признание расчета за потребленную электрическую энергию незаконным



2-4446/2011

Решение

именем Российской Федерации

12 октября 2011 г.        г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Подреза О.А.,

при секретаре Лучнике А.В.,

с участием

представителя истца прокурора Кировского района г.Хабаровска Кушелевского И.С. - помощника прокурора помощника Кировского района г.Хабаровска - Володькиной И.С.,

представителя третьего лица ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» Бабушкова В.А., доверенность от 01.11.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Хабаровска, в интересах Рыбка Владимира Тимофеевича, к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию,

установил:

Прокурор Кировского района г.Хабаровска Кушелевский И.С., в интересах Рыбка Владимира Тимофеевича, обратился в суд с иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию.

В обосновании требований истец указал следующее. Прокуратурой Кировского района города Хабаровска проведена проверка по заявлению Рыбка В.Т. о неправомерном начислении сумм за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию. В своем заявлении Рыбка В.Т. указывает, что жильцы <адрес> не имеют сведений о том, когда, кем и где установлен общедомовой счетчик, общедомовое потребление электроэнергии на 50% - 70% превышает индивидуальное. В подтверждение приложена информация по расчетам за потребленную электроэнергию за 4 квартал 2010 г. К данному обращению приложено коллективное заявление в управляющую организацию, ООО «РЭП», от 13.12.2010 г. согласно которому у жильцов отсутствует информация о дате установки общедомового счетчика и кем он был установлен, представители дома при установке приглашены не были, кто присоединен к счетчику - неизвестно; расход электроэнергии по общедомовому счетчику в два раза превышает индивидуальные. ООО «РЭП» в прокуратуру района представлен акт расследования заявления потребителя от 21.03.2011, согласно которому 18.03.2011 г. проведены работы по отключению от общедомовой сети трех отходящих линий от ЩЭ-2, 9 этаж - субабонента «Компания ТТК». Кроме того, согласно акту обследования электроустановок жилого <адрес> от 21.02.2011 г. составленным ведущим специалистом ООО «Дальневосточный энергетический центр», при проведении межремонтного контроля электрооборудования жилого <адрес> установлено, что в этажных щитах имеет место подключение отходящих линий в обход приборов учета, отсутствует прибор учета электрической энергии <адрес>, у приборов учета электроэнергии квартир истек срок поверки, субабонент «Компания ТТК» подключен к общедомовой сети безучетно; анализ объема электроэнергии, потребленного данным домом, показал, что общедомовые нужды значительно превышают 30% от объема электроэнергии, учтенной квартирными счетчиками. 11 марта 2011 г. в прокуратуру района из аппарата полномочного представителя президента в ДВФО повторно поступило обращение Рыбка В.Т., о завышенном потреблении по общедомовому счетчику. К обращению приложена информация филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК», в соответствии с которой начисление за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды производится по общедомовому прибору учета электроэнергии в ВРУ дома, данный прибор принят в эксплуатацию в качестве расчетного 5 мая 2010 комиссией в составе представителей ОАО «Хабаровская горэлектросеть», ООО «РЭП» и филиала «Хабаровскэнергосбыт». Таким образом, в жилом <адрес> в <адрес> без согласия собственников установлен общедомовой прибор учета электрической энергии для использования в качестве расчетного при оплате электрической энергии. При этом не все помещения данного дома имеют надлежащие индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии (по истечении срока поверки прибора учета его показания о количестве потребляемой электрической энергии не могут считаться достоверными), контроль за отсутствием безучетного потребления электрической энергии отсутствует, допускаются необоснованные энергозатраты, что ведет к завышению сумм, выставляемых жильцам дома, в том числе Рыбка В.Т., для оплаты.

Таким образом, ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» в нарушение приведенных норм действующего законодательства, Рыбка В.Т., проживающему в квартире <адрес> в <адрес>, выставляются счета на оплату электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, при отсутствии контроля за необоснованным расходованием электрической энергии, тогда как обязанность собственников обеспечить оснащение дома общедомовым прибором учета должна быть выполнена до 01.01.2012 при одновременном оснащении дома индивидуальными приборами учета электрической энергии, которые, как указано выше, имеются не во всех жилых помещениях. Прибор учета, по которому производится начисления, установлен в ВРУ жилого дома без согласия собственников, акты выполненных работ по форме КС-2 отсутствуют, надлежащий контроль за отсутствием несанкционированных подключений отсутствует, допускаются необоснованные энергозатраты, тогда как предоставление услуги, выставление счетов и контроль за отсутствием необоснованного расхода электрической энергии должны обеспечиваться управляющей организацией. Рыбка В.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является пенсионером, имеет преклонный возраст (74 года), в связи с чем не имеет возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту.

В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» Бабушков В.А. пояснил, что согласно договору управления многоквартирным домом №1/128 от 17.05.2007 г. ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» осуществляет управляет многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>. В данном доме проживает собственник жилого помещения Рыбка В.Т. Электрический счетчик учета общедомового потребления электрической энергии расположен в указанном доме. Проверку данного счетчика управляющая компания не проводит. Собрания собственников жилых помещений для решения вопроса об установки данного счетчика не проводилось.

Суд приходит к следующему выводу.

Согласно заявлению Рыбка В.Т. обратился к прокурору Кировского района г.Хабаровска с заявлением об оказании ему помощи в отстаивании его нарушенных прав при взимании платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования.

Рыбка В.Т. является пенсионером, проживает и является собственником <адрес>.

Согласно ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно квитанциям об оплате за электрическую энергию, к жильцам указанной квартире предъявлены требования об оплате электроэнергии на ОДН (общедомовые нужды).

Согласно договору управления многоквартирным домом №1/128 от 17.05.2007 г., общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ООО «РЭП» ОГРН 1072722001186) и собственники помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> заключили договор управления многоквартирным домом.

Ответчиком возражений против иска не представлено.

Согласно частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах.

В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 г. за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона).

При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета -определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона).

До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона).

Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 г. в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения.

Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона).

Таким образом, нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома.

Рыбка В.Т. является собственником жилого помещения и участником отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

Собственники помещений жилого <адрес> в <адрес> не принимали решения об установки приборов учета общедомового потребления электрической энергии.

Кроме того, того собственник жилого помещения Рыбка В.Т. не давал согласие на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном ломе (с 8 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодека РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом -соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006. г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. №530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 г. №ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод истца, о том, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжение, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

При указанных обстоятельства, суд признает, что расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Рыбка Владимира Тимофеевича, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с 2010 г. по <адрес> противоречит указанным выше нормативным актам.

В связи с чем, подлежит удовлетворению иск прокурора о возложении на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Рыбка В.Т. проживающему в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Рыбка Владимиру Тимофеевичу, произведенный открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с июля 2010 г. по <адрес>.

Возложить на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Рыбка Владимиру Тимофеевичу, проживающему в городе Хабаровске <адрес>, за весь период выставления платы на общедомовое потребление с июля 2010 г. по октябрь 2011 г. в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 17.10.2011 г.