Дело № 2-1925/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 августа 2011 года г. Хабаровск Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Симаковой М.Е., с участием : представителя заявителя - старшего помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Бебриш Д.С.(доверенность в деле), представителя заинтересованного лица - Солодянкина Г.Н. ( доверенность в деле), при секретаре судебного заседания Румянцевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Хабаровского района о признании незаконным и недействующим постановления главы Хабаровского муниципального района от 20.09.2007 года № 212 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных слуг для населения» в части, Установил: Постановлением главы района № 212 от 20.09.07 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения» определены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению для населения Хабаровского муниципального района. Разделом 2 таблицы нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, определены нормативы потребления горячего водоснабжения. Указанное постановление опубликовано в газете "Сельская новь", N 40, за 1-10 октября 2007 года, а также в "Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края", N 7 от 26.10.2007. Документ вступил в силу с момента его официального опубликования (пункт 5 данного документа). И.о. прокурора Хабаровского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления главы Хабаровского муниципального района от 20.09.07 № 212 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения» в части утверждения нормативов горячего водоснабжения, поскольку данное постановление в части утверждения нормативов горячего водоснабжения противоречит требованиям федерального законодательства, а именно ст. 157 ЖК РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 306 (далее Правила). В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что администрацией Хабаровского района нормативы потребления определены расчетным методом, при этом нормативы дифференцированы по признаку поставщика, предоставляющего коммунальный ресурс (ТЭЦ либо автономная котельная). Жильцам домов, получающих услугу от ТЭЦ, установлен тариф более высокий, чем для жильцов аналогичных по конструктивным особенностям домов с аналогичным набором сантехоборудования. Также при определении норматива не учтены характеристики сантехнического оборудования - параметры ванн, от которых зависит объем потребляемой горячей воды. Кроме того, в норматив включены затраты горячей воды на содержание мест общего пользования, тогда как согласно таблице 8 на указанные нужды используется вода холодной сети водопровода. В целом примененные расчеты норматива потребления водоснабжения не соответствуют формулам, определенным п. 16-18 Правил. Допущенные нарушения при определении норматива привели к завышению нормативов потребления горячего водоснабжения для населения. В судебном заседании представитель прокурора Хабаровского района требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении. Представитель администрации Хабаровского муниципального района просил отказать в удовлетворении заявления, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве. Не оспаривал тот факт, что нормативы ГВС определенные оспариваемым постановлением, рассчитаны с нарушением методики, определенной Правилами №306. Однако, исходя из сравнительного анализа по тарифам на 2011 год, в случае определения норматива по методике установленной Правилами №306, последует рост на 15-22% размера платы по сравнению с размером платы, полученным исходя из утвержденных постановлением нормативов. Представитель заинтересованного лица - министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившего лица. Выслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 306 (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В соответствии с данными Правилами №306 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении горячего водоснабжения- этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (пункт 5); нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома (пункт 9); нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10); в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27). Таким образом, при определении нормативов потребления услуги по горячему водоснабжению должны учитываться степень благоустройства домов, их конструктивные и технические параметры. В Приложении к Правилам приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе формула расчета норматива горячего водоснабжения. Постановлением главы Хабаровского муниципального района № 212 от 20.09.07 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения», опубликованным в газете "Сельская новь", N 40, за 1-10 октября 2007 года, а также в "Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края", N 7 от 26.10.2007, определены нормативы потребления горячего водоснабжения. В судебном заседании установлено, что администрацией Хабаровского района норматив определен расчетным методом по формуле 17 приложения №8 к Правилам №306. Как следует из постановления №212, нормативы потребления горячей воды дифференцированы в зависимости от поставщика коммунального ресурса - ТЭЦ либо автономных котельных, а также в зависимости от степени оснащения помещений санитарно-техническим оборудованием, а именно для жилых домов квартирного типа с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных умывальниками, мойками, ванными с душами; для жилых домов квартирного типа с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных умывальниками, мойками, душами; для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах; для общежитий с общими кухнями и душевыми. При этом жильцам домов, получающих услугу от ТЭЦ, установлен норматив более высокий, чем для жильцов аналогичных по конструктивным особенностям домов с аналогичным набором сантехоборудования. При определении норматива не учитывались характеристики сантехнического оборудования, а именно, параметры ванн, от которых зависит объем потребляемой горячей воды. Как пояснил представитель заинтересованного лица, при определении водопотребления был взят средний, наиболее распространенный размер ванн длиной 1500-1550 мм, ванны большего и меньшего размере не учитывались. В норматив включены затраты горячей воды на содержание мест общего пользования, тогда как согласно таблице 8 на указанные нужды используется вода холодной сети водопровода. Данные обстоятельства представителем заинтересованного лица в судебном заседании не оспаривались. Исходя из вышеизложенного, суд считает установленным, что при используемая администрацией Хабаровского муниципального района, при расчете норматива потребления горячего водоснабжения методика, не соответствует Правилам N 306. Доводы представителя заинтересованного лица, что расчет норматива по методике установленной Правилами №306 приведет к повышению тарифа, суд отклоняет, поскольку установление норматива без учета степени благоустройства домов, их конструктивных и технических параметров, дифференциация норматива относительно поставщика услуги, нарушает права граждан в части оплаты коммунальных услуг, и не соответствует требованиям федерального законодательства. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу требований ч.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу постановление главы Хабаровского муниципального района от 20.09.2007 года №212 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг населения», опубликованного в газете "Сельская новь", N 40, за 1-10 октября 2007 года, а также в "Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края", N 7 от 26.10.2007 г., в части утверждения нормативов потребления горячего водоснабжения, в связи с его противоречием «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 306. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы, представления в Хабаровский краевой суд через суд Индустриального района города Хабаровска. Судья Симакова М.Е. Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2011 года