решение об обязании совершения определенных действий



                                                                                      

Дело № 2-3730/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года                                                                                    г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Порохового С.П.,

с участием прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в лице помощника прокурора прокуратуры Краснофлотского района г.Хабаровска Рапанович В.А., представителя ответчика Былич Е.Г.,

при секретаре Ковач Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуовому заявлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах Смирновой Серафимы Михайловны к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания»,

- о признании расчёта оплаты за электроэнергию незаконным и о возложении обязанности по совершению определённых действий.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Смирновой С.М. к ответчику ОАО «ДЭК» с требованием о признании противоречащими закону расчет платы за потребленную электрическую энергию, на общедомовое потребление Смирновой С.М. с использованием общедомового прибора учета, установленного в жилом <адрес>, об обязанности ОАО «Дальневосточной энергетической компании» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Смирновой С.М..

В обоснование заявленных требований Прокурор сослался на то, что проведена проверка соблюдения норма жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию Смирновой С.М., проживающей по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что Смирновой С.М. филиалом ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» с 2010 года ежеквартально направлялись квитанции для оплаты электрической энергии потраченной на общедомовые нужды (в квитанциях указаны как ОДН) с использованием показаний общедомового прибора учета электрической энергии , принятого в качестве расчетного в составе представителей сетевой организации ОАО «Хабаровская горэлектросеть», управляющей компании ООО «Северный округ» с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт». Согласие Смирновой С.М. на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление указанного общедомового прибора учета электрической энергии отсутствует, что является нарушением, так как установление общедомовых приборов учета электрической энергии должно осуществляться только с согласия проживающих в конкретном многоквартирном доме граждан и осуществляется совместно с установлением индивидуальных приборов учета электрической энергии всем жильцам конкретного жилого дома. Обязанность по установке общедомовых приборов учета возникает лишь с ДД.ММ.ГГГГ. Установленный общедомовой прибор учета должен быть зарегистрирован уполномоченным органом по форме КС-2. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать его как расчетный. Смирнова С.М. являясь инвалидом обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением о защите её жилищных прав, в частности нарушения права на оплату коммунальных услуг, соответствующую потребленному объему.

Истец Смирнова С.М. надлежаще и своевременно извещённая о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание по приглашению не явилась, просит рассмотреть настоящее гражданское дело без её участия.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное разбирательство без участия истца.

В судебном заседании прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска в лице помощника прокурора прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска ФИО2 заявленные требований в интересах Смирновой С.М. поддержала полностью, сославшись на доводы и обстоятельства изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что основанием, для признания противоречащим закону производимый с декабря 2009 года расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление предъявляемый Смирновой С.М., является отсутствие согласия как Смирновой С.М., так и других жильцов жилого дома по <адрес>, об измени порядка оплаты за электрическую энергию, также отсутствие акта о приёмке работ по установки общедомового прибора учёта по форме КС, что соответственно является основанием для производства перерасчета платы за электрическую энергию Смирновой С.М. с момента предъявления к оплате за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды по общедомовому прибору учёта.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании прав по доверенности № ДЭК-20-15/312Д от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Управляющей компанией по обслуживанию жилого дома по <адрес> является ООО «Северный округ». Между управляющей компанией ООО «Северный округ» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Хабаровского отделения филиала ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Хабаровскэнергосбыт» было заключено соглашение В от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Управляющая компания передает Гарантирующему поставщику функции на предоставление коммунальной услуги - энергоснабжение, гражданам потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - энергоснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей компании по договору на управление многоквартирным домом. Собственники жилых помещений по <адрес> доверили управляющей компании право заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. На основании достигнутого соглашения, в связи с передачей данного права Управляющей компанией ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», начисление оплаты и взимание данной оплаты с жильцов многоквартирного дома по <адрес> за потребленную электроэнергию производится ОАО «Дальневосточная энергетическая компания». Жильцам многоквартирного дома по <адрес> были направлены уведомления об установлении прибора учёта общедомового потребления электроэнергии, о производстве начислений с учётом данного прибора. Перед установкой прибора учёта общедомового потребления электроэнергии данный жилой дом был проверен на предмет незаконного подключения к электролинии, хищения электроэнергии, было произведено снятие показаний приборов. По <адрес> прибор учёта потребления электроэнергии был установлен за счёт сетевой организации. Данный прибор был установлен самостоятельно сетевой организацией с участием представителей управляющей компании и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания». При установки данного прибора ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» согласие у собственников жилья данного жилого дома не спрашивало. Данная обязанность возложена на Управляющею компанию. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, так как ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» электроэнергия потребителю в лице граждан, собственников жилого помещения по <адрес>, была поставлена в том числе и на общедомовые нужды и данными собственниками должна быть оплачена.

Привлечённое в качестве третьей стороны управляющая компания Общество с ограниченной ответственностью «Северный округ» надлежаще и своевременно извещённое о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание по приглашению явку своего представителя не обеспечило, просит рассмотреть настоящее гражданское дело без участия его представителя. Сведений, подтверждающих получение согласия собственников жилья при проведении общего собрания собственников жилья указанного жилого дома на установку прибора учёта потребления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН), так же о принятии данного прибора в общее имущество данного дома, суду не представило.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом в судебном заседании Смирнова С.М. занимает жилое помещение по <адрес> на условиях права собственности, то есть является собственником указанного жилого помещения.

Управлением данного жилого помещения по <адрес> согласно договора № Ж6/У-6 от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется управляющей компанией ООО «Северный округ», которой согласно ранее указанного договора об управлении многоквартирным домом предоставлено право заключать в интересах собственников жилых помещений договора с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению соответствующих услуг (водоснабжение, отоплению, энергоснабжению).

Из сообщения ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», адресованного абонентам, следует, что между управляющей организацией ООО «Северный округ» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» достигнуто соглашение о передаче функций по сбору платежей граждан за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и на общедомовые нужды филиалу ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт». С декабря 2009 года в счетах-квитанциях появится дополнительная строка на оплату электроснабжения мест общего пользования и общедомовые нужды в многоквартирном доме, ОДН. Платеж включает оплату электроэнергии, потребленной домом на освещение подъездов, подвалов, лестничных клеток, работу лифтов, технических помещений, насосов для подкачки воды и другое электрооборудование, необходимое для создания комфортных условий для проживания жителей. Ранее платеж по электроснабжению мест общего пользования и общедомовых нужд входил в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в квитанциях, выставляемых ООО «Северный округ».

Как следует из справки ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому по <адрес> производится по общедомовому прибору учета , установленным комиссией в составе сетевой организации ОАО «Хабаровская горэлектросеть», управляющей компании ООО «Северный округ» с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт».

Согласно пояснений представителя ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» указанный счетчик установлен за счет сетевой компании и находится на ее балансе.

Согласно норме права, установленной частью 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до ДД.ММ.ГГГГ оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах.

В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона).

При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета, это определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона).

До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона). Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона).

Следует также учитывать, что согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до ДД.ММ.ГГГГ в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения.

Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона).

Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает, что нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома.

Смирнова С.М. являясь собственником жилого помещения по <адрес>, как участник отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» своего согласия совместно с другими собственниками жилья указанного дома на установку общедомового прибора учета электрической энергии не давала. Данный прибор учёта был установлен помимо её волеизъявления, не законно. Также Смирнова С.М. не высказывала своего волеизъявления на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация ООО «Северный округ», а ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Действующим Жилищным кодексом РФ и иными правовыми актами определён порядок исполнения обязательств по оплате использованной электроэнергии.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с ДД.ММ.ГГГГ часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодека РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом, соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ -ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Однако суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжение, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

С учётом вышеизложенных обстоятельств суд считает заявленные Прокурором исковые требования в интересах Смирновой С.М. к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» суду в судебном заседании был предоставлен расчёт начислений Смирновой С.М. по <адрес> к оплате за общедомовые нужды произведенный по прибору учёта потребления общедомового потребления, произведённый филиалом Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Хабаровскэнергосбыт» с декабря 2009 года по июнь 2011 года в размере 4127 рублей 50 копеек. Данный расчёт сторонами настоящих спорных отношений не оспаривается, принимается судом за основу, как основание для производства перерасчета платы за электрическую энергию ФИО5 по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2011 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии в размере данной суммы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Смирновой Серафимы Михайловны к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию, удовлетворить.

Признать противоречащим закону расчет платы в размере 4127 рублей 50 копеек за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление рассчитанный Смирновой Серафиме Михайловне ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2011 года по <адрес>.

          Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Смирновой Серафиме Михайловне по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2011 года в размере 4127 рублей 50 копеек, в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

          Решение в окончательной форме принято 22 августа 2011 года.

Судья                                                                              С.П. Пороховой