о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности



2-3512/2011

Решение

именем Российской Федерации

23 августа 2011 г.        г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Подреза О.А.,

при секретаре Лучнике А.В.,

с участием

представителя истца прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Третьяка Н.Н. - помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Горшеневой К.В.,

представителя ответчика открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» - Былич Е.Г., доверенность от 10.12.2010 г.,

представителя третьего лица ООО «Управляющая компания «Северный округ» Крахина Д.В., доверенность от 11.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, в интересах Куренщикова Константина Борисовича, к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию,

установил:

Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска, в интересах Куренщикова К.Б., обратился к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию.

В обосновании иска истец указал, что по результатам проверки установлено, что Куренщикову К.Б. филиалом ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Хабаровскэнергосбыт» с декабря 2009 г. ежеквартально направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН), с использованием показаний общедмовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт. Согласие на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии Куренщиков К.Б. не давал. Проверки внутридомового хищения электрической энергии ОАО «ДЭК» не проводит. Общедомовой прибор учета установлен до границы раздела балансовой принадлежности и не зарегистрирован по форме КС-2. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а так же на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161,162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия(отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан пред гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатаратами на содержание общего имущества дома. Куренщиков К.Б. является инвалидом, обратился в прокуратуру Краснофлотского района города Хабаровска с заявлением о защите его жилищных прав, в частности, нарушения права на оплату коммунальных услуг, соответствующую потребленному объему.

Представитель ответчика Былич Е.Г. с иском не согласна, суду пояснила, что в своей работе они руководствуются Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.06 г., в котором четко прописаны правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также расчет предоставляемых услуг. Во исполнение данной нормы Правительством РФ 23.05.06г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению им сведений, а они на основании их сведений делают расчет потребленной электроэнергии. Предполагается, что управляющая компания выбрана жильцами и не может действовать в ущерб интересов своих жильцов дома. Между тем, часть 5 ст. 13 предусматривает, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В настоящее время гражданам не приходится платить за установку этих приборов. Процедура по проведению собрания является формальной. После 2012 г. никто уже не будет спрашивать про собрание собственников жилья, так как они обязаны будут их сами устанавливать.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Северный округ» Крахин Д.В. пояснил, что согласно договору управления многоквартирным домом №Ж6/У-6 от 01.10.2008 г. управляющая компания наделена функцией только по предоставлению водоснабжения и водоотведения, за что и взимает коммунальные платежи.

Суд приходит к следующему выводу.

Согласно заявлению Куренщиков К.Б. обратился к прокурору Краснофлотского района г.Хабаровска с заявлением об оказании ему помощи в отстаивании его нарушенных прав при взимании платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования.

Куренщиков К.Б. является инвалидом.

Куренщиков К.Б. проживает в <адрес> и является собственником данной квартиры.

Согласно ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно квитанциям об оплате за электрическую энергию, что не оспаривается и ответчиком с декабря 2009 г. с жильцов указанной квартире предъявлены требования об оплате электроэнергии на ОДН (общедомовые нужды). С указанного периода по ДД.ММ.ГГГГ (подача иска в суд) ответчиком предъявлены требования на сумму 3369 руб. 62 коп.

В обосновании своих доводов ответчик ссылается на следующие доказательства.

Согласно договору управления многоквартирным домом №Ж6/у-6 от 1.10.2008 г. ООО «Управляющая компания «Северный округ» осуществляет функции по управлению домом по <адрес> в г.Хабаровске.

В соответствии с соглашением о взаимодействии ООО УК «Северный округ» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН 1072721001660), управляющая компания передала гарантирующему поставщику функции на предоставление коммунальной услуги - энергоснабжение гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - энергоснабжение.

Из представленных истцом актов проверки общедомовых средств учета следует, что истцом регулярно совместно с управляющей компанией проводятся проверки общедомовых средств учет электрической энергии в <адрес> в г.Хабаровске: незаконных подключение не обнаружено.

Вместе с тем, суд не может признать доводы ответчика о законности проведения расчета платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета в отношении Куренщикова обоснованными.

Согласно норме права, установленной частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах.

В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 г. за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона).

При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета -определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона).

До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона).

Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона).

Следует также учитывать, что согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 г. в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения.

Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона).

Таким образом, нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома.

Куренщиков К.Б. является собственником жилого помещения и участником отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

Ответчиком подтверждено, что собственники помещений жилого <адрес> в г.Хабаровске не принимали решения об установки приборов учета общедомового потребления электрической энергии.

Кроме того, того собственник жилого помещения Куренщиков К.Б. не давал согласие на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стал производить ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за со держание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном ломе (с 8 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодека РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006. года №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод истца, о том, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжение, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

При указанных обстоятельства, суд признает, что расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Куренщикову Константину Борисовичу, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с декабря 2009 г. по <адрес> противоречит указанным выше нормативным актам.

Как следует из пояснения представителя ответчика, что подтверждается представленными материалами, на июнь 2011 г. собственнику Куренщикову К.Б. выставлен счет по оплате за общедомовое потребление электрической энергии на сумму 3369,62 руб.

В связи с чем, подлежит удовлетворению иск прокурора о возложении на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Куренщикову К.Б., проживающей в <адрес>, в размере 3369 руб. 62 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Куренщикову Константину Борисовичу, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с декабря 2009 г. по <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Куренщикову Константину Борисовичу, проживающему в <адрес>, в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, исключив задолженность по оплате за потребленную энергию на общедомовое потребление в размере 3369 рублей 62 копеек.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 29.08.2011 г.