Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах Сидорова В.М. к ОАО `ДЭК` о возложении обязанности произвести перерасчет.



Гражданское дело № 2-2830/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 октября 2011 г.        г.Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Герасимовой И.И.

с участием прокурора Горшеневой К.В.

с участием представителя третьего лица Крахина Д.В.

при секретаре судебного заседания Шаповаловой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах Сидорова В.М. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Сидорова В.М. к ответчику ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию, ссылаясь на то, чтопрокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию Сидорова В.М., проживающего в <адрес>. По результатам проверки установлено, что Сидорову В.М. ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в 2010-2011 ежеквартально направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченную на общедомовые нужды (ОДН) с использованием показаний общедмовых приборов учета электрической энергии принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт.Сидоров В.М. своего согласия на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии недавал. Проверка внутридомового хищения электрической энергии ОАО «ДЭК» не проводится.Общедомовой прибор учета установлен до границы раздела балансовой принадлежности и не зарегистрирован по форме КС-2. Ответчиком нарушены требования действующего законодательства, в связи с чем истец обратился в суд в интересах Сидорова В.М. с данным иском.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

В судебное заседание истец Сидоров В.М. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке, представил отзыв на иск. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель ООО Управляющей компании «Северный округ» Крахин Д.В. пояснил, что между ОАО «ДЭК» и ООО «Северный округ» заключено соглашение, согласно которому ОАО «ДЭК» приняло на себя обязательства снимать показания приборов учета электрической энергии, осуществлять расчет и получение платы за потребленную электрическую энергию от потребителей, производить перерасчеты за коммунальные услуги. Установление общедомового прибора учета электрической энергии является прерогативой ответчика.

Заслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, по заявлению Сидорова В.М. прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию. В результате проверки выявлены нарушения законодательства.

Согласно сообщению ОАО «ДЭК» от 15.04.2011 г. в многоквартирном <адрес> установлен общедомовой прибор учета электроэнергии СЕ301 № 8466019000025, принятый в эксплуатацию в качестве расчетного 06.05.2010 г. К жилому дому подключено нежилое помещение ИП ФИО8 (киоск), расчет за потребленную электроэнергию осуществляет по прибору учета, его расход вычитается из общего расхода /л.д. 11-12/.

Из акта от 06.05.2010 г. /л.д. 14/, составленного электромонтером ОАО «Хабаровская горэлектросеть», главным энергетиком ООО УК «Северный округ», ведущим инженером по тех. аудиту ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт», усматривается, что в <адрес> энергоснабжение осуществляется от ТП-197 по КЛ (ВЛ)-0,4 КВ, прибор учета СЕ-301 № 8466019000025, год выпуска 2009. Общедомовому прибору учета подконтрольны лифты и МОП, подъезды, квартиры с 1 по 24, нежилое помещение ИП ФИО8, договор № 7001-4*215 (киоск).

Актом от 25.11.2010 г. /л.д. 15/, составленным ведущим инженером по техническому аудиту ОАО «ХГЭС», установлено, что в <адрес> подключен прибор ОДУ СЕ-301 № 8466019000025, ему подконтрольны квартиры, МОП (подъезды), киоск договор № 7001-4*215.

В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно положениям ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 указанной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных указанным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» утверждена примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов. Согласно указанной форме организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов.

В соответствии с п. 89 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, а также п.п. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора обязанности по управлению общим имуществом дома возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

Указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК взысканию с ответчика в доход государства подлежит государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Сидорова В.М., проживающего в <адрес>, за 2010 г. - 2011 г. в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в доход Муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Судья        И.И.Герасимова