), закреплено, что одним из обязательных условий для занятия медицинской деятельностью в Российской Федерации, является наличие у лица сертификата специалиста, выданного на основании послевузовского специального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).

Сертификат специалиста выдается сроком на 5 лет, следовательно, каждые пять лет, медицинские работники вынуждены проходить обучение, либо расторгать трудовой договор, так как незаконное занятие медицинской деятельностью - уголовно наказуемое деяние. Таким образом, повышение квалификации является не правом, а прямой обязанностью каждого медицинского работника.

С учетом вышеизложенного суд считает, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в стаж, дающий право на пенсию.

Таким образом, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на дату ее обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) она имела необходимый для назначения льготной пенсии 30-летний стаж, и ее требование о возложении на УПФР обязанности назначить ей пенсию с момента обращения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Малашенко С.В. удовлетворить частично.

Включить Малашенко С.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности акушерки физиологического отделения ММУ «Родильный дом №1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев.

Включить Малашенко С.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-хлет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) назначить Малашенко С.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней с даты изготовления решения в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Судья               М.Е.Симакова