об обязании перерасчета ОДН



Дело №2-4098/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

судьи       Полещук З.Н.,

с участием секретаря     Ковтун П.А.,

с участием истца Горелова А.В., представителя третьего лица Абдуллаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелова Александра Васильевича к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности по устранению прибора общедомового учета электроэнергии, производстве перерасчета задолженности по оплате за общедомовые нужды,

УСТАНОВИЛ:

Горелов А.В. обратился с иском в суд к ОАО «ДЭК» о возложении обязанности по демонтажу прибора общедомового учета электроэнергии, производстве перерасчета задолженности по оплате за общедомовые нужды в размере <данные изъяты>., ссылаясь на то, что дом, расположенный по адресу: <адрес> - относится к категории «ветхие объекты», следовательно, требования по оснащению здания приборами учета электрической энергии, определенные Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на него не распространяются. Кроме того, в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, ОАО «ДЭК» может являться исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, только в случае, когда собственниками жилых помещений выбрано непосредственное управление многоквартирным домом.

В судебном заседании истец Горелов А.В. на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «ДЭК» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени, дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Каких-либо ходатайств об отложении слушания дела, а равно, доказательств, подтверждающих уважительность не явки, не представил. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствии в порядке п. 1 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ООО «Дебют-Сервис» Абдуллаева О.В., действующая по доверенности, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, подтвердив, что данный дом отнесет к категории «ветхого объекта».

Выслушав истца, представителя третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в квартире <адрес> зарегистрирована и проживает наниматель Горелов А.В.

Между управляющей организацией данного дома - ООО «Дебют-Сервис» и филиалом ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» достигнуто соглашение о передаче функций по сбору платежей граждан за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и на общедомовые нужды филиалу ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт».

На основании п. 1.1 Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом.

В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитацнии) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Согласно акту №21-29 от 06.07.2010 г. расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому <адрес> производится по общедомовому прибору учета .

Согласно справке о начислениях и оплате, пояснениям истца, ему с 01 августа 2010 года производится расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.

Рассматривая доводы искового заявления по вопросу демонтажа общедомового прибора учета использованной электрической энергии, суд приходит к следующему выводу.

Согласно норме права, установленной частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 01 января 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах.

В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 01 января 2013 года за счет средств собственников помещений дома (часть 2 статьи 13 названного Закона).

При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета - определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 Закона).

До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета ( часть 2 статьи 13 Закона).

Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 Закона).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 года в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе целью обеспечения энергосбережения.

Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 Закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключении договора (часть 9 статьи 13 Закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 Закона).

Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает, что нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляются собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома.

При рассмотрении дела по существу предъявленных требований, судом установлено, что истец проживает в квартире <адрес> на условиях договора социального найма, следовательно, он участником отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергобережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» не является.

Поэтому основанию истец правом на иск о демонтаже прибора общедомового учета электроэнергии не обладает.

Истец ссылается на отсутствие волеизъявления на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация ООО «Дебют-Сервис», а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горелова А.В. удовлетворить частично.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Горелову Александру Васильевичу по квартире <адрес> за период с 01 августа 2010 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток с момента вынесения путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья        Полещук З.Н.